последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 25 августа 2006 г. № 64 Издается с 10 октября 1991 г. |
И поесть, и попить... А товар заменить? Хтим мы этого или нет, но человеку ежедневно приходится совершать покупки. Поэтому «потребительские» вопросы всегда волнуют буквально всех. Как быть, если в ваши руки попал просроченный товар? Куда обращаться, если вас обвесили или обманули? На эти и другие вопросы отвечает начальник управления по торговле и услугам Олег Гончаров. – Олег Николаевич, часто от людей слышишь жалобы, что в магазине был куплен просроченный товар. Приобретается недоброкачественная продукция чаще всего в супермаркетах. Как часто проводятся проверки универсамов? – Вообще мы вправе наносить визиты в магазины один раз в два года, но можем проверять чаще, если есть жалобы. На супермаркеты жалоб поступает много, поэтому совсем недавно нами был проведен рейд. Выявленные нарушения касаются в основном просроченного товара и несоответствия цены, указанной на ценнике, с той, которую покупатель обнаруживает на кассе. – Довольно часто продавцы предлагают товар с истекшим сроком годности или со сроком годности, который со дня на день должен закончиться, по сниженной цене. Имеют ли они на это право? – Если срок годности не истек, то магазин имеет право снизить цену на товар, но продукцию, срок годности которой закончился, продавать ни в коем случае нельзя. К примеру, если на яблоках появились червоточинки, их уже необходимо убрать с прилавка. Так же обстоят дела с другими видами овощей и фруктов, но зачастую ими продолжают торговать, устанавливая более низкую цену. Это нарушение, за которое продавец может понести наказание. – Некоторые магазины нашего города вывешивают объявления, гласящие, что обмен или возврат товара производится только при наличии паспорта и чека… – Нам известны магазины, где висят такие объявления, и наши специалисты уже разобрались в этой ситуации. На самом деле ни один магазин не вправе требовать паспорт с покупателя для обмена или возврата товара. Такие полномочия имеют только правоохранительные органы. – А как быть тому, кто купил просроченные продукты, но обнаружил это только дома? Без чека их можно обменять? – Многое, конечно, зависит от порядочности продавца. Один без слов обменяет порченый товар на нормальный и про чек даже не вспомнит, а другой начнет в бутылку лезть. Часто даже до суда приходится дело доводить. Н нередко встречается и недобросовестный покупатель. Купил, к примеру, бутылку водки, выпил, налил в нее воды, пришел в магазин и требует от продавца замены товара: «Вот мы вскрыли, а там вода». Тк что каждая ситуация индивидуальна и разрешается по-своему, но в любом случае ее решение зависит от человека, от его порядочности и честности. – И все-таки покупатель страдает чаще, чем продавец. Если продукты свежие купил, то нередко обвесят… – Кстати, о весах… Не очень давно проверка весов и средств измерения проводилась нами совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Челябинской области. Результаты весьма неутешительные. Проверено было 12 субъектов, включая овощные палатки, и очень много выявлено нарушений: фальшивые пломбы на гирях, весах и портняжных метрах, неклейменые гири и весы, просроченные клеймения…. – Можно покупателю попросить продавца показать, например, клеймо на весах? – Покупатель вправе осмотреть весы. Только вряд ли сможет в них разобраться. Он же не знает, какая должна буква стоять на клейме. Буквы регулярно меняются, даже мы узнаем о том, какая, допустим, в этом году, непосредственно перед проверкой. Стоит только где-то это огласить, тут же начнут подделывать. Покупатель может проверить наличие голограмм, которые сейчас наклеивают на весы, обратить внимание на пломбы, блокирующие места, через которые можно залезть внутрь весов. – В начале августа управление по торговле и услугам провело проверку сельских магазинов. В них также были обнаружены нарушения? – В сельских магазинах тоже нарушений хватает: и водка со старыми акцизами, и неправильно оформленные ценники, и книга отзывов и предложений не просматривалась владельцем магазина очень давно... В южных деревнях и селах, в Смородинке, например, значительно меньше нарушений, чем в северных – Новоандреевке, Тыелге и Коробковке. – Раз уж заговорили о виноводочной продукции…. Импортные вина и водка уже появились на прилавках магазинов города, нарушений в области акцизных марок не возникает? – Мы постоянно проверяем магазины, осуществляющие торговлю алкогольной продукцией, но пока все нормально, никаких нарушений не выявлено, фальшивых марок не обнаружено. Есть, конечно, индивиды, которые до сих пор продают молдавские и грузинские вина -- с ними работаем. А по маркам ничего не было, все четко совпадает. В общем-то, и со старыми особых проблем не было. Все эти разговоры в прессе, что в стране очень много суррогатного алкоголя – ерунда. Травятся не тем, что куплено в магазине, а тем, что покупается в местах несанкционированной торговли. – И еще немного на алкогольную тему. На депутатской комиссии обсуждался вопрос, касающийся мест общественного питания, где не должна осуществляться розничная продажа пива … – Существуют федеральный и областной законы, в которых прописано, что торговля пивом не может осуществляться на расстоянии менее 50 метров от образовательных, культурных, медицинских учреждений, остановок общественного транспорта. Руководствуясь этими законами, мы пытаемся принять городское положение, касающееся точек общественного питания. Это положение значительно усложняет жизнь общепиту – летним кафе, кафетериям, так как в тех местах, где осуществляется продажа пива на разлив обязательно, например, должен быть оборудован туалет, и так далее. – Придорожные и летние кафе радуют больше, чем супермаркеты или также есть грешки? – Мы проверяли летние кафе в придорожной, пляжной и городской зонах. Без нарушений не обошлось. В некоторых отсутствовала лицензия на торговлю спиртным, которое, несмотря на это, свободно продавалась, повсеместно были обнаружены нарушения ассортиментного перечня: делают меню как в ресторане – первые, вторые, третьи блюда, хотя разрешений нет. А в принципе, придорожные и летние кафе стали более ответственно относиться к работе – нарушений выявляется значительно меньше, чем раньше. Проблемы у них, в основном, с жителями, которые регулярно жалуются на шум. – Какие наказания предусмотрены за нарушения тех или иных норм? – В основном – штрафы. Например, штраф за неклейменые весы составляет от 500 до 1000 рублей. Размеры штрафов прописаны в статьях административного кодекса, зависят от ситуации и налагаются соответствующим органом. – Если сравнивать с прошлыми годами, в продовольственных магазинах ситуация как-то изменилась, нарушений стало больше или меньше? – Ситуация, конечно, меняется в лучшую сторону. Сейчас много предпринимателей, которые дорожат своим именем и строго придерживаются буквы закона. Но в то же время набор нарушений всегда присутствует. Во-первых, законодательство постоянно меняется: не успели отследить закон, не подстроились – вот и нарушения. Коме этого, зачастую наблюдается такая картина: предприниматель все делает по закону, а продавец что-то где-то «мудрит». Кличество торговых площадей у нас большое, училище не успевает выпускать требуемое количество кадров, вот и приходится принимать продавцов не очень честных и порядочных. У многих из них поэтому нет необходимых знаний относительно торговли, некоторые даже не знают, как правильно устанавливать весы. Низкая квалификация, низкая культура…. Как тут без нарушений? Поэтому фактически основной вид нашей деятельности – профилактическая работа.
Беседовала Ю. МЫЗНИКОВА.
Тково уж наше время, что доверять можно только самому себе, поэтому напоследок хочется дать совет: будьте бдительны, когда идете в магазины за покупками, внимательно смотрите на ценники, чеки и, конечно, на срок годности. А если у вас все же возникли проблемы, обращайтесь в Управление по торговле и услугам по адресу: ул. Романенко, 77 или по телефону 56-36-44.
|
назад |