последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

19 июля 2006 г.
№ 54

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Храм Вознесения

   С16 июля в России — дни памяти Царственных Мученников

   

   Щлкнул навесной замок, скрипнули высокие железные ворота. Под ногами мраморные плиты, а вверху над дверью притвора в прямых солнечных лучах сияет как прежде икона Вознесения. И дух… Особенный, терпкий, присущий только ей – церкви Вознесения Господня. Стоит она ныне на землях Башкортостана, а когда-то Вознесенка –

   заводское село Миасского завода.

   Сгодня необычное посещение. Священник отец Андрей (Кузьмин) стал для нас «экскурсоводом». Гулко отдается под сводами голос. И с первых же слов – открытие:

   – Храм Святого Вознесения Господня начал строится примерно в 1895-96 годах, в начале царствования Государя Николая II. В его правление было построено много церквей и монастырей, более десяти тысяч. И наш каменный красавец-храм в селе Вознесенка на месте обветшалой деревянной церкви стал возводиться в эти годы.

   О этом свидетельствует образ Николая Чудотворца – ангела-хранителя царя Николая II. Взгляните, на колонне справа от Царских врат над образом Чудотворца – скипетр, держава и корона – царские регалии. А слева на колонне образ Александры – мученицы. И над ней те же царские регалии.

   – Сколько лет приезжаем в храм, а не замечали, батюшка, этого! И предположить не могли, что образ Царя – Мученика так явственно отражен в его фресках.

   – Свидетельство тому и образ Серафима Саровского, прославленного царем в 1903 году. К этому времени храм уже был построен и начата роспись. Расписан же он весьма прекрасно. Нам не известны имена художников, но это были мастера высокого класса. Фрески святых и праведных Кирилла и Мефодия, Георгия Победоносца, Александра Невского, Елены и Константина на Воздвижении Креста Господня… Говорят, это школа тех же художников, что расписывали Храм Христа Спасителя в Москве.

   Нобычность росписи и в глубине отражения истории человечества. На северных и южных вратах алтаря образы Аарона и Моисея. Как правило – архангела Михаила и архидиакона Стефана. Здесь же Ветхий Завет. В пределе есть редчайшая икона, на которой изображен Медный Змий. Это когда в пустыне при нашествии великого множества змей стал погибать избранный народ. Вот тогда и воздвиг его на древе Моисей: «Ужалит змея, смотрите на него – и останетесь живы!»

   – Вот почему, наверное, так привлекает этот храм: совершенством и глубиной отражения истории?

   – Храм привлекает в первую очередь тем, что он намоленный. Предки наши были верующими людьми. Жители вспоминают, что по воскресениям большой вместительный храм был полон. По праздникам же народ даже на улице стоял, а это только местное население. Старые люди, которым сейчас по 80 лет, помнят, как их родители рассказывали, что еще в детском возрасте принимали участие в строительстве – носили, поднимаясь по высоким лесам, по одному–два кирпича.

   Вселе жили прекрасные кузнецы и мастера столярного дела. Многое в храме было сделано ими. Даже если судить по тому, что осталось, и то видно, насколько богато все было – иконы, утварь, алтарь. В неизмененном виде от того времени сохранен иконостас. Еще в 60-х годах храм был в относительно хорошем состоянии.

   – А какую историю прожил храм Вознесения, когда закрывался?

   – Закрывали его дважды. До войны и во время ее здесь, по-видимому, было зернохранилище. Но росписи еще оставались целыми. Наибольший ущерб принесло второе закрытие в 60-х годах. Уже наши современники, тогда молодые люди, разбивали окна верхнего яруса, проникая в храм, жгли костры, стреляли… С той поры Нерукотворный Образ Спаса нашего иссечен дробью. Били, рушили, ломали. Начались резкие перепады температур. Дождь и ветер довершили разрушение. Двадцати лет достаточно было, чтобы привести храм в разгромленное состояние – протекающая крыша, на полу тонны голубиного помета.

   – Батюшка, а как началось возрождение?

   – В 1990 году, когда стали открывать в России храмы, мой младший брат Петр, тогда мастер производственного обучения (он закончил Миасский геологоразведочный техникум), пришел к директору комбината в Учалах с просьбой о помощи в строительстве церкви. Выслушав, тот направил его в Вознесенку: там есть прекрасный храм! Вместе с учениками Петр приехал сюда, и то, что они увидели, глубоко взволновало их. Очистить церковь стоило больших трудов.

   Зтем Петр поехал в Уфу, в епархию просить для храма священника. В то время священнослужителей было мало. Брату предложили самому стать иереем – он согласился. Несколько лет каждое воскресенье ездил за 60 километров в Вознесенку, вел в храме службы. Сейчас отец Петр служит в Учалах, закончил Богословский Свято-Тихоновский институт.

   А мы с Божьей помощью и помощью благотворителей продолжаем восстанавливать храм. Каждый батюшка внес толику забот в его возрождение. Кто-то перекрывал крышу, обновлял купола, кто-то клал печи, отмывал иконы. Недавно сделали отмостку. Сейчас проводим отопление. В этом нам хорошо помогают Сангалысский комбинат и Башкирская золотая компания. Не забывают нас и миасцы. Из года в год снабжает топливом уроженец села Н.И. Косяков, помогают мебельная фабрика, Миассзолото. Дай Бог всем здоровья и процветания! Впереди еще большой объем работ, в первую очередь – наружная штукатурка храма и восстановление карнизов.

   – Но у вас, батюшка, несмотря на ремонт, проходят и службы?

   – Да, каждую субботу в 16 часов и в воскресенье в 9. Жаль только прихожан немного. А ведь в последнее десятилетие немало миасских жителей крестилось в храме Вознесения. Приезжали семьями. Сейчас почему-то из христианского вероисповедания воспринимается только крещение и отпевание. Люди как бы проходят мимо жизни Церкви. Это весьма прискорбно.



назад

Яндекс.Метрика