последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

7 апреля 2006 г.
№ 26

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

Колокола пробуждения

   Уро Благовещения выдалось на редкость туманным. В городе снег сошел, парила мокрая земля. В лесу же под кронами деревьев он долго лежал белыми наметами. В ту пору, почти двадцать лет назад, еще до рассвета спешили мы в лес, мечтая послушать на заре глухаря. Но то ли неосторожны были – хрустел под ногами снег, ломался тонкий ледок – то ли просто не повезло, не пришлось услышать древнейшую песнь. В настойном вешнем воздухе уже раздавались трели и щебет пробудившихся птиц. Косые лучи восходящего солнца пробивались сквозь плотный туман, наполняя землю светом, дарили покой, умиротворение…

   Ивдруг воздух зазвенел, за-звучал каким-то новым непривычным звуком. Мы удивленно переглянулись… Здесь, на краю просеки, в глухом уголке леса звучал колокол! Нет, мы не ошиблись – дон-дон-дон! Как будто рядом, никак не дальше Ильменского озера, стояла церковь. И звала, звала, звала…

   Вто время звонить в колокол – славить Благовещение мог лишь только Свято-Троицкий храм. Но как дошел звук через Чашковскую гору, как не утонул в густом лесном массиве? Что это было? Чудо? Или действительно в определенные дни в небесах вершится невозможное – и звучат тогда колокола далеко и призывно. Даже от одного колокола, по всей земле нашей… колокола пробуждения.

   Црковь Благовещенья, что на Заречье, небольшая, но светлая, уютная. По обе стороны ее стен – частые окна, на восходе и на закате солнце заглядывает в них, золотит церковные подсвечники, проблеском света наполняет каждый уголок. На полу рыжий кот греется в вешних лучах. Тихо, кажется, время замедлило здесь свой бег… как будто малый корабль, положившийся на волю Божью, перед крутой мирской волною.

   Вэтой почти домовой церкви и состоялась наша беседа с о. Илией.

   – Батюшка, более десяти лет в Миассе существует церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. А кто ее создавал, строил?

   – Да, 6 мая будет одиннадцать лет как стоит наш храм на миасской земле. Здание его старое, раньше здесь размещалось почтовое отделение. В 90-х годах почту закрыли. Дом выкупил у городских властей предприниматель Н. Самодумов – человек незаурядной судьбы, много помогавший в восстановлении православных церквей, один из организаторов казачьего движения. Он на свои средства капитально отремонтировал по сути уже заброшенный дом. Сначала, говорят, возник замысел устроить храм для казаков, но потом все же решили открыть для всех жителей поселка.

   – А почему именно Благовещение?

   – Как рассказывали местные бабушки-прихожанки, храм уже действовал, служили молебны и ждали Владыку для освящения церкви. Но на Благовещение освящение по каким-то причинам не состоялось. Тогда его перенесли на 6 мая – праздник Георгия Победоносца. Казалось, церковь и должна быть посвящена св. Георгию. Но волею, видимо, церковного совета выбор все же пал на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

   – Выходит, это был сознательный выбор – создать Богородичную церковь в городе? Ведь по сути после старообрядческой церкви Покрова Богородицы, Благовещенская – единственная в Миассе церковь, посвященная Божьей Матери. В чем же для нас значимость этого праздника?

   – Благовещение – это начало нашего спасения. С момента возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии воли Божьей о том, что она избрана стать Матерью не просто человека, но Богочеловека, который будет Спасителем людей, и начинается Евангельская история – история Благой Вести.

   – Спасителем… от чего?

   – Это уже относится к далекому прошлому, к происхождению человечества от Адама и Евы, их жизни в Раю. Всем известна старая как мир история о нарушении заповеди Божьей первыми людьми, о яблоке от древа познания добра и зла. А ведь когда Бог сотворил людей, то увидел, что они – «добро зъло есть». Человек представлял собой гармоничное целое – единство духа, души и тела. Дух человека устремлен был к Богу, душа свободно подчинялась духу, а тело – душе.

   П словам отцов Церкви расстройство естества человеческого и заключается в том, что грех-соблазн оторвал душу от духа, и душа, вследствие этого, стала иметь влечение к телу. Тело же, потерявшее возвышающую силу и как само создано было из «хаоса», стало иметь влечение к «хаосу», к смерти. Так грехопадением люди нарушили в себе гармонию единства с Богом. Но даже тогда Господь не оставил их. Он обещает, что родится потомок, который спасет человечество от рабства греху и вечной смерти.

   Еа думала, что Спаситель родится уже от нее, и поэтому назвала своего первого сына Каином, что означает «приобретение», т.е. приобретала Избавителя, обещанного Господом. Но с той поры на Земле прошло 5 тысяч лет. Еврейские обряды и традиции говорят о напряженном ожидании Спасителя-Мессии. Хотя был и такой обычай: раз в году пропускать по стану козла, прикасаясь к которому они рассчитывали очиститься, переложив на него свою греховность. Так появился «козел отпущения», прогоняемый затем в пустыню. Но ни один человек не мог избавиться от греха сам. Несмотря на все ухищрения, язвы душевные всегда остаются с ним.

   Ивот, как пророчилось, «отошел скипетр от Иуды» - иудеи оказались под властью римлян. Еще сильнее стали ожидать они Царя, который освободит их, и мир весь подчинит им. А Христос пришел и принес всем абсолютную свободу!

   – Абсолютную свободу?

   – Да, хотя человек не свободен от законов государства, но он получил духовное освобождение от рабства греху. Даже находясь в заключении, в лагерях, он духовно свободен. Трудясь до изнеможения, теряя здоровье – волен в своей душе: в чувствах, мыслях, вере.

   Рбство же духовное поражает волю человека, склоняет к злым делам. Доходит до того, что человек не может поступать уже по своей воле, как при недуге пьянства. Он видит, что потерял все: работу, семью, здоровье и ничего не способен с собой сделать. Царствует не человек, царствует в нем грех. И тут помочь может Бог, если человек обратиться к Нему. А цель жизни каждого человека – это встреча с Богом.

   Адам, как и мир, создан несовершенным. Он должен был не только сам, но и весь мир привести к Богу. Мир через него должен был прийти к Творцу. Когда же человек совершенствуется, учится чему-то, то он часто учится на своих ошибках. Без искуса же не может быть совершенства. Поэтому искус был Богом допущен. Вот если бы Адам то искушение мог пересилить!

   – Значит до Креста путь к совершенству был закрыт?

   – Да. В Богословии есть такое выражение: Рай до Иисуса-Спасителя был закрыт.

   – А у России в настоящее время есть какая-нибудь хотя бы маленькая «благая весть»?

   – Я думаю, для России в наши дни «благая весть» – конституция страны, которая разрешает свободно исповедовать веру, не будучи гонимым. Вспомните, буквально лет 30 назад это было невозможным. Даже в хрущевские времена были такие гонения, что мало не покажется! Если бы архиереям и монахам, находящимся на Соловках, сказать, что в 90-х годах вера не будет преследуема – они вряд ли бы поверили. Но все же с Благовещением это несопоставимо.

   – Отец Илия, что бы вы пожелали своим прихожанам и всем нам в этот праздник?

   – Наверное, умения радоваться. Первое слово приветствия Архангела Гавриила Марии было – «Радуйся!». И праздник Благовещения есть, прежде всего, праздник тихой, небесной радости! Радости по поводу примирения с Богом и возвращения на землю благодати. Это радость не мирская – обновил свой наряд, купил что-то. Это радость духа.

   Зметил, что после Нового года наступают грустные дни. И в другие праздники в душе суета, беспокойство. После Пасхи – никогда! Всегда на душе остается пасхальная радость. Вот и сегодня для нас – маленькая Пасха! И хотя идет пост, это не значит, что надо быть унылым. По старинному русскому обычаю в этот день, в знак освобождения человеческой души от греха, отпускали на волю птиц. И поговорка утверждает, на Благовещение птица гнезда не вьет. Пусть же, как эти птицы, наши души отложат в этот праздничный день повседневную суету, и устремятся к Небу, к радостному общению с Богом!

   


О. Суродина.

   Водни поста в православных храмах возносится к Богу молитва, не только устами произнесенная, а горечью всего сердца:

   Гсподи мой, Господи! Как путник бесприютный в осенней ночи, блуждаю я по земле и не могу стать на дорогу, ведущую к Царству Твоему. Вразуми меня. Желание чистой, неоскверненной жизни есть во мне. Я не хочу греха. Я знаю всю мерзость его, но не упускаю возможность сочетать с ним душу свою. Сжалься надо мной, Господи.

   Вего меня покрыла проказа греха. Ум в густом тумане самооправдания, сердце в угождении страстям, воля усердно исполняет волю врагов. Подай руку помощи, Спасе мой. Тот не споткнется, кто имеет светильник, зажженный от света заповедей Твоих. От нерадения я не имею его, и стал духовно невеждою. Исцели меня.

   Оказываясь познать истину Божью, привержен ко многим идолам – земным пристрастиям, с ними не могу расстаться. Им усердно служу и поэтому не чувствую свободы. Не оставь меня погибающего. Как ревностно тружусь я, чтобы заслужить славу от человек, и как упорно отказываюсь сотворить дело для славы Божьей! Не погуби меня. Вижу, какие сокровища приносит молитва. Знаю, от нее придет душе помощь Твоя. Но не могу заставить себя приклонить колена сердца моего пред Богом. Прости меня.

   Сыжусь я показаться перед людьми рабом Твоим. Раболепствую перед духом времени. Пощади меня.

   О гордость – матерь пороков! Доколе ты будешь лгать о том, что богат я и славен и честен, что сам творец своего счастья. Ведь слышу, как смеются демоны. Растоптал я, Господи, образ Твой в себе. Сознательно оставил душу в пренебрежении. Так ясно вижу бесчувствие сердца своего. Спаси меня, Спасе! Подай мне слезы покаяния!

   Брат мой, плачущий о душе своей! Все проходит, но никогда не пройдет жажда человека примириться с Богом. Все вещи разрушаются, но всегда остается душа, скорбящая по обителям небесным, и всегда непреложно пребывает Бог, любящий и милующий душу, состраждущий ей, посылающий Сына Своего на Крест за нее пострадать.

   Пстырь сб. «Надежда», вып. 13.

   

   



назад

Яндекс.Метрика