последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 19 июля 2006 г. № 54 Издается с 10 октября 1991 г. |
«Дойти до самой сути…» Влядываясь в дореволюционное время, невольно задаешь себе вопрос: почему православный люд так стремился почитать царя, что даже росписи Божьего храма отражали царствование его? Преклонение пред «сильными мира»? Возможно и это. Но что заставляет граждан сегодняшней России в наши дни, отдаленные от того времени веком, идти покаянным крестным ходом по дорогам и весям? Разве мало в прошлом было убиенных царей? А в храмах затеплились перед иконой Царской свечи … И в середине июля необычные для наших буден – Царские Дни. Кк-то в разговоре знакомый молодой человек очень точно отразил взгляды современников в отношении царя. Не скрою, в прошлом и мои, не в столь только резкой и категоричной форме. «К последним Романовым я отношусь не- однозначно. Детей, конечно, жалко. Лейб-медик Боткин – просто герой. Что же касается самой венценосной семьи… Если бы они были обыкновенной семьей, то были бы счастливы. Они очень любили друг друга. Но Николай II был просто бездарь на троне. И трагическую судьбу он подготовил себе сам». Дльше последовал разбор ошибок и просчетов царствования последнего Государя из рода Романовых. Все вроде бы выходило верно. А сердце… Сердце почему-то не соглашалось с этим. За войнами, революциями, крушением империй – событиями внешней истории – сокрыты законы духовные. Воздаяние по делам нашим… Чо же такое «царь», «царское служение» и откуда в России цари? Летописи сообщают… В 988 году киевский князь Владимир принял крещение и женился на сестре византийских императоров – царевне Анне, на Руси установилось династическое родство с православной империей Византии. Через сто с лишним лет правнуку князя Владимиру Мономаху посланы из Византии царские дары – скипетр, корона. Но пока он еще князь. В1472 году Иоанн III венчается с племянницей последнего византийского императора. Преемников по мужской линии нет. Переход в Москву Священного Царства – царства, в которое при рождении был вписан Христос – явственно состоялся в 1497 году. Двуглавый византийский орел появился на княжеском гербе. Ианн Грозный первым из русских государей принимает титул «Царя Московскаго и всея Руси». Россия становится центром мирового Православия. По словам старцев, именно России отвечать за Его судьбы на Страшном Суде. Священное Царство, оказывается, не привилегия, но бремя, послушание и крест! И помощь православному миру. 1613 год… В согласии с волей русского народа, на основании решения Земского собора грамота митрополитов, архиепископов и епископов утвердила за царем Михаилом Федоровичем и его преемниками из рода Романовых право самодержавного владения Русской землей с ответственностью в своих делах перед Единым Небесным Царем. За себя и своих потомков народ дал клятвенное обещание охранять Царскую Самодержавную власть, повиноваться ей без сомнения и колебания. «Да будет же написанное незабвенно, твердо и нерушимо в роды и роды». Нд царем при восшествии на престол совершалось таинство Помазанья, он становился священной особой, через него вершилась воля Божия. В сознании русского народа он заступник пред Богом за весь православный люд. В судьбах царей видели они воздаяние за жизнь подданных. Даже философы утверждали: «Государь один исключительно смотрит на вещи не с точки зрения «нашего поколения», но всех поколений Отечества и бывших и будущих» (В. Розанов). Н это в идеале. Что же Николай Александрович, каков он был как царь? Годы царствования его сулили России процветание. Страна становилась великой индустриальной державой, оставаясь кормилицей Европы – урожай 1913 года на треть выше, чем в США, Канаде и Аргентине вместе взятых! Еще в начале правления царь выступает с инициативой созыва международной конференции. Этот «дурачок Ники» – так называли Государя предавшие его впоследствии родственники, добивается проведения в Гааге в 1899 году конференции, определившей принципы мирного разрешения международных конфликтов. Его ли вина, что на долю царскую выпали кровопролитные войны? Внародной памяти множество случаев трогательного отношения Государя к простым людям. Он обладал правом помилования приговоренных к смерти и пользовался этой данной ему Богом государственной привилегией как истинный христианин. И то ставят в упрек… «Доброта царя есть его долг, его слава, его величие. «Доброта» подчиненных царю органов власти – есть измена, воровство, преступление. Кто осуждает царя за доброту, тот не понимает существа царской власти. Кто требовал от царя суровости, твердости, тот сваливал на царя собственные обязанности и свидетельствовал о своей измене». (Н.Д. Жевахов). Пнимание и любовь к царскому служению на рубеже веков стали в России блекнуть. «Он отрекся, потому что мы отреклись от Царского служения». (П.С. Лопухин) Как сказал архиепископ Нафанаил: «Народ наш совершил двойной тяжкий грех – изменил Царю-Помазаннику, и изменил ему именно за то, что тот был праведным, бескомпромиссно исполнял свой Царский долг, служа правде Божьей». Знаменитая старица Матрона говорила: «Напрасно император Николай отрекся от престола. Пожалел народ, собою расплатился. Зная наперед путь свой». Н если бы не добровольное, а с точки зрения законодательства – незаконное отречение императора Николая II от престола, мы бы все были раздавлены тяжестью никем на Земле не разрешимой клятвы 1613 года. Тогда бы весь народ по этой клятве был лишен спасения для вечной жизни. Пожертвовав собой, Государь не предотвратил великого народного бедствия, но сохранил незапятнанной для следующих времен идею Православного Царя, для которого власть есть бескорыстное служение Богу и людям.
Страницу подготовила О. Суродина.
|
назад |