последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 18 октября 2006 г. № 79 Издается с 10 октября 1991 г. |
«Их надо просто любить…» Вконце сентября специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 для детей с отклонениями в развитии отметила свое 45-летие. Как живет особая школа сегодня? Об этом – наш разговор с учителями-ветеранами Тамарой Юшиной и Ниной Сахаровой. – Тамара Николаевна, в чем особенность работы педагога в школе-интернате? – Дети здесь совсем другие. И больные, и с отклонениями в развитии, и легковозбудимые, и заторможенные. Надо знать их особенности, а отсюда – и разный подход к каждому. В школе 150 человек, 40 живут здесь постоянно (те, кто из поселков и деревень). – Дети 30 лет назад и сегодняшние. Есть разница? – Тогда было больше педагогически запущенных детей. Что это значит? Не посещал школу, запустил материал – его на комиссию и в интернат. Сегодня психолого-педагогическая комиссия отбирает по заболеваниям, причем, диагнозы достаточно сложные: послеродовые травмы, травмы, полученные в период до трех лет и т. д. Есть ребятишки, у которых отклонения в развитии появились потому, что беременная мама переболела гриппом, желтухой, краснухой… Нельзя сбрасывать со счетов и такие факторы, как экология, радиация, злоупотребление алкоголем. – Для особых детей и учебная программа особая? – Ни физики, ни химии у нас нет. Есть чтение, русский язык, математика, география, история, биология, музыка, рисование, физкультура и труд. Основное внимание уделяем коррекционным предметам и трудовому обучению (слесарное дело, кулинария, швейное дело). Ребенок должен уметь делать то, что ему в жизни пригодится в первую очередь. – Нина Николаевна, педагоги школы, наверное, должны обладать не только знанием психологии и специальной методики, но и недюжинным терпением? – Ребенок должен видеть, что я ему – друг. Только тогда он раскроется передо мной, будет меня слушать и слушаться. Разговариваем всегда на равных, по-хорошему, доверительно. Ни в коем случае нельзя притворяться! Увидят и перестанут доверять. Просто их надо любить. На грубость реагируют бурно, поэтому только скажу укоризненно: «А если бы я тебе так ответила?» Эти слова действуют лучше, чем, скажем, я бы стукнула по столу. Он тогда тоже стукнет и убежит. А главная трудность для наших педагогов – отдаешь всего себя, все свои знания, но результата работы не видишь. В силу своих умственных способностей не могут дети дать результат! Помощи от родителей нет. Общими усилиями стараемся подготовить наших детей к самостоятельной жизни, научить правильно адаптироваться в обществе. – Никогда не хотелось уйти в обычную школу? – Привыкли мы к своим детям. Да и коллектив у нас дружный, устоявшийся. Новые педагоги надолго не задерживаются. Почему? Во-первых, как уже говорилось, неудовлетворенность в работе. Во-вторых, брезгуют детьми, у которых отклонения не только в умственном развитии проявляются, но и в быту. Некоторые нормально кушать не умеют. А по правилам мы должны садиться за стол вместе с ними и учить своим примером. …Обязательно надо хвалить, подбадривать. Пришли, допустим, с урока труда. Принесли указки, что сами сделали, – кривенькие, косенькие… Руки-то не всегда слушаются, моторика нарушена. «Не переживай, – говорю, – хорошая указка! Вон как хорошо ею записи на доске показывать. В следующий раз сделаешь еще лучше, это я тебе точно говорю!». И как же он сразу от этих слов расцветает… – Приходилось ли когда-нибудь плакать, расстраиваться, если воспитанник обидит? – Никогда! В нашей школе вообще редко обижают целенаправленно – скорее, в силу своих особенностей. Да и знаем уже, от кого чего ждать. Натворит что-то, скажу: «Ты же знаешь, что нельзя так делать! Как теперь мне поступить? Маму твою жалко, придется пригласить в школу…» Бурчит в ответ: «Я не буду больше…». И глаза прячет. Стыдно… Ласки им не хватает, любви – вот и заменяем родителей, сестер, друзей… Сидят братья за партой, один и говорит: «А у Пети день рожденья сегодня!». Как – день рожденья? Достаю из сумки конфету, кладу на парту: «Петенька, поздравляю!». 18-летний парнишка покраснел, как ребенок: «Спасибо!» Кто же его поздравит, кроме нас? …И секреты нам свои доверяют, и учить приходится житейским вещам – даже таким, как с девушками познакомиться. – Что ждет воспитанников после окончания интерната? – С нашим аттестатом они могут поступить только в специализированные училища в Златоусте или в Челябинске. Если родители платежеспособные, устраивают детей на платное обучение. Полгода учебы – и уже есть специальность. Процентов 40 как-то в жизни устраиваются. А те, кто из неблагополучных семей, чаще идут по стопам родителей. Трудно им приходится. Это здесь их любили и жалели, а за порогом школы – не понимают и не принимают. Грькие слова… И тем более ценна самоотверженная работа педагогов, изо дня в день отдающих свою любовь и заботу обиженным судьбой детям. У истоков школы стояли К. М. Полякова, А. И. Жуковская, Г. К. Подкорытова, Н. В. Барсукова, В. Н. Надымова, В. Л. Асташова, О В. Акентьева, Н. В. Казымова, Н. Г. Марухина, О. В. Почебуй. Более 20 лет отдали работе в интернате воспитатели А. В. Ванькова, Т Г. Суханова. Внастоящее время в школе-интернате работает 38 педагогов. Среди них – ветераны педагогического труда В. В. Дацковских, Т. Н. Юшина, В. Н. Морозова, Т. П. Шеломенцева. Оыщите и вы в своем сердце хоть капельку сострадания к особым детям…
Н. Васильева.
|
назад |