последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 28 апреля 2006 г. № 32 Издается с 10 октября 1991 г. |
«Не знаю, что меня тянет к этому ремеслу...» «Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Пабло Пикассо ...Мы все это видели в детстве. В том самом, волшебном детстве, когда деревья казались сказочной лестницей на небо. Когда каждый цветок вкрадчиво нашептывал в наши доверчиво торчащие круглые ушки СВОЮ сказку, а нам до жути хотелось заглянуть в его глубину – вдруг там прячется Дюймовочка? Когда любимым развлечением было шлепанье босыми ножками по теплой летней луже, а горбушка с сахаром казалась лучшим на свете лакомством... Ве это – было. И все это есть в мире сегодня. Просто мы стали другими, разучились верить в чудеса. При этом мир ничего не потерял, а мы потеряли многое. Любимый когда-то дождь вызывает, в крайнем случае, досаду: «Опять придется брать зонтик!» И в этой нескончаемой круговерти «работа-дом-работа-дом» нет времени остановиться. Или нет желания?.. А может, желание все-таки есть, но есть и страх, что все уже в прошлом, что, как ни старайся, не услышишь ни шепот опадающей листвы, ни колыбельную лесного ручейка, а в весеннем гимне, исполняемом городскими птахами, не разберешь слов... Тк и живем. Заткнув уши и закрыв глаза. Души незаметно черствеют, чувства ржавеют – да это и не удивляет ничуть: не нужны они в нашем рациональном, жестком мире, где в первую очередь ценятся физическая сила, напористость, железная воля... ...И все-таки, все-таки есть среди нас люди – серьезные, взрослые – которые непостижимым образом сумели сохранить «розовые очки детства». Благодаря этим «очкам», они видят сами и возвращают нам утраченную, казалось бы, навсегда, способность ВИДЕТЬ МИР.
«Это просто отдушина...» Мксим Овчаренко, автор двух миниатюрных сборников «Прикосновение» и «Оранжевый мир», – один из них. Нет, он не писатель, он – инженер-системотехник. Но разве для того, чтобы быть писателем, нужно специальное образование? Лстаю крохотные, легкие, как крылья бабочки, странички: «Звезды», «Солнечные узоры», «Внезапный снег», «Облака», «Сказки осеннего леса», «Закат после жары», «Небесные странники»... Что это? Стихи в прозе, сказки, повести? Трудно определить точно жанр этих миниатюр. Скорее, это философские размышления о мире. «Я отчетливо осознал, – пишет автор в послесловии к первой книге, – что существует огромная пропасть в восприятии мира между детьми и взрослыми. Дети живут... в настоящем и по-настоящему. Взрослый – в условностях. Жизнь его превращается в компьютерный файл – упорядоченный, безжизненный, оторванный от действительности...» Псть вас не отпугивает слово «философские». Здесь нет ничего заумного, наоборот: прозрачность мысли, точность формулировок, яркость образов, как будто взятых прямиком из нашего с вами детства. И еще – пронзительная искренность молодого автора: – Мои миниатюры нельзя назвать писательской деятельностью. Это просто отдушина какая-то – от работы, от быта… от всего. Момент творчества – это всегда дискомфортное состояние: как будто что-то накрывает сверху и надо поскорее освободиться... Знаю, звучит странно: состояние души неприятное, а произведения – светлые, легкие... Тьма внутри, а рождается свет. 5–7 минут – миниатюра готова. Никогда ничего не исправляю...
«..А писать буду для души!» П словам Максима творчеством он занялся в 33 года. – Это не совсем так, – вступает в разговор мама, учитель музыки Нелли Евгеньевна Овчаренко. – Были попытки и в школе, причем – тщательно скрываемые. Случайно нашла на антресолях, где храню архивы обоих сыновей, наброски научно-фантастической повести, которые перемежались с дневниковыми записями. Одна меня удивила: «Время – половина первого. Все спят, а я пишу. Не знаю, что меня тянет к этому ремеслу. Вероятно, желание высказать свое состояние...» Ве наши таланты зарождаются в семье. Как и когда это происходит? Вряд ли получится ответить точно. Но зато можно проследить, как воспитывалась в ребенке тяга к слову, внимание и любовь к природе, к искусству. – Память у Максимки великолепная, – продолжает воспоминания Нелли Евгеньевна. – Трех лет не было, а уже наизусть читал сказки Чуковского. Тогда же и первое стихотворение выдал: «На деревьях были почки, а теперь уже цветочки!» Много времени вместе с ним проводили, ходили в лес... – ...освобождать елочки от снега, – вставляет Максим. – Той весной внезапно выпал тяжелый, мокрый снег, – подтверждает мать. – Жалко было смотреть на поникшие под его тяжестью деревья, вот и отряхивали ветки. – Вообще, часто на природе бывали вместе с мамой и ее учениками: слушали, о чем поет ручеек, как шуршат под ногами листья, как поют птицы... Эстетическое восприятие мира заложили в детстве. И, конечно, музыка меня окружала с самого рождения – засыпал и просыпался под звуки фортепиано... Вжизни Максима была не только хорошая музыка, но и хорошая литература: – Очень любил «Маленького принца», знал наизусть процентов на восемьдесят. Когда писали сочинение на эту тему, учительница не поверила, что я сделал работу самостоятельно. Поставила двойку, вызвала маму: «Зачем позволяете ему списывать с книг?» Мама принесла из дома томик Экзюпери и показала, что там нет вступительной статьи. Убедила... – Помню наш с сыном разговор перед поступлением в вуз, – вспоминает Нелли Евгеньевна. – «Максим, – сказала я, – мне кажется, что у тебя гуманитарные способности перевешивают...» – «Нет, – ответил он, – поступлю в технический вуз, а писать буду для души!»
«Это не акварели, а опилки какие-то..» Првое произведение под названием «День» Максим прочитал маме по телефону (сам он сейчас живет в Челябинске). – Я послушала – здорово! Тогда он, чтобы порадовать меня, написал еще одно. И еще. И еще... Когда накопилось штук десять, я соорудила домашнюю книжечку, назвала ее «Акварели» и подарила Максиму на день рождения. Он был доволен, но на обратной стороне написал: «Это не акварели, а опилки какие-то. Но маме они нравятся, и я продолжаю их плодить...» А потом «опилки» увидела педагог школы № 19 Жанна Абрамовна Обухова: «Это же законченные по форме произведения! Надо печатать!» Нашли издателя в Челябинске, и полтора года назад появилось «Прикосновение»... Уминиатюр Максима Овчаренко сегодня много поклонников самого разного возраста – от пяти до пятидесяти и старше. Чем объяснить такую популярность? – Скорее всего, тем, – подумав, отвечает Нелли Евгеньевна, – что они не умом написаны, а душой. А не так давно круг читателей неизмеримо расширился. Это произошло, когда Максим принял участие в литературном конкурсе, объявленном в Интернете фирмой «Панасоник». Участвовало в нем шесть тысяч человек со всей России, кроме обладателя главного приза определялись еще и победители в четырех номинациях. Среди них был и Максим Овчаренко. – Честно говоря, мои произведения ни в какую из объявленных номинаций не вписывались, поэтому жюри придумало новую – «Самый удивительный текст». Нас пригласили в Москву, вручили каждому плазменный телевизор...
«Чем не сюжет?..» – У меня интереснейшая семья, хочу написать о ней. Уже и название повести придумал – «Осколки». Сейчас работаю над сказкой про пуговицу. Почему про пуговицу? Воспитательница детского сада рассказала мне про девочку, которая не расстается с большой, красивой пуговицей, считает, что она волшебная, и на время сончаса кладет ее за щеку... Чем не сюжет для сказки?
Н. КОРЧАГИНА.
«Каждая его миниатюра вызывает оптимизм, наводит на мысли, которые тебя, как человека, возвышают…».
Ж. ОБУХОВА.
«…Мы все «на застежках», нам что-то мешает открыться. И спасибо Максиму, что он приоткрыл часть своей души, внес какой-то янтарный свет, ощущение ласки и нежности…».
Л. ЧИРКОВА.
«На книжных развалах нет ничего подобного. Даже в четырехкомнике «Новая проза» вы такой отрады не найдете. Эта «отрада» – всего-то маленькая книжечка. А больше, наверное, и не надо…».
О. КРАЕВА.
|
назад |