последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 9 июня 2006 г. № 43 Издается с 10 октября 1991 г. |
«Славою и честию венчай их» Сятые Таинства Церкви… Сегодня на странице «Мир всем» – новая рубрика. В ней мы познакомим читателей с таинствами Православной Церкви. Спружеский брак – одно из тех семи таинств. Спросите человека, что для него самое ценное, самое главное в жизни? От чего во многом зависит его успех или неудачи, здоровье или болезни? И пока теплится в сердце любовь, ответит он… семья, от семьи. Уивительно и символично первое явленное чудо Иисуса Христа, сотворенное на свадьбе в Кане Галилейской. Мы не знаем, кто были те «молодожены», осчастливленные благословением Божьим, претворением простой воды в вино, выдержанное годами. Поэтому тем чудом благословляется супружеская жизнь всех людей, брачные узы каждого из нас. Вот только бы постигнуть нам, как из мутной порой воды творить вино высочайшей марки! Иак, брак в христианстве – это таинство. Таинство создания нового человека – единство двух ипостасей. «Нехорошо человеку быть одному», – сказал Бог при сотворении мира. Почему нехорошо? А он не может упражняться в богоподобии, не отразит Триединство Божие – не на кого излить свою любовь. Исотворил Бог человека, «мужчину и женщину сотворил их». Вот каково было единство до грехопадения – как бы один человек в двух лицах. Христианский брак – это восстановление человека в первоначальной красоте Адама и Евы. Унас теперь очень легко смотрят на женитьбу и семейную жизнь. И не только теперь, а с тех времен, как через открытое в Европу окно всю Россию прохватил душегубительный сквозняк… С ассамблей Петра I, когда девушек насильно обучали европейскому кокетству, а юноши со всей нашей необузданностью рванулись на новые удовольствия, ломая устои христианского брака. Сотрите, что говорит о браке апостол Павел: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Что это значит? Христос соединился с Церковью, с людьми уверовавшими в Него, будто лоза и ветви. Претерпев страдания, восстановил нарушенное древним грехом единосущие человеческого рода. Господь хочет научить всех этому – жить не только индивидуальной жизнью, но и жизнью другой личности, как своей собственной, вывести человека из самозамкнутости. Это и есть любовь. Полюбив другого за доброту, правдивость, красоту, человек учится любить Добро, Правду и Красоту, любить Полноту всего – Бога. Дя этого и служит в большей степени могучий инстинкт пола. Почему же, вы спросите, Церковь так строго осуждает половую любовь во всех случаях, кроме брака? Потому что с половым чувством, именно благодаря его мощности, связано наибольшее искушение. Юноша влюбляется в лучшие качества своей возлюбленной. Но, как часто бывает, заканчивается все лишь стремлением к собственным наслаждениям. Как говорил Достоевский, начинается идеалом Мадонны, а кончается идеалом Содома. Или творит из женщины кумира и служит ей вместо Создателя. Надо чтобы любовь наша стала дорогой к Богу, а не тупиком. Тинство брака, как будто, на первый и поверхностный взгляд, второстепенно среди других таинств: крещения, миропомазанья, покаяния… Благословение, данное Творцом всей твари – «размножайтесь», не может быть названо «таинством брака». Не благословение чадородия и совместной жизни делает брак таинством, но творится новый человек, новое бытие. Зарождается единство во Христе. Вот почему семья – первая и, может быть, самая крепкая клеточка Церкви. В время совершения венчания этому единству кладется начало. Дается благодатная сила венчающимся. Дана и цель, желаемая ими и необычно высокая – достигнуть полного единения. Так венчание становится первой ступенькой небесной лестницы. То таинство будет действовать в них всю жизнь, подавая силы на подвиг любви. Ведь нет ничего более трудного, как побеждать свое «я». Вякий раз, когда слышу о венчании, всегда волнуюсь за молодых: откроют ли они свое сердце, примут ли благодать Божию на христианскую жизнь вдвоем. Будут ли венчаться в новую жизнь или в житейскую суету.
А. НЕЛЬСКАЯ.
Тинство брака совершается посреди церкви перед аналоем. Сначала следует обручение. Священник трижды благословляет жениха с невестой зажженными свечами и, как символ любви, благословленной Господом, подает им в руки. После моления к Богу о даровании всяческих благ, обручает кольцами – знаком нерушимости супружеского союза.
З обручением следует венчание: молитва о благословлении брака, о ниспослании небесной благодати на вступающих в него. Священник возлагает венцы и трижды произносит «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их». Из одной чаши сочетающиеся браком пьют вино, с тех пор для них существует только общая чаша радости и горя. И как знак духовного торжества – троекратное хождение вслед за священником вокруг аналоя. |
назад |