последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 3 марта 2006 г. № 16 Издается с 10 октября 1991 г. |
Елена Раннева: «Пишу про все, что любят дети» ...Задорное стихотворение о смешном паровозике, везущем в город лето, никак не хотело заканчиваться: Елена вертела его так и сяк, меняла местами слова и строчки – ничего не получалось! П дороге на работу купила цветные мелки, и вдруг... ворох слов сам собой выстроился в озорное четверостишие: «Солнечный луч, машинист удалой, Лвко весь поезд тянул за собой, Вех ослепляя потоками света, Вгород привез он цветастое лето!» Чем записать? В сумочке – ни листочка, ни карандаша! Быстро завернув за угол, достала купленные мелки и, торопясь, нацарапала заветные строчки прямо на асфальте. До школы было рукой подать. Заглянула в класс: – Ребята, посидите, пожалуйста, сейчас вернусь, – и, схватив блокнот, помчалась переписывать с асфальта те самые зарифмованные слова... Счинение в стихах Мжно ли не стать поэтом, если любимой твоей игрой с двух лет была игра в рифмы?.. Мудрый папа-историк рано научил дочурку чувствовать красоту слова: «кошка – ложка», «щенок – промок», «снежок – дружок»... А потом оказалось, что можно рифмовать целые строчки – про куклу, мишку, цветы в саду, летний дождик. И это было еще интереснее! Чтение вечерней сказки в доме превращалось в увлекательные «придумки»: малышка-дочь и взрослый мужчина «на равных» сочиняли продолжения любимых сказок, додумывали судьбы сказочных героев, перекраивая их на свой лад. Мма, преподаватель русского языка и литературы, готовясь к урокам, вместе с дочкой, наизусть учила стихи Есенина, Пушкина, Лермонтова. Соит ли удивляться, что четырехлетняя Леночка Раннева начала сочинять стихи? Вшкольные годы никто в классе даже не догадывался, что скромная девчонка с косичками – будущий детский поэт. А сама она помалкивала. Лишь однажды, охваченная вдохновением, написала на уроке сочинение о войне в стихах, чем немало удивила учителя. В14 лет пришло серьезное увлечение музыкой. Уступив настойчивым просьбам, ее приняли в музыкальную школу, курс которой она закончила за три года. Лна мечтала стать врачом, но, поддавшись уговорам отца, закончила музыкальное училище, потом – пединститут. «Стеснялась признаться в авторстве...» Првая книжечка стихов Елены Ранневой «Моя азбука» увидела свет в 1994 году. – Сочинила эти стихи в начале 80-х для своего трехлетнего сына, – вспоминает Елена, – потому что найти пособие по обучению малышей грамоте было невозможно. Как-то само собой возникли строчки: «Раз–черта и два–черта, Третья поперек легла... До чего она проста, Эта наша буква А». Так все буквы и сочинились. И сын быстро научился читать! Вселые стишки про буквы переписывали для своих детей Ленины подружки, а она все стеснялась признаться в авторстве. Десять лет спустя об этой «азбуке» узнала Галина Губко и предложила выпустить ее в издательстве «Геотур». – Помню, как я ждала эту книжку-малышку! Не ходила, а летала по городу – так была счастлива! А сегодня «Мою азбуку» читают и в Швеции, и в Израиле, и в Америке: кто уехал за рубеж, увезли книги с собой. Влед за первой стали выходить другие книжечки Елены: «Антошкины игралочки», «Мельница-вертельница», «Ах, выросла игралица», «Игровая карусель» (первая цветная), «Че-че-чтение», «До-ре-мишка» и «Читалки-считалки».
«Пишу с конца...» – Как приходят ко мне стихи? Экспромтом. Подойду к дочкиной кроватке и приговариваю тихонечко: «Дочка Олечка, вставай, Сарафанчик надевай, За окошком рыжий кот В белых туфельках идет...» Даже кашу ели со стихами! Для дочки же и «Капризыча» написала: «Прячьтесь, слезные платочки, Не нужны вы нашей дочке...» Чще пишу ночью. Причем, так: ложусь спать и чувствую, что пошли строчки. И значит, надо садиться и записывать. А куда деваться? Иногда такие хорошие стихи приходят, жалко потерять. Бывает, что стихи мне снятся, а утром пытаюсь вспомнить – и не могу. ...В по-следнее время пишу стихи с конца. Например, родилась строчка: «Сколько чашек мытых? Ноль целых, пять разбитых»... И из этого получается считалка. Ии так: «Не хочу ходить к врачу и чистить зубы не хочу» – все, пишу стихотворение про нехочуху! Сихи, которые можно... танцевать – Часто провожу презентации своих книг, встречаюсь с воспитателями детских садов Миасса, Златоуста. Рассказываю, как работать с моими стихами, как их пропеть, протанцевать, прохлопать, протопать. Каждое стихотворение – это учебное пособие по развитию памяти, внимания, чувства ритма, звукопроизношения. Важно только воспитателю правильно донести его до ребенка – читать не по слогам, уткнувшись носом в книгу, а наизусть, звонко, весело, четко, с настроением, с удовольствием. Дети это очень тонко чувствуют. Иогда меня спрашивают: нужны ли современным детям стихи? Не-об-хо-ди-мы! Любовь к поэзии должна впитываться малышом вместе с молоком матери. Если мы не будем учить детей красиво мыслить, красиво говорить, то чего-то очень важного мы ему недодадим. Красота окружающей жизни пройдет мимо, останется незамеченной им. «В вас есть детскость!» – Молодые мамы обычно говорят: «Нет времени на ребенка!» Думаю, что эти мамы и сами воспитывались в атмосфере бездуховности, вне общения с книгой, сказкой. Вообще, стихи можно читать даже двухлетним малышам – смотря, конечно, как их читать. Стихи должны быть толковыми и звонкими, как у Маршака. Для меня Маршак – энциклопедия детской жизни, я училась по его книгам. Навится творчество многих современных поэтов – Юнны Мориц, Романа Сефа, Михаила Яснова. Но провести аналогию своих стихов с кем-то из них не могу – я сама по себе. ..Как-то чудом попала в Московское издательство (то ли «Малыш», то ли «Детская литература» – не помню), нашла редактора, просмотрел он все стихи и сказал: – У вас есть самое главное качество детского поэта – «детскость». Пишите! «Чем больше проблем, тем веселее стихи» – «Взрослые» стихи тоже пишу, но женская поэзия – это, чаще всего, слезы, стоны, боль. А я не люблю соприкасаться с собственной болью, которую сама же выплеснула на бумагу. Лучше писать о детях и для детей. Причем, интересно: чем больше проблем в моей жизни, тем веселее и беззаботнее получаются стихи. Оень помогает творчеству общение с детьми. Работала в яслях, так столько стихов родилось! Дали мне двухлеток. Что с ними делать? На улице дождь, пасмурно, грустно. Усадила вокруг себя и неожиданно начала: «Этот пальчик – толстячок, лег вот так, на бочок. Этот пальчик – хитрячок, тычет в спинку и бочок...» Коллеги заглядывают – что за новые стихи? А я продолжаю, да так уверенно, будто давным-давно эту пальчиковую игру знала... «Про все на свете, что любят дети...» – Под такой рубрикой в Южно-Уральском издательстве в конце прошлого года вышли две моих книги – «Скакарик» и «Цветной паровоз». В2004 году, будучи в Челябинске, зашла в издательство к главному редактору Владимиру Курбатову: «Посмотрите, пожалуйста!». Он посмотрел и говорит: «Хорошие стихи!» и вместе с директором Виктором Большаковым предложили заключить договор на издание. Долго отбирали стихи для сборника, работали с художницей Аней Галиулиной, которая должна была иллюстрировать книгу. Уникальная, между прочим, девушка! Молодая, но сделала все так, как я и хотела – каждый рисунок в движении, ничего статичного, за-стывшего. Все от души! «Жить бы на берегу озера!..» – Поэзия заполняет всю мою жизнь, это радость и боль моя. Мечтаю, что смогу когда-нибудь поездить по миру, познакомиться с поэтами – общения с «братьями по перу» не хватает. Планов на будущее много: работаю над проектом детской книжки к юбилею Челябинска, хочу заняться переводами с подстрочника, на очереди – издание следующих книг. Например, своеобразной технической энциклопедии для детей о робототехнике, которую мы готовили совместно с преподавателем ЮУрГУ А. Телегиным. Пишу песни, веду уроки музыки и театральный кружок в школе, пою в ансамбле педагогов... Кк все успеваю? Сама не знаю. Иногда думаю: бедная я, бедная, даже поспать толком не могу – стихи мешают (смеется). А вообще-то я – счастливый человек. Устану – иду пешком к Тургояку. Постою на берегу, помечтаю: «Эх, жить бы мне у озера, как Эдвард Григ! Только без общения с детьми язык их забуду...» Возвращаюсь домой и знаю – все будет хорошо!
Н. КОРЧАГИНА.
А вчера я сыном был Ме сказала мама: «Сын, Т не сын, а просто свин. Т не выучил урок, Т сломал вчера замок Итолкнул сестренку Люду, Иразбил большое блюдо. Т медведь, ты крокодил!..» А вчера я сыном был.
Пмидор-светофор Оородный помидор – Кк дорожный светофор. Ели зелен он на грядке, Ммо топайте, ребятки! Санет желтым – подождите, В пока его не рвите. Пкраснеет – не зевайте, Сойте, дальше не шагайте! Включайте светофор, Еьте сладкий помидор!
Пказательный ответ Мла маме помогала, Сол к обеду накрывала. Хть помощница мала, Чшка дзинь – и вдруг разбилась… Мма вскрикнула: «Бедняжка! Кк ты, дочь, разбила чашку?» – А вот так, – сказала Мила Идругую уронила… Уонила не напрасно – Вт теперь все маме ясно!
Кк трудно понять… – Как трудно мир живой понять, – Сазал мне брат Сережа, – Соны умеют стоя спать, А змеи ходят лежа.
Яеда Мма папе рассказала, Чо я часики сломала, Н обоях начертила Иквадратик, и кружок, Дугу Леше подарила Н прогулке свой флажок, Чо я топала, кричала, Чо со мной она устала… Исказала я тогда: – Наша мама ябеда!
Хтрец – Ты снова тройку получил? – Не помню, папа, я забыл. – А ну-ка, вспоминай, хитрец, – Сказал рассерженный отец. – Хитри тут, папа, не хитри, А в дневнике оценка ТРИ, Н рядом с нею, посмотри: Уитель написал: «Не три!». – Не знаешь, как это понять? – Наверно, папа, это пять!
Сирка Вера я маме помогал, Ябрюки сам свои стирал. Яв мыльной пене их вертел, Итри часа потел, потел. Ябрюки палкой колотил, См выжимал, потом сушил… Чсты – к ним никакой придирки! Н только вот откуда дырки?
Жть по-английски Ме папа английские туфли купил, Ия теперь жить по-английски решил. Хжу по-английски Ием по-английски: Яутром овсянке и пудингу рад Имаму прошу мне варить шоколад, Жвать отказался простые ириски. Япью по-английски из чашки бульон Идаже посеял английский газон. Вт только английский язык не учу, Тперь по-английски я просто… молчу.
Нстроения Ппа хмур, весь день ершится Ине улыбается. Брат все утро петушится – Уицы лишается. А сестра змеей змеится Взле бабушкиных ног, Ипоэтому сестрице Впятый раз налили сок. А бабуля весела: Степлым тестом копошится, Гру плюшек испекла Ивсе утро бабушится!
|
назад |