последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

5 мая 2006 г.
№ 34

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Хребет. Мертвая петля...

   Была война… И гибли люди,

   Н не под пулями, а так…

   Уерших разделять не будем…

   Серть человека не пустяк!

   … Год 1943. Ночь. Ранняя весна. В вагоне-теплушке холодно. Потрескивает печка-буржуйка. Люди спят… Много людей. И не всем суждено проснуться…

   – Алло… Это редакция?, – спросил взволнованный жен-ский голос. – Много лет разыскиваю своего дядю. Он без вести пропал во время войны. Куда я только не обращалась, все безуспешно. Недавно узнала, что в наших краях на железной дороге погибло много людей. Точно не знаю, что произошло, даже не знаю, в какую сторону они ехали. Вдруг дядя был среди них. Может, вы мне поможете?

   Тк произошло наше знакомство с Евгенией Григорьевной и с историей, которую мы хотим поведать вам.

   

   Врсия первая. Столкновение

   Скаждым днем война все дальше и дальше отодвигается от нас в прошлое. Тех, кто хоть что-нибудь может рассказать о страшных днях, становится все меньше. Очевидцев нашей истории мы не нашли. Многие из них уже ушли из жизни. Но сумели оставить потомкам череду незабываемых событий о себе…

   В1968 году Бориса Сарычева назначили начальником восстановительного поезда на станции Златоуст. Сменял он сильную команду, повидавшую немало на своем веку.

   Кк-то Борис поинтересовался у бывшего начальника поезда Василия Башкирова: «Каково было работать в войну?», и услышал в ответ очень интересную историю.

   Н станции Хребет, что между Златоустом и Миассом, 3 марта 1943 года остановился состав. Эшелон сплошь состоял из двадцатилетних пареньков-матросов. Ехали они на Дальний Восток: не то с японцами воевать, не то еще с кем – никто толком не знал.

   Вгоны тогда были двухосные, теплушки с печками. Чтобы согреться, день и ночь матросы подкидывали дровишки в буржуйку. Народу в вагоне битком, а тепла не было. Такая холодная весна.

   Была ночь. Все спали. Ничто не предвещало беды.

   Валеке показался товарный поезд. Он стремительно несется… к станции.

   – Откуда взялся состав? Кто-нибудь, сообщите машинисту – в эшелоне люди!..

   Мшинист – беременная женщина. Она устала, она спит, она не слышит.

   – Остановите товарняк!

   Н большой скорости состав въезжает в последний вагон эшелона. От сильнейшего удара деревянные вагоны, как игрушечные взмывают вверх, дыбятся, валятся друг на друга. Заклинивают двери. Еще недавно дающие тепло буржуйки рассыпаются, образуя смертоносный огонь. Начинается пожар.

   Лди кричат от боли, от бессилия. Как же вам помочь, несчастные? Подогнали паровоз, пытались тушить с него. Тщетно. Пожар полыхает и кажется, не собирается утихать.

   – Дядя, помоги! – начальник восстановительного поезда Башкиров увидел лежащего среди груды дерева, раскаленного металла и крови молодого паренька. – Помоги! Нога застряла! – просил морячок, пытаясь высвободиться.

   Башкиров остановился: «Сдвинуть вагон не смогу, – подумал он, – что же делать? Жалко парнишку».

   Дя раздумий времени не было, огонь все ближе подбирался к распростертому на земле матросу. Перочинный нож… Острое лезвие легко справилось с раздробленной костью и сухожильями. Паренек остался без ноги, но живым….

   Плыхало всю ночь. Многие так и не смогли вырваться из горящих теплушек. Мертвых увозили на «Сорочью гору» (так называется кладбище в Златоусте), живых – в госпиталь.

   Жнщина-машинист оказалась жива. Трудно сказать, что ей повезло. 10 лет лагерей вряд ли кто назовет везением. Настоящую причину аварии назвать трудно: может, семафор показал зеленый, может невнимательность машиниста. Говорят, что и в 43-м сомневались в виновности бригады товарного поезда, иначе их бы сразу расстреляли…

   

   Врсия вторая. Под откос

   Хебет – станция Южно-Уральской железной дороги, расположенная в 14 километрах к юго-востоку от Златоуста.

   Првый поезд здесь прошел еще в 1891-м году. Этот участок дороги всегда считался одним из самых трудных. Линия железной дороги здесь делает четырехкилометровую петлю, ветви которой в самом узком месте находятся в 120 метрах друг от друга, причем одна выше другой на 20 метров. Подъем от станции Хребет до станции Уржумка могли преодолеть не все поезда, поэтому часто составы водились двойной тягой.

   Рссказывает Юрий Окунцов, директор Златоустовского краеведческого музея:

   – Мне старые люди рассказывали: ветераны с железной дороги, с местных госпиталей. Это было в марте 43-го года.

   Мжчин не хватало, на фронт надо было кого-то отправлять, вот и меняли на женщин – это веяние времени было. Женщины были сталеварами, машинистами поездов – в общем, выполняли мужскую работу.

   Вт и здесь, эшелон вела женщина-машинист. Нагрузка, видимо, была очень большая, неопытность роль свою сыграла, да и участок дороги опасный. Уснула она, на несколько секунд отключилась и все… пустила поезд под откос.

   А в эшелоне были моряки Тихоокеанского флота. Из них была сформирована стрелковая часть или бригада. Ехали они с Дальнего Востока на фронт. Не все доехали. Погибло тогда много народа, а раненых в госпиталях разместили. Во время войны девять госпиталей в Златоусте было.

   Пгибших свезли на «Сорочью гору» – там в братскую могилу всех похоронили и памятник установили – Моряка с автоматом.

   

   Оелиск

   Пи подготовке этого материала нам пришлось связываться со многими людьми, которые хоть каким-то образом могли пролить свет на эту историю. Коренные жители Златоуста рассказали нам еще одну версию этого печального события: «Была диверсия, погибло много людей…». Больше они не хотели ничего говорить и не хотели называть своих имен.

   Вмае 1985 года, перед 40-летием Победы, останки военных моряков в торжественной обстановке перезахоронили, установили новый памятник – металлический пилон, состоящий из двух расходящихся прямоугольных колонн, увенчанных кубом, в котором вырезана пятиконечная звезда. Братская могила располагается на открытом месте перед старой кладбищенской оградой.

   Н центральной плите надпись: «Здесь похоронены советские воины, умершие в 1942–1944 годах от ран в госпиталях Златоуста и военные моряки, погибшие 3 марта 1943 года». Рядом – железная дорога…

   Жтели Златоуста ухаживают за обелиском. Каждый год 9 Мая здесь проходят митинги, возлагаются венки. Мало кто знает, почему военные моряки похоронены в краях, где нет моря.. Да это и не важно. Главное, что о них помнят!

   

   Р S. К обелиску мы поехали вместе с Евгенией Григорьевной. Всю дорогу она говорила только о братской могиле и о том, куда еще можно обратиться, чтобы точнее узнать, какая была часть, куда направлялась. «Сорочью гору» мы нашли почти сразу, в Златоусте любой знает это место. Обелиск – тоже. Список погибших большой, но среди них не оказалось нужного имени.

   ВЗлатоусте Евгению Григорьевну ждал сюрприз – она встретилась со своей давней подругой Татьяной Михайловной. Оказалось, что женщины не виделись 40 долгих лет. Но это уже другая история…

   

   


Ю. МЫЗНИКОВА.

   



назад

Яндекс.Метрика