последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

14 июля 2006 г.
№ 53

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Родятся дети, чтобы жить...

   Оромные выразительные глаза, длинные черные волосы, смуглая кожа – такими мы увидели девочек-чеченок в оздоровительном лагере «Ильмены», когда приехали повидаться с далекими и необычными для Миасса гостями. Честно говоря, слегка волновались: дети приехали из районов боевых действий, как-то отнесутся к нам? Ждали замкнутости, нелюдимости, скрытности, молчаливости... А нашли – совсем противоположное: открытые, приветливые лица, искренние улыбки, ласковые объятия. Это – девочки. Мальчики, как и подобает настоящим джигитам, вели себя сдержанно, хотя эмоции так и рвались наружу: только что они выиграли футбольный марш у местной команды!

   ...В начале июня лагерь «Ильмены» встречал юных чеченцев 12-14 лет и их руководителей хлебом-солью. В ответ гости, несмотря на усталость (трое суток в дороге!), лихо сплясали лезгинку, пожелали добра и предложили дружить. Кто, как не эти дети, своими глазами видевшие смерть, на себе прочувствовали, насколько это важно – жить в мире...

   – Чеченская делегация прибыла к нам по президентской программе, цель которой – налаживание межнациональных отношений, – рассказывает директор лагеря Наталья Деева. – Поражает отзывчивость детей, доброта, положительный настрой. Приехали они на день раньше официального заезда и все время спрашивали: «А когда остальные дети приедут? Будут ли русские? Хотим подружиться с ними!» Удивляет организованность – ничего не делают без разрешения руководителей. Живут по своим традициям. Так, в первый день, когда дети спускались со сцены после выступления, наши вожатые подавали девочкам руку. Девочки, руки, конечно, подали, но после этого пошли мыть их – в Чечне мальчикам не полагается прикасаться к девочкам...

   Всоставе делегации – 15 руководителей, педагоги тех школ, где учатся приехавшие чеченцы. Такие же приветливые, улыбчивые, как и дети, взрослые не отказались пообщаться с нами.

   – Разговоры о поездке наших детей в Челябинскую область шли еще два года назад, – начинает разговор руководитель делегации, главный специалист министерства образования и науки Чеченской республики Раиса Хасанова. – Мы отнеслись к этой затее положительно, хотя некоторые вещи смущали: и ехать далеко, и о повышенной радиации слышали, и челябинские скинхеды пугали... В прошлом году, когда по России ездил Поезд Дружбы из нашей республики, были достигнуты договоренности о сотрудничестве в области культуры, науки, образования. Потом было долгое обсуждение соглашений, к началу июня подготовительная работа закончилась, стали комплектовать группы. Детей отбирали в основном из малоимущих семей, тех, кто хорошо владел русским языком, умел петь, танцевать. Чтобы обезопасить себя, включили в состав делегации двух медиков и работника милиции – дорога предстояла неблизкая...

   Првоначально маршрут предполагал долгую остановку в Минводах – почти сутки, но с помощью Комитета молодежи Ставропольского края удалось сделать дорогу почти безостановочной. К радости руководителей, вагоны, в которых ехали дети, оказались очень удобными, комфортными, с кондиционерами, чистым бельем, с вежливыми проводницами. Чистота – вот что в первую очередь интересовало и родителей.

   – Единственный вопрос, который они задавали по телефону: «Чисто ли там?», – смеется Раиса Абдулаевна. – Мы отвечали: «Очень чисто!», и тогда они успокаивались. Дорогу ребята перенесли хорошо, а услугами наших медсестер пользовался весь поезд. Обслуживающий персонал вагона удивлялся, почему в тамбурах нет окурков – ведь ехали старшеклассники! А ничего удивительного: наши ребята не курят. И невозможно встретить в Чечне курящую девочку, девушку, женщину. Таков кавказский менталитет – женщина не курит, не пьет, не сквернословит.

   Длгую дорогу на Урал руководители пытались скрасить тем, что постоянно занимали детей: играли в шашки, шахматы, репетировали выступление перед новыми друзьями, разучивали речевки, песни, стихи. И оберегали свой вкусный подарок уральцам – громадный трехэтажный торт, подобие башкирского чак-чака, в Чечне называемый по-другому – вермишелевая халва.

   – После концерта на открытии смены мы, по просьбе гостей, разделили это угощение на всех детей, отдыхающих в лагере и разнесли по палатам с пожеланиями добра от чеченских ребят, – говорит директор лагеря.

   Кнцерт дал старт сближению русских и чеченцев. Может, этому поспособствовала задорная лезгинка, которой азартно аплодировал весь лагерь. А может быть, едва заметный перелом в нелегко складывающих отношениях наступил в тот момент, когда хрупкая девочка Амина с громадными грустными глазами читала стихотворение о войне:

   ..Я географию учу,

   Плезной людям быть хочу.

   А кто-то где-то, может быть,

   Уе решил меня убить.

   О кнопку черную нажмет,

   Зпустит бомбу и уйдет,

   Ибудет дома пить и есть.

   Н у него ведь дети есть!

   Иесли кто-то их убьет,

   Кк он их смерть переживет?

   Убомбы нет ушей и глаз –

   Оа убьет и нас, и вас...

   

   П словам Натальи Деевой, не многие сумели сдержать слезы после этих строк...

   Ивот уже русские ребята просят научить их танцевать лезгинку, а девочки-чеченки с удовольствием опекают детдомовских малышей – всем хочется ласки, всем хочется мира и добра.

   – Война коснулась каждого из наших детей, – продолжает разговор руководитель делегации. – Разрушения, потери, гибель близких... Сама я из Грозного, дети, в основном, из сельских районов. В городе разрушено все, не осталось ни одного музея. Ехали сюда и радовались, что сможем показать ребятам настоящий музей. В книге прочитать – одно, воочию увидеть – совсем другое.

   Лбопытно, что конечную цель своего путешествия гости из Чечни узнали в последний момент. Что знали о Миассе? Да ничего и не знали. Разве только слово Ильмень вызвало ассоциации с Садко. Так и думали, что едут на родину былинного гусляра.

   Н повезло с погодой: мечтали о дожде, но когда этот самый уральский дождь шел в течение нескольких дней, одна из девочек сказала: «Дождь – это, конечно, хорошо. Но не в таком же количестве!» Так что пришлось южанам утепляться!

   Врочем, холодную погоду скрашивает теплое отношение хозяев к дорогим гостям. Любое их пожелание стараются исполнить, во всем идут навстречу. Непривычна для чеченцев уральская кухня? По возможности перестроили меню. Ребята поначалу беспокойно спали? Врезали дополнительные замки – и проблем со сном не стало. А в лагерных вожатых влюблены все поголовно!

   – Замечательные вожатые! – Раиса Абдулаевна искренне восхищена. – Очень талантливые, легко находят общий язык с детьми, воспитанные, абсолютно все умеют делать...

   – Мы обучали своих вожатых в Всероссийском детском центре «Океан», – поясняет Наталья Деева. – Там же подготовили проект программы, которая получила название «Пусть всегда будет мир!». В нее вошли экскурсии на озеро Тургояк, на пляж «Ривьера», в краеведческие музеи Златоуста и Челябинска, много интересных общелагерных мероприятий, творческие мастерские... А самое главное – мы в этом году обучаем чеченских ребят водить яхты!

   Рзговор возвращается к обычаям и традициям чеченцев.

   – Да, мы живем по своим правилам, – подтверждает Раиса Хасанова. – Для восточных народов очень важно почитание старших, уважение к женщине, вежливость. Слово старшего для ребенка – закон. Не принято у нас оголять животики. Купаются мальчики девочки в разных местах. Женщины-чеченки при своих мужчинах должны надевать платки и не ходить в брюках. Но здесь так холодно!.. Перед едой произносим молитву, некоторые дети, которые молились дома, делают это и сейчас в своих комнатах. Конечно, цивилизация коснулась и нашего народа, но в основной своей массе стараемся оставаться сами собой.

   Нзаметно переходим снова к теме войны. Трудно подобрать слова, чтобы не ранить этих людей, заставляя их возвращаться к страшным воспоминаниям...

   – Удивляюсь, – задумчиво говорит руководитель. – У наших детей хватает мужества смеяться, танцевать, веселиться. Вообще считаю, что дети военного поколения более сильные, более стойкие. Хотя здоровье у них слабое. У нас, взрослых, постоянно слезы, переживания... Может быть, дети просто не думают о том, что все может повториться? А мы мыслями то и дело возвращаемся туда, трудно успокоиться и расслабиться... Вспоминаю один эпизод. Шел 1995 год. Я осталась дома, в Грозном, не выехала. В тот день сильно бомбили наш участок. Выглянула в окно – кот и собака на брюхе к дому ползут. Откуда они знают, что такое бомба?.. Каждая семья может целую книгу написать о войне. И не так страшны были бомбежки, как проверки. Вторая чеченская кампания намного страшнее первой. В феврале в наш поселок зашли военные, спецназ. Просто заходили в каждый двор и убивали. 122 убитых за один день – мужчины, женщины, дети, независимо от возраста. За что? Мы много страдали от дудаевцев. Русские военные пришли нас защищать, люди выходили им навстречу, а наталкивались на пули. Такое тоже было... Нет, я не сужу о народе по отдельным мерзавцам и не собираюсь это делать. Но, как в стихотворении у Амины говорится, «Родятся дети, чтобы жить – не позволяйте мир убить!»

   ...Мы общались с ребятами недолго: вместе сходили на берег Ильменского озера, фотографировались, болтали, смеялись...

   «Хотите, лезгинку станцуем?» – и тут же пошли в пляс: стройная, легкая, глазастая тростинка-девочка и гордый джигит-мальчуган на фоне зеленеющих Ильменских гор. Родятся дети, чтобы жить...

   


Н. Корчагина.

   



назад

Яндекс.Метрика