последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 24 марта 2006 г. № 22 Издается с 10 октября 1991 г. |
Михаил ЭНГЕЛЬМАН: «Мы тоже многое можем!» В замечали, что больше всего вопросов к работникам управления образования, появляется у родителей ранней осенью и ранней весной? Причем, тематика их чаще всего разграничена. Так, весенняя группа вопросов обычно касается неотвратимо надвигающихся экзаменов, а также поборов на летний ремонт школ, проблем с детскими садами, места в которых по-прежнему в большом дефиците, и т. д. В минувшую пятницу гостем редакции был начальник управления образования Михаил Эгельман, который не только ответил всем, кто не поленился позвонить в этот вечер на «прямую линию», но и рассказал о реализации в нашем городе национального проекта «Образование». – Михаил Александрович, насколько я знаю, молодому специалисту не так-то просто в школу попасть… – Попасть в школу просто – за исключением разве что учителей начальных классов, так как у нас есть и филиал ЧГПУ, и педколледж, где выпускают достаточное количество учителей начального звена. Иными словами, нужно зарекомендовать себя, чтобы утвердиться на этой должности. Со специалистами-предметниками я готов встретиться в часы приема по личным вопросам (понедельник с 16-ти часов), потому что вообще-то кадровая политика в городе строится на привлечении молодежи, поскольку средний возраст учителей в России – 53 года. – Единственное, что мне предложили, стать учителем музыки. Но при этом сказали, что возможно через год уйдут пенсионеры и тогда место освободится... – Согласно законодательству уволить пенсионера только за то, что он – пенсионер, нельзя. Но, конечно, когда у пенсионера нагрузка больше ставки, а при этом молодой специалист не может устроиться, считаю это неправильным. Хотя есть учителя-пенсионеры, которые дают молодым «сто очков вперед» и в плане физического состояния, и в плане способности к преподаванию. – Какие изменения в ЕГЭ в этом году? – Новое только одно: разрешено сдавать ЕГЭ выпускникам всех прошедших лет, независимо от того, когда они закончили школу. По срокам: 19 мая – иностранный язык, 23 мая – химия и обществознание, 27 – география, биология, литература, 30 – русский язык, 5 июня – математика, 13 июня – история России и физика. Предусмотрены резервные дни для тех, кто не смог по уважительной причине сдать ЕГЭ по русскому языку, физике, биологии, географии (15 июня), а также по математике, литературе, естествознанию, истории России, иностранным языкам (16 июня). Принимать ЕГЭ будут в школах № 4, 6, 9, 10,16, 22, 26 и 18. Пробный экзамен по математике пройдет в апреле. – Будет ли вторая волна? – «Вторая волна» – это второй срок сдачи ЕГЭ. Ею пользуются обычно выпускники техникумов и училищ. «Вторая волна» будет по месту поступления на территории области: 17 июля – математика, 20-го – русский язык, 24-го – биология, история России, 26 – обществознание, физика, иностранные языки, 30 – литература, география, химия и это же резервный день. – Михаил Александрович, я – мама будущего первоклассника. На собрании директор школы объявил, что мы должны сдать деньги на ремонт школы, на установку воды «Люкс». Хотелось бы знать, имеют ли они право на такие поборы? И что нам делать? – Я слукавлю, если скажу: «Это безобразие, никто не имеет право деньги собирать» Единственное – не директор должен этим заниматься, а родительский комитет или совет школы. Вы, родители, можете сказать: «Хотим, чтобы наш класс был уютным, светлым, решили собрать по столько-то, а тот, кто не может внести деньги, примет участие в ремонте класса». – Каждый боится предвзятого отношения к своему ребенку... – Потому и не спрашиваю вашей фамилии, так как вы задали вопрос совершенно правомерный. Независимо от того, сдадите вы эти деньги или нет, в школу будете зачислены. Школа ваша, кстати, одна из правофланговых, педагогиче-ский коллектив там прекрасный, а такие вот перегибы – они от нашей бедности. – Но и родители тоже небогатые! Уже учебников на 800 рублей купили... Я медработник и не могу себе позволить такие затраты. – Не беспокойтесь, обязательно переговорю с руководством школы и порядок наведем. Всего доброго вам. – До свидания. – Какие предметы по ЕГЭ обязательны, а какие выбирать нельзя? – Обязательной является математика (кроме профильных гуманитарных классов). Остальные предметы – по выбору. Предметы, которые не входят в обязательный перечень, могут быть сданы обычным образом. Это информация для тех ребят, которые не собираются в вузы. Хотя в жизни может быть всякое – сегодня не собираешься, а завтра соберешься. – Михаил Александрович, сколько баллов нужно набрать, чтобы получить оценки «пять», «четыре» и «три»? – На этот вопрос пока ответить не могу. Собирается банк данных по России, Москва выводит среднеарифметический показатель, потому что тестовые задания разного уровня сложности. Удивительно, но до сих пор не могут набрать тот перечень заданий, который можно будет строго запрограммировать и сказать: «Вот такое количество баллов, набранное учеником, соответствует оценке «пять». Методика не наработана. Поэтому только после сдачи экзамена делается рейтинговое распределение. – Какая оценка пойдет в аттестат? Годовая или та, которую получишь за ЕГЭ? – Пойдет средняя арифметическая в пользу ученика. Допустим, сдал ЕГЭ на тройку, а годовая – четыре. Округляем до четырех. – А если ЕГЭ сдам на двойку? – Годовую вам поставят тройку. Но это делается, пока идет эксперимент. А идет он последний год... Спешите сдавать в этом году. – Какие вузы принимают по результатам ЕГЭ? – В Челябинской области все государственные вузы принимают по ЕГЭ. По России не смогу ответить – газеты не хватит. В одном только Санкт-Петербурге – более двухсот вузов. – Чем можно пользоваться на экзамене? – На едином государственном экзамене можно пользоваться линейкой и непрограммируемым калькулятором. Пейджеры, сотовые телефоны – ни в коем случае не допускаются. – А шоколадку, минеральную воду? – Это – пожалуйста! – Расскажите, пожалуйста, как подавать апелляцию по единому государственному экзамену? – Относительно процедуры сдачи экзамена дети будут проинструктированы в своих школах. Если возникает, по их мнению, нарушение этой процедуры, то до выхода из пункта проведения они должны написать апелляцию на имя директора того учреждения, где экзамен проводится. Апелляция по результатам сдачи ЕГЭ подается в течение трех дней после их получения. Здесь бывают недоразумения в связи с тем, что результат школам выдали, а сообщают его через два дня. И дети думают, что можно три дня ждать. Такие ситуации были два года назад. В этом году я всех проинструктировал: получили результаты – сразу должны вывесить. – Кто может быть освобожден от ЕГЭ? – Дети-инвалиды, которые должны иметь справку, что им надо сдавать экзамены в щадящем режиме. Но им надо изначально решить, куда собираются поступать и какая там форма приема экзаменов. – А если ребенок заболеет в тот день, когда надо сдавать экзамен?.. – Тут два варианта: сдавать либо в резервные дни, либо во вторую волну – по месту. – На следующий год, когда ЕГЭ перестанет быть экспериментом, что-то изменится? – Пока не знаю, какие изменения в порядок сдачи экзамена будут внесены, но на сегодняшний день это – меньшее из всех зол. Я в этом уверен. Нет другой альтернативы кроме ЕГЭ, чтобы уравнять шансы детей. – Работаю в детском саду. Наше дошкольное учреждение проходит аттестацию уже «по второму кругу». Знаю, что в других городах сотрудники получают определенную доплату за категорию учреждения. А как в нашем городе? – Ваш вопрос связан с тем, на какую категорию аттестовано учреждение. Наши детские сады, в основном, относятся ко второй категории. Существующий надтарифный фонд у вас увеличен. Увеличить его до тех размеров, который был бы желателен, не могу из-за того, что финансирование дошкольных учреждений вообще слабое. Что касается будущего, то президент заявил о том, что нужно поднять зарплату в дошкольных учреждениях до уровня школ. Если бы так же, как и школы, детсады взяли на федеральное финансирование, мы бы все эти вопросы решили. На сегодняшний день разница в надтарифном фонде между вами и остальными дошкольными учреждениями равна пяти процентам. Второй вопрос – по аттестации самих сотрудников. На совещании руководителей ДОУ уже говорилось о том, чтобы они активнее работали с сотрудниками по повышению квалификации. Если в дошкольном учреждении больше педагогов второй и первой категории, то и надтарифный фонд в процентном отношении выше. – Михаил Александрович, очень торопилась в работы, чтобы успеть задать вопрос. Вожу ребенка в детский сад № 99. Почему летом закрывают детсады? Наши дети с ослабленным зрением ходят в специализированную группу. Весь год детей лечат, поднимают зрение до «единицы», а летом, извините, выгоняют. И мы пристраиваем их то к бабушке, то к тетке, то к соседке. И в результате зрение – снова ноль, к очкам приходится опять привыкать. Есть дети, которые плохо переносят сборную группу – привыкли к своим, как мы воспитателей называем, «мамочкам». Детей всего примерно 60 человек, но оставляют только одну группу. – Это связано с тем, что в отличие от вас многие родители на летний период забирают детей домой. С июня по август резко падает посещение детсадов. Финансировать сад, в который ходят 30-45 процентов детей, накладно. Но ваши пожелания постараюсь учесть: комплектовать таким образом, чтобы те группы, где большинство детей остаются, работали со своим воспитателем. – Мы очень довольны садиком. Настолько приятно ходить туда! Внимательные воспитатели, внимательное руководство... – Как воспитателей-то зовут? – Вероника Николаевна и Ирина Владимировна, «мамочки» для наших деток. – Думаю, им будет очень приятно прочитать свои имена в газете!..
Записала Н. Корчагина.
– На территории области 50 межшкольных методических центров. Один из них, расширенной комплектации – в Миассе. Предполагаем обучить там всех учителей, чтобы они свободно владели компьютерными технологиями. Фнансирование идет на трех уровнях – федерации, области, города. 3 млн. 670 тысяч рублей – это минимум, что истратит город в этом году. А может быть и больше, потому что область предлагает некоторые вещи на условиях софинансирования. Думаю, это большое подспорье. В некоторых школах компьютерная техника устарела и морально, и физически. И мы сейчас ее меняем. По национальному проекту ИСО (Информатизация системы образования) в город поступили два компьютерных класса (школы № 30 и 44) и деньги еще на два. Шола № 6 получила автоматизированные места учителя. Почему именно она? Потому что в прошлом году заняла первое место по результатам сдачи ЕГЭ в городе и 19-е – в области. Прекрасный результат! – В нашем городе поддерживаются школы, которые занимаются внедрением инновационных программ. Две из них будут претендовать на президентские гранты-миллионники. Для меня не так важно, какие именно это школы, главное – чтобы в городе эти деньги были, и чтобы этот миллион использовался на поддержание материальной базы. Вгородском бюджете сегодня дополнительно заложен миллион рублей для поощрения учителей за творческие инициативы. Когда такое было? Сегодня мы добились понимания со стороны администрации. Поддерживаем учителей, которые выдвигаются на президентские и губернатор-ские гранты, что даст им возможность получить 100 и 50 тысяч соответственно. Таких учителей немного – 17 человек, но это люди с громадным творческим потенциалом. Н проведение конкурса «Учитель года» в бюджете прописано 213 тысяч рублей. Все, кто станет лауреатами, получат денежные гранты. Уителя-стажисты могут поучаствовать в конкурсе методических разработок – 115 тысяч рублей выделено на это. Ее новшество – доплата за классное руководство 1 тысяча рублей (класс в городе – 25 человек, в селе – 14). За счет городского бюджета планируем провести конкурс «Самый классный «классный». Н хотелось бы сводить разговор о национальном проекте только к финансам. Но это немаловажно: деньги направлены конкретно на поддержание творческой инициативы учительства с мест. И дальше это, как своеобразный локомотив, должно вытянуть образование. По крайней мере, я понял стратегию национального проекта именно так. – В прошлом году для поддержки одаренной и талантливой молодежи имели 125 тысяч, а в этом (вместе с программой «Одаренные дети») в рамках национального проекта только на местном уровне – 1 млн. 221 тыс. рублей. И в соревнованиях сможем поучаствовать, и во всех олимпиадах, и поощрим тех детей, которые заняли первые места в городе и области. Считаю, пора сделать банк данных одаренных детей, которые будут определять будущее города! Слава Богу, сейчас мы начали этим заниматься. – Наши педагоги должны понять: это не где-то там какие-то учителя получают гранты, мы тоже это можем! Работай – и тебе воздастся. А изменится психология – изменится и отношение общества к работе учителя. |
назад |