последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 27 октября 2006 г. № 82 Издается с 10 октября 1991 г. |
Козловский хутор – Конечно, знаю. – Ответ был на удивление скор, и доли секунды не потребовалось ему на размышление. Обычно вопрос о самом любимом, самом красивом месте заставляет человека задуматься. Для Валентина Ивановича Попова он был, похоже, решен раз и навсегда: «Козловский хутор! Съездить бы…». Ивот, наконец, стоим мы на краю поля. Рядом за горкой поселок Атлян. А перед нами чаша… Горная чаша вкруговую сомкнутых хребтов. – Атлянское плоскогорье, или лучше сказать, Козловское, по Козловским горам, - объясняет Попов. – Оно на 200 метров выше реки Атлян. Вот там внизу сад «Звездный». От него вправо, где начинаются кусты, и был когда-то хутор. Зросли крапивы, вечной спутницы человека, обозначили фундаменты прежних жилищ хуторка. Да старая лиственница с крюками и скобами, затянутыми древесиной. И тишина… Лишь позванивает колокольчиками пасущийся невдалеке табун. – Валентин Иваныч, а как попал сюда, в такую глушь? – Это долгая история. Мои предки Поповы – одни из первых поселенцев села Черного. Где они проживали, тот край так и звался «поповским». Справно жили: скотина, большой дом. Раскулачили отца зимой 1930 года. Меня тогда еще не было. Старшая сестра вспоминает, как их, шестерых ребятишек – мал мала меньше – разбудили ночью, кинули им на печь старые валенки. Связали всех веревкой, даже бабушку нашу. Посадили в сани и повезли лесами на реку Большой Кыл к Зюраткулю. То место – высокогорье, там и летом порой снег лежит. Н Кылу поселили в бараке. Булку хлеба и кусок сахара давали на семью в день. Люди были очень истощены, а надо еще и работать! Там в ссылке умерли два моих брата – одному было четыре, другому год. Сколько в тех лагерях, разбросанным по нашим горам, погибло людей, Бог знает! Тогда у отца и сложилась эта грустная песня о житье-бытье спецпереселенцев: Вдиких Уральских горах, Ге пташки одни лишь поют, Ввершинах гор Приуралья Клацкие семьи живут. Пивезли их в суровую зиму, Н жалея и малых детей. Рзместили в лесные бараки, Тчно в бочку набили сельдей. Клаки ведь такие же люди, Ои жили все честным трудом. А за то, что работали сами, Ообрали пожитки и дом. Пиезжай-ка товарищ Калинин. Псмотри на барак наш лесной. Внем живем мы не лучше скотины, Идетишки все плачут гурьбой.
– И сколько лет там прожили? – Через два года перевели семью в Карабаш. Отец работал в шахте «Первомайская» проходчиком, но недолго – заболел силикозом, было ему 37 лет. Вскоре умирает от недоедания бабушка. В день на одного человека давали 250 грамм хлеба, пленным же немцам – 400 грамм! Похоронили ее на Золотой горе. От газа медеплавильного завода уже тогда никакой растительности там не было. Любой дождик размывал грунт, вымывал гробы, и кости похороненных людей валялись прямо на земле. Ппа умер как раз под октябрьский праздник 44-го года. На другое утро приходит военный и подает справку о восстановлении его в гражданских правах и воинском звании. Мама заплакала, показывает военному на гроб и говорит: «Вот он и восстановился». Похоронили его на Золотой Горе. Позднее те могилы «врагов народа» сравняли бульдозером. Сейчас только на камне там высечено «Спаси и сохрани». – Сколько лет тебе было, Валентин Иваныч, когда умер отец? – Шесть. Через год пошел в школу, да учение на ум не шло – одни мысли о еде. Так и стал второгодником. А выжили мы за счет могучей выносливости мамы. Она бралась за любую работу – после схода льда на Богородском пруду вместе с другими женщинами ловила рыбу, шила одежду, меняла ее на муку у старателей. В памяти моей осталось много-много нищих детей и шахтеров, идущих на смену по басистому гудку завода. Бегали паровозики с вагонами руды, дым из труб медеплавильного в плохую погоду стелился по земле и тяжело было дышать. Вдетские годы я не знал, что где-то рядом есть зеленые леса и поля – кругом голые камни, чахлые кустики. Примерно лет в 10 стал с ребятами ходить на рыбалку на Аргази, на Киалим. Но еще долго постоянно чувствовал голод, даже ночью. А в одиннадцать лет я впервые попробовал конфеты, яблоки, белый хлеб. – И где это было? – Да вот тут на Козловском хуторе. Сестра мамина – баба Стеша зазвала нас сюда. Здесь был старый кордон, он освобождался. В его балаганчик и переехали. Корову пешком привели. Два дня шли из Карабаша. Перебрались – и вздохнули: картошка растет, морковка растет, ягненка нам дали, овечек, кур развели. Все – начали жить. Красота! За хлебом ходили в Атлян, по булке стали отпускать на двоих. В Атляне и учился в школе. Влентин Иванович оживился, глаза заблестели – как будто вчера еще это было. Он слышит голоса близких, он видит эти горы… – Вот-вот он балаганчик-то мой! Вот еще проволока моя валяется… – А балаганчик… Это что такое? – В земле яма вырыта, по бокам из камня фундамент и бревна в три наката. Посредине печь, сверху крыша. На Козловском 12 семей жило, и в основном в балаганах. Окошко откроешь – кругом трава! Самая милая жизнь – это когда в траве живешь. А как сейчас из коттеджей сверху смотрят на траву – ничего не видят. Ничего не понятно. А тут все видно. Снизу-то видней, чем сверху! Вт здесь мы с мамой и жили. Сзади двора у нас сарай стоял, крыша у него высокая была. Зимой ее обливал водой и катался с самого верха. – Как обливал? – С пацанами, друг другу подавали ведра с водой. Обольем доски, и как по ледяной горке в снежный надув – швырк! Летчиком хотел стать, тренировался. Чкаловым меня звали. – А воду где брали? – Здесь же, в этой долинке, кругом ключи – пять ключей бьют! На речушке запруда была, даже рыба водилась. Вон она плотинка – до сих пор стоит. У хутора история давняя. Появился он самое малое в 19-м веке. Баба Стеша с дядей прожили на хуторе 60 лет. Здесь их и раскулачили, сослали в Уфу. А потом дядя сбежал обратно сюда, долго прятался в сене. Хуторские – они в основном золото мыли. По ручью в кустах и сейчас все в дудках, до войны еще вырыты были. Сверху бревна, а внизу глубина в 30–40 метров… Вт тут изба Нургалея-татарина, тут Брюхова баба Таля жила. Через речку на горке – дядя Федя «Комсомол». Прозвище такое ему дали. С женой они баптисты вроде были. А кур у них водилось!.. Вечером, когда рассядутся куры на насест, Гайнатка, мой ровесник, привяжет за седала веревку и длинную-длинную жердь. Смотрим, дядя Федя с тетей Маришей Богу начали молиться: что-то читают, песни поют – в окошко-то видно все. «Гайнатка, давай!»… По всем горам куриный ор! Горы чашей, куда ни глянешь – стеной поднимаются. Такое эхо! Д, все мы дети своего времени. Хоть и волосы поседели, а озорство все еще в глазах у Валентина Ивановича. – Часто проказили-то? – Ой, что было! Да только ли мы? Рядом с хутором дорога из Миасса проходила. После войны машины стали ходить. Конечно, пыль от них. Дядя Ваня Брюхов и говорит: «Че они ходят? Че они ходят? Проволоку че ли натянули бы?». Ну, долго что ли нам – за лиственницу да за столб, да на высоте кабины… – Ничего себе! Вот за эту лиственницу? – За нее родимую… - и тихо прикоснулся рукой к шероховатой коре. «Хоть бы что рассказала – всех ведь помнит. Сейчас мне шестьдесят шесть, а она вроде и тогда, в 12 лет, такая же была». Вт так всегда – все в нем соединено: ласковый тенорок с волевым напором, озорство, решительность и мягкость характера. Любимец, видно, матушкин был. А как же – последыш – берегла и лелеяла по мере сил. Но и сын вырос, не скрывал любви и заботы к матери своей. – Мама рано стала инвалидом, пятидесяти не было. Я думаю, что же, на ее шее буду сидеть, шестнадцатый год уже – взрослый. Фильм тут еще посмотрел «Пятнадцалетний капитан». «Вон в пятнадцать корабли уже водили, а я…» Поступил в строительное училище на моториста – кулацкому сыну другой дороги не было. Закончил его. – Больше не возвращался на хутор? – Нет, вернулся. Уже с женой, после окончания Троицкого сельскохозяйственного техникума. Направили нас в Медведевку, за Златоуст. В пути шофер автобуса расспросил: куда да зачем? «О, в Медведевку! Так там одни камни, овес и то не растет». А я уже поработал агрономом в Черновском совхозе, говорю Тамаре: «Вылазь». В Сыростане вылезли, разворачиваемся и обратно. Работать стал в Атлянском отделении, но жили здесь на хуторе. Здесь и сын Миша родился. – А до какого времени просуществовал хутор? – Примерно до 1967 года. Тогда многие занялись туризмом, туристические походы начались. В то время мы уже перебрались в Смородинку и маму с собой забрали, хотя сено по-прежнему заготавливали тут. Дома пустые стояли, брошенные – кто умер, кто уехал. В них туристы стали ночевать. Зимой и сожгли наш балаганчик. Так весь хуторок и пропал. Состарился. Все рухнуло, рассыпалось… А если бы поддерживать – жить можно было безбедно. Богатейшая земля, какие пастбища тянулись вплоть до самой Госконюшни! А воздух, а вода… Санаторное место! Сколько лет прошло, крапива вон стоит и ждет еще кого-то. Вт и съездили на родное пепелище… Как много у России забытых деревень, неосознанного прошлого.
О. СУРОДИНА.
|
назад |