последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

17 марта 2006 г.
№ 20

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

«Дымка, тихо, не балуй!»

   Звтра – праздник. Не листайте календари понапрасну – нет его там. Потому что этот праздник в нашем городе (а точнее – в поселке Тургояк) пройдет впервые за много лет. Название у него необычное и слуху нашему непривычное – конно-спортивный праздник «Ледяная подкова». Уверены, это будет действительно хорошее народное гулянье – с истинно русскими зимними забавами да развлечениями: взятием снежного городка (помните картину Сурикова?), качулями, конными соревнованиями на тургоякском льду, нехитрыми (но такими вкусными) деревенскими угощениями. Ожидается приезд гостей из Екатеринбурга, Магнитогорска, Челябинска.

   А кто же проводит праздник? Да они же, тургоячи. Уже пекутся пышные пироги, наводится последний лоск на улицах, повторяют тексты экскурсий самодеятельные экскурсоводы – по четырем маршрутам гостей поведут да все-все самое интересное про наш поселок-юбиляр расскажут, ничего не утаят.

   250 лет Тургояку. И совсем не случайно придумали отметить круглую дату праздником, который когда-то был традиционным в этих местах. Как и сто лет назад, есть в поселке кони–красавцы – любо-дорого на них посмотреть! И есть люди, благодаря которым живут и здравствуют эти кони в век технического прогресса.

   Нкануне праздника пообщались с двумя тургоякскими жительницами. Мы не случайно выбрали однофамильцев – Настю Волокитину и Нину Григорьевну Волокитину. Одной – чуть за 20, другой – под восемьдесят. Разные люди, разные судьбы, а вот любовь к лошадям – одна... И на всю жизнь.

   З высоким забором лаяли собаки, чуть заметно поднимался из трубы дымок. А на наш стук никто не выходил. «Значит, не дождались хозяева, ушли...» – сделали мы вывод и, огорченные, повернули обратно к машине. Неожиданно звонкий девичий голос во дворе что-то весело скомандовал четвероногим стражам, калитка приоткрылась... Стройная фигурка, свежее, румяное личико в обрамлении густых кудряшек, широкая улыбка – вот она какая, Настя Волокитина!

   Окрыла дверь конюшни – и на волю вырвались две красавицы-лошади Пума и Дымка, мать и дочь. Не обращая поначалу никакого внимания на нас, разгребают мордами снег, вытаскивая припорошенные клочки сена, неторопливо жуют. Некоторое время наблюдаем: черная, как смоль, Пума в белых носочках и с гривой, перетянутой разноцветными резиночками, держится более отстраненно – понятно, взрослая дама, серьезная, вся в себе. Другое дело – серебристая Дымка, стройная, легкая, неугомонная: то подбежит к Насте, тычется в ладошку, угощения просит, то кругами понесется вокруг невозмутимой матери, то снова замрет у кучи сена...

   – Настя, откуда такая любовь к лошадям?

   – Родилась я в городе, ходила в конно-спортивную секцию. А потом родители подарили на 18-летие лошадь, – Настя поглаживает подошедшую поласкаться Пуму. – Шесть лет ей уже. А в прошлом году Дымка родилась.

   – Почему лошади, а не, скажем, собаки, кошки?

   – Да я всех люблю – есть и собаки, и кошки, но лошади, наверное, самые изящные, самые благородные животные. Нравятся их свобода, красота, ум... Лошадь никогда зря не обидит, всегда придет на помощь в трудной ситуации. Однажды возвращались с Пумой из города, ехали через речку (дело было зимой). Берег крутой, обледенелый, лошадь вспрыгнула, а я вылезти не смогла. Говорю: «Ну что делать? Пойду искать обход!» Лошадь на высоком берегу опустилась на колени, наклонила вниз голову – цепляйся, мол! Схватилась я за загривок и вылезла. А в следующий раз она подождала, пока я схвачусь за стремя, и резким прыжком вытянула наверх... Пума, поздоровайся! Ну, дай ножку, дай!

   Лшадь сгибает переднюю ногу, наклоняет голову, но, видимо, не очень сегодня расположена к показательным выступлениям – уходит.

   – Когда появилась Дымка, Пума стала относиться ко мне немножко по-другому, – рассказывает Настя. – Ревнует. Раньше-то мы с ней как с собакой по лесу ходили. Стою как-то на верхушке горы, зову: «Пума, сюда!» и свистом подзываю, поводок в руках держу. Идут грибники, папа с мальчиком: «О, сейчас собака выскочит!» А из-за пригорка выскочила лошадь!..

   Чвствую, что кто-то настойчиво подталкивает меня в спину и тянет за молнию на кармане пальто – да так сильно, будто оторвать хочет! От неожиданности вскрикиваю.

   – Дымка, тихо, тихо, не балуй! – Настя смеется.

   – Не укусит? – спрашиваю на всякий случай. Бог знает, что на уме у лошадей... – Можно, покормлю ее?

   Нстя убегает в дом за лакомством для своих любимиц, а Дымка, по всей видимости, решает познакомиться со мной поближе: покусывает пальцы в перчатках, тянется попробовать «на зубок» диктофон, который держу в другой руке.

   – Ой-ой-ой, ты чего это удумала? – отступаю назад в растерянности, но тут появляется Настя.

   Каду на ладонь кусочек печенья, протягиваю Дымке, и она осторожно мягкими, теплыми губами берет его, а потом еще долго облизывает с моей ладони крошки. После этого мы становимся друзьями. По крайней мере, Дымка больше не делает попыток залезть в мой карман.

   – Учусь узнавать характер лошади по очертаниям головы, – говорит Настя. – Дымка – добрая и умная лошадь: у нее широкий лоб, квадратный храп, уши расставлены широко и она еще шире их расставляет, что говорит о надежности характера. Видите волосы в ушах? Чуть-чуть вредничать будет. Пума тоже добрая, но характер имеет доминирующий – берет, как говорится, власть в свои руки, сама диктует, куда ехать. И я стала больше ей доверять, потому что чем больше лошади доверяешь, тем больше она тебя слушается. А посмотрите на характерный «рваный воротник» – волосы сходятся на шее встык, хохолком. Это значит, что и она, бывает, немножко вредничает. С такой лошадью лучше не спорить: если заставлять ее делать то, что она не хочет, может и на дыбы встать.

   – Настя, ты хочешь связать свою жизнь с лошадьми?

   – Мечтаю завести тяжеловоза и выучиться на кузнеца. В Воронеже, куда собираюсь поступать, есть конезавод графа Орлова, где как раз и учат наездников, вяетеринаров, кузнецов. Многому хочется научиться...

   – Но почему – на кузнеца?

   – Потому что копыто для лошади – это главное. Без копыта нет коня. А с кузнецами в деревне – проблема.

   Посим девушку показать свои картины (слышали, что она неплохо рисует). Кони утром и ночью, зимой и летом, гнедые и каурые, портрет и общий план – все это есть на Настиных картинах.

   – Не удивлюсь, если ты и стихи сочиняешь....

   ИНастя по нашей просьбе читает:

   Ели верный твой конь под седлом,

   Н, а рядом твой пес – верный друг,

   Т прорвешься всем бедам назло,

   Ине страшен мир будет вокруг....

   Тк что будь с ними ласков и дружен,

   Пка их не закончился век.

   Вдь ты им, как они тебе, нужен.

   Пмни это всегда, человек!

   – Что же для тебя, Настя, в жизни главное?

   – Все главное, не могу вы-брать что-то одно!



назад

Яндекс.Метрика