последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

9 июня 2006 г.
№ 43

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Страсти по «Базальту»

   Масс на продажу

   Грод уральских автомобилестроителей Миасс, похоже, на грани очередного политического кризиса. Глава местной администрации Виктор Ардабьевский, не так давно заслуживший похвалу губернатора за «состоявшуюся власть» в Миассе, стремительно теряет поддержку местной элиты. Все дело в нарастающем разочаровании представителей малого и среднего бизнеса в политике Ардабьевского, который сам является выходцем из предпринимательского сословия и которого здешние коммерсанты поначалу горячо поддерживали как «своего парня». О частном случае тотальной смены настроений – на URA.Ru.

   Дмоклов меч завис над ЗАО «Базальт» – на сегодня единственной в России компанией, которая выпускает автомобильную гидравлику для торговой сети и недавно подписала договор о подготовке аналогичного производства для нужд «АвтоВАЗа». Деятельность миасской фирмы отмечена премией «Российский национальный олимп», но теперь она может прекратиться в интересах зарубежного конкурента.

   «Базальт» стал объектом притязаний со стороны германо-белорусской корпорации «Фенокс», захватившей доминирующее положение на рынках России и стран СНГ, в том числе, за счет несовершенства межправительственных соглашений в экономической сфере между Москвой и Минском, где, кстати, базируется корпорация. В силу хорошо известных причин федеральный закон «О специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», призванный стоять на страже интересов отечественного производителя, практически не применим к товарам из братской Белоруссии. Это при том, что качество этих товаров зачастую оставляет желать лучшего, уступая уровню российской продукции. Об этом свидетельствуют, например, далеко нелестные отзывы об опыте сотрудничества с «Феноксом» от менеджеров ОАО «АвтоВАЗ» – копии соответствующих документов имеются в редакции URA.Ru.

   Вапреле генеральному директору ЗАО «Базальт» Геннадию Брехову было сделано предложение: передать «Феноксу» контрольный пакет акций компании за 70 млн. российских рублей. Двумя неделями позже был проведен второй раунд переговоров, и цена вопроса возросла до 90 миллионов. В конечном итоге Брехов продавать компанию отказался, но навязчивого инвестора это не остановило, а скорее – напротив, раззадорило. В Миасс прибыли два представителя корпорации из Минска, которые начали работу по скупке акций «Базальта» и концентрированию в руках «Фенокса» если не контрольного, то хотя бы блокирующего пакета. Кое в чем агенты преуспели, заполучив договоры дарения (!) на часть акций, несмотря на то, что несколько лет назад те же акции были проданы при увольнении бывшими сотрудниками «Базальта» нынешним акционерам компании. По этому поводу предстоят суды.

   Уроза недружественного поглощения «Базальта» тревожит не только Геннадия Брехова и возглавляемую им группу акционеров. Такого поворота событий теперь всерьез опасаются руководители других миасских компаний, занимающихся производством автокомпонентов, а таких в городе автомобилестроителей за по-следние годы возникла целая группа.

   Оасения миасских коммерсантов подкреплены тем, что у «Фенокса» в городе нашелся неожиданный союзник – в лице руководителя местной администрации Виктора Ардабьевского. По словам Геннадия Брехова представители минской корпорации в течение всего мая жили на даче Ардабьевского, он же посодействовал в приобретении тех самых спорных акционерных пакетов, по которым предстоят суды. Бывшие сотрудники «Базальта», написавшие дарственную афиллированным лицам «Фенокса», как оказалось, сейчас работают в коммерческих структурах, контролируемых Ардабьевским, и, по мнению г-на Брехова, просто были вынуждены уступить давлению шефа.

   Нконец, в среде миасских промышленников ходят слухи о том, что ситуация с «Базальтом» на самом деле спровоцирована горячим желанием сити-менеджера избавиться от одного из своих не слишком эффективных активов – корпорации «Кедр». Белорусы якобы согласились на предложенную им покупку, но только при условии, что Виктор Георгиевич поможет в приобретении действительно интересующего их «Базальта».

   Иыми словами, еще вопрос, чьи интересы в истории с маленьким, но гордым «Базальтом» скорее преследовал сити-менеджер Ардабьевский – города или свои собственные? Как бы там ни было, местные предпринимательские круги, имеющие немалое представительство в городском собрании депутатов, в данном случае оказались явно не на стороне Виктора Георгиевича. Как, впрочем, и в других эпизодах, основываясь на которых, некоторые бизнесмены даже позволяют себе сравнивать нынешнего главу администрации с прежним мэром, отбывающим сейчас наказание за взяточничество, причем, надо заметить, сравнения эти не в пользу первого. Вообще же, как утверждают местные эксперты, Ардабьевский, который год назад получил должность при поддержке доброй половины депутатского корпуса, теперь уже не может похвастать столь большим числом сторонников. И в этих условиях очередной «черный шар» в копилке главы местной администрации может стать для него роковым. 

   


Из статьи Валерия Дорофеева, «URA.RU», 05.06.2006.

   

   Уестны ли параллели?

   Впоследние дни все настойчивее стали говорить о том, что «Фенокс» предлагает заключить договор о социальном партнерстве с Миасским городским округом. При этом проводится прямая параллель: дескать, по такой схеме «заходил» в свое время «Сибал», купивший активы автомобильного завода «Урал».

   Н уместно ли сравнение успешно работающего «Базальта» с автозаводом того времени? Напомним тем, кто подзабыл, что продажа активов нового акционерного общества (АЗ «Урал») изначально предусматривалась программой внешнего управления. Ну, а о продаже зарубежным хозяевам никто даже и не заикался.

   Ивопрос «на засыпку». Как посмотрят в Минске, если фирма с белорусской пропиской (и пользующаяся, кстати, там немалыми льготами) вдруг примется помогать Миассу, о котором вряд ли даже знает тамошний «Батька»?

   

   Пичем здесь глава?

   Пактически ни одно сообщение в СМИ о скандале вокруг «Базальта» не обходится без упоминания имени главы администрации Миасса.

   

   Вктор Ардабьевский в своих комментариях и не отрицает своего участия, мотивируя его просьбой Геннадия Брехова: «Меня он просил выступить определенным гарантом чистоты сделки – что греха таить, при продаже предприятий возникает очень много проблем».

   Иеще одна цитата: «Нам всем интересно видеть развитие миасских предприятий. Причем прозрачное развитие, без серых схем. Кто им будет заниматься – «Фенокс» или нынешняя команда управленцев, – по большому счету, не важно. Администрация не может вмешиваться в бизнеспроцессы: что бы ни говорили сегодня, у нас нет для этого рычагов. Наше дело – распределять собранные налоги так, чтобы развивалась социальная инфраструктура города».

   Н правда ли, красиво сказано? Только вот как быть с одним документом на двух страницах?

   Потокол о намерениях

   г. Москва

   29 апреля 2006 года.

   Ассоциация «Фенокс» в лице генерального директора Арбузова В. И. с одной стороны и ЗАО «Базальт» в лице генерального директора Брехова Г. В., а также ООО ТД «Миассзапчасть» в лице Ардабьевского В. Г., действующего по доверенности, договорились о нижеследующем:

   (далее опустим ряд пунктов и доходим до 2-й страницы).

   Рзмер компенсации за услуги, предоставленные ООО ТД «Миассзапчасть», составляет 3 млн. российских рублей.

   Кэтому остается лишь добавить, что протокол подписан Г. В. Бреховым, В. И. Арбузовым и В. Г. Ардабьевским.

   

   Врианты, варианты…

   Псле того, как ситуация вокруг «Базальта» получила за неделю очень широкую огласку, силовой захват предприятия, о возможности которого во все колокола бил Геннадий Брехов, стал весьма проблематичен. Хотя и исключать его нельзя.

   

   Супив необходимое количество акций даже с нарушением законодательных норм (пусть потом реестродержатель через суд месяцами доказывает свою правоту!), их новый владелец получает возможность заключать «на бумаге» какие-то сделки, распорядившись активами предприятия.

   Кпримеру, продает третьей фирме одно из зданий (что происходит как раз чаще всего). После этого начинает действовать такое понятие Гражданского кодекса, как «Самозащита своих прав». Имея на руках договор купли-продажи (да и получить исполнительный лист – дело техники), «покупатель» нанимает охранное предприятие. Формальный повод есть, следуют силовые методы. Ну, а после «взятия Бастилии» можно и объясняться, и советовать прежнему хозяину жаловаться кому угодно.

   Врочем, и перевод борьбы с конкурентом в судебную плоскость работает неплохо. Попробуйте ответить себе, сможет ли эффективно работать предприятие, погрязнув в подобных тяжбах (а разбирательство дел в арбитражных судах в течение полугода как минимум – это норма). К тому же и ни один банк при этом не даст даже копеечный кредит, а без них сейчас не то что развитие – невозможна нормальная работа ни одной фирмы.

   Отом, насколько все это бьет по имиджу, деловой репутации, и говорить не приходится.

   Нбольшой пример. Меньше года назад, когда в СМИ прозвучало, что у одной из миасских фирм определенные проблемы, ее прямые конкуренты из ближнего зарубежья тут же «рванули» по всей товаропроводящей сети. С дилерами шла работа на элементарном уровне: вот видите, у «ваших-то» проблемы, давайте к нам. Немалые усилия понадобились, чтобы затормозить этот процесс.

   Рзумеется, это далеко не все возможные варианты действий. В конце концов, представьте даже простую смену руководителя в этих условиях (если «новобранец» готов в точности выполнить все стратегические задачи, поставленные хозяевами)…

   

   Зчем «Феноксу» Россия?

   Вкакой-то мере на этот вопрос представитель «Фенокса» Е. Задорожний ответил во вторник на депутатской комиссии по экономической и бюджетной политике: «Для того, чтобы предприятие продолжало работать (может быть, наша точка зрения ошибочна, а может, и нет) необходима смена руководства, смена курса» (это о «Базальте» – ред.).

   «Для того, чтобы улучшить себе жизнь (мы говорим об интересах фирмы «Фенокс»), нам необходимо находиться в России. Именно в России. И отсюда – целый букет преимуществ, который мы можем поиметь…»

   Кмпания «Фенокс» – ведущий игрок на рынке гидравлики в СНГ (о каких-либо ее успехах на западном рынке неизвестно, хотя фирма и позиционируется как белорусско-немецкая). Соответственно, это главный конкурент «Базальта». Белорусы имеют ряд конкурентных преимуществ перед миасцами, хотя к рыночным их вряд ли можно отнести. Это работа в свободной экономической зоне на территории Белоруссии, что означает беспошлинный импорт сырья, материалов и комплектующих, а также льготы по налогообложению.

   Чм чревато поглощение «Базальта»? «Фенокс» становится монополистом на рынке автогидравлики со всеми вытекающими отсюда последствиями. И вряд ли кто поверит, что за этим не последует рост цен на продукцию – еще ни один бизнесмен не отказался от дополнительных доходов.

   Вдальнейших планах (и это не домыслы, план есть на бумаге) – производство тормозных дисков, водяных насосов, полного ассортимента шаровых опор для ВАЗа и АЗЛК. А это, как известно, поле деятельности целого ряда миасских производителей автокомпонентов – «Трека», «Кедра», «АвтоРеала», «АМТ», «Надежды» и других, а также непосредственно связанных с ними миасских же поставщиков. Чтобы получить ответ, какие методы конкурентной борьбы последуют со стороны «Фенокса», достаточно взять апрельский номер журнала «Рынок автозапчастей», где заместитель директора компании по развитию Д. Борисов откровенно заявляет: «Демпинг по силам только хорошо подготовленным компаниям».

   А теперь подумайте, что ждет в этом случае коллективы миасских предприятий и, соответственно, как это отразится на поступлениях в наш бюджет?

   Иеще. Даже если поверить в намерения белорусов резко увеличить объемы производства на базе «Базальта», то что они будут делать тогда с производством в Минске? Сокращать? Ликвидировать? Рынок-то не безграничен и ни один здравомыслящий предприниматель «на склад» не работает.

   Икак это увязать с протоколом о намерениях от 15 апреля, где предельно ясно говорится о полной остановке «Базальта» 1 июня 2006 года?

   …Что интересно, «Фенокс» начал активно «работать» с Миассом как раз после того, как Президент России Владимир Путин ужесточил позицию в отношении Белоруссии. Случайность или один из ответных ходов?

   


В. СТРЕЛЬНИКОВ.



назад

Яндекс.Метрика