последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 17 февраля 2006 г. № 13 Издается с 10 октября 1991 г. |
Кругосветная одиссея Эелон перевалил через Уральский хребет и остановился у каменного здания вокзала. Из окон вагонов сотни мальчишек и девчонок, чумазые от паровозного дыма и копоти, с интересом разглядывали то гладь озера, то заросший вековыми соснами склон Ильменских гор. Миасс. Здесь им предстояло провести лето. Молодая Республика Советов вела борьбу с внешними и внутренними врагами революции, с разрухой и голодом. В революционном Петрограде положение с продовольствием к маю 1918 года стало критическим. Больше всего от недоедания страдали дети, и их решено было вывезти в более благополучные районы, на Урал. Еть в народе такая поговорка «Из огня, да в полымя». Дети приехали в Миасс набраться сил, а попали в дни, когда вспыхнул бело-чешский мятеж.
Тлефон зазвонил очень часто, межгород. – Это Сергей Ходов. Добрый день. Виктор, подскажи, есть ли в старом городе улица Златоустовская. Там должно быть большое белое здание с колоннами. ССергеем мы больше года проработали вместе в редакции «Глагола». Он жил тогда в машгородке, а старый город знал не очень хорошо. – Есть Златоустовский переулок. Ту улицу переименовали в улицу Ленина. А здание – профессионально-техническое училище номер девять. А что это ты вдруг заинтересовался старым Миассом? – Вышла потрясающая книга. Называется «Ковчег детей». Автор писал ее двадцать пять лет. Рассказывать долго. Иду на встречу с ним. Электронный адрес есть? Жди письмо. Пока.
«Сюжет невероятнейший...» Псьмо пришло на следующий день, поздно вечером. «Дела в Питере у меня идут неплохо. Во всяком случае, делаю то, что нравится, и свободного времени нет. Правда, когда попадается интересная книга, я имею возможность бросить все и читать. Так получилось вот и с этой книгой Владимира Липовецкого «Ковчег детей». О ней я узнал неделю назад. Сюжет невероятнейший. Дети волею судьбы оказались участниками круго-светной одиссеи. Был вчера на презентации книги. Кстати, купил ее для Миасской библиотеки, так что можно будет там почитать. Познакомился и с самим автором, и с потомками тех детей. Они принесли много фотографий (в книге их почти нет), интересно рассказывали. В том числе, и про Миасс, Тургояк. Автор книги, моряк и журналист – совершенно классный мужик. Будучи матросом, океанологом и ихтиологом, он работал на ледоколе в полярных широтах, возил дальневосточный лес в Японию, вместе с товарищами ловил рыбу у берегов Аляски и Калифорнии, доставлял австралий-скую пшеницу в советские порты, а кубинский сахар – в азиатские, охотился на китов в далекой Антарктике, побывал на всех шести континентах, был участником двух кругосветных рейсов. Может, я его уговорю скататься в Миасс – он там не был, но очень хочет посмотреть на место действия. Почти во всех остальных точках этих приключений он побывал, включая закрытые порты Японии и Гонолулу. Вратце история такая. Из Петрограда отправлялись две группы детей: первая – 18 мая 1918 года 400 человек в Миасс, вторая – 400 под Екатеринбург – 25 мая. Первая группа уже напоролась на мятеж «белочехов», вторая – тем более. Тем не менее, до пунктов назначения они добрались. На лето у них деньги, одежда и пр. были. К зиме их надо было спасать, и детей начали распихивать в Тюмень, Уйскую, Кисегач, Троицк, Петропавловск, Томск на зимовку к зажиточным крестьянам. Те брали их на условиях рабочей силы. Родители, потеряв надежду увидеть детей, обратились в американский Красный Крест за помощью. Два волонтера из американского Красного Креста начали свозить все группы в Тургояк, имея в виду отправить детей домой по железной дороге из Миасса. Дальше началась конкретная война, и детей начали увозить на восток все дальше и дальше. Целый год они прожили во Владивостоке (остров Русский), ожидая пока дорога освободится. Американцы тем временем подыскивали подходящие вагоны. Стало ясно, что ждать можно бесконечно, поэтому приняли решение вывозить их через Америку. Их вынужденная кругосветка началась с Миасса, точнее – с Тургояка. Где именно в Тургояке их собирали – не знаю. Есть основания думать, что на месте нынешнего дома отдыха».
«Одеты в серые телогрейки...» Псьмо заинтересовало. Стало любопытно: знает ли кто в Миассе об этой невероятной одиссее петроградских детей, что прибыли к нам на отдых. И Интернета. «Радио «Свобода»: Это одна из самых невероятных российских историй ХХ века была неизвестна до 70-х годов. Американцы спасли 800 русских детей – такой сюжет во время «холодной войны» сразу отметался советскими издательствами и киностудиями как проамериканская пропаганда». Дйствительно, до семидесятых годов эта история оставалась совершенно неизвестной. По понятным причинам дети, даже повзрослев, никому не рассказывали о своем путешествии. Среди спасенных были будущий знаменитый биолог, соратник Вавилова, профессор Иванов, великий балетмейстер Якобсон и многие другие выдающиеся петербуржцы. Вкраеведческом музее удалось найти папку в архиве В. Морозова с надписью «Дети Петрограда». В ней вырезки из газет. На одной есть запись краеведа: «Правда», 1973 год». Прочитал все газетные публикации. Даже в такой теме не обошлось без политических спекуляций. В папке оказался и рукописный листок: «Воспитанники – дети с 6 до 15 лет жили в дачах купеческих, а сейчас дом отдыха 1. Одеты были в серые тело-грейки. Их было много, примерно около пятисот человек. И было, может, больше, – объясняет заготовитель дров, который работал у них. Это было в 1918 году. Они жили зиму и лето. Они получили приказ весной и в марте их отправили в течение трех дней. Куда, не знаю. Со слов Захарова, жителя Тургояка, записала М. Копылова». Так в марте 1919 года со старого вокзала началась их вынужденная кругосветка. Юные петроградцы проделали путь через Сибирь, Китай, Манчжурию, Харбин и добрались до захваченного японцами Владивостока. Тут, на острове Русский, еще некоторое время дети провели в казармах, ожидая, когда появится возможность вернуться обратно в Петербург. Но никаких изменений на фронтах не было, и американцы приняли решение везти детей в Петербург морем.
«Американцы забрали детей с собой...» 3 апреля 1920 года народный комиссар просвещения А. В. Луначарский писал в газете «Известия»: «В свое время мы сообщали о возмутительном акте, совершенном американским Красным Крестом по отношению к многочисленным детям Петрограда... Вех этих детей американцы забрали с собой в бесконечно длинное сибирское путешествие, причем нам с полной точностью был сообщен ряд фактов, свидетельствующих о торопливости этого отъезда, граничащей с жестокостью по отношению к детям, и о мучительных передрягах, которые детишкам пришлось пережить. Возмутительнее же всего была самая мотивировка этой жестокой меры: нельзя, де, оставлять детей в руках у большевиков, которые развратят их. Псле этого поползли еще более плохие слухи, но являвшиеся скорее плодом фантазии. Слухи эти были мучительны для родителей детишек, и весь подвиг американского Красного креста в совокупности представляет собою комбинацию бесчеловечных пыток многих сотен человеческих существ. Ксчастью, дело кончилось, благодаря подвигам Красной армии, лучше, чем можно было ждать, и в настоящее время нами получено следующее радио из Карлсборга: «...Осуществляется окончательный план о возвращении на родину возможно скорее. Предполагается вернуть детей в Петроград пароходом или по железной дороге...» Конечно, то, что благополучно кончается, лучше, чем кончающееся сплошным горем, однако... Красный Крест не может загладить всего легкомыслия и всей бессердечности проделанной им над детскими и родительскими сердцами операции».
«В Петербурге нашли тот же голод...» Уяпонцев был зафрахтован сухогруз «Йомеймару», который и довез детей до Петрограда через Тихий и Атлантический океан. В Америке «экспедицию» ждали политические проблемы (Чичерин и Луначарский распространяли по всему миру письма о том, как американцы похитили русский детей и заставляют их работать на себя) и встреча с президентом Вильсоном. Затем путь до Финляндии (япон-ский корабль под американским флагом не рискнул зайти в Петербург – политическая ситуация была не лучшая), и только после этого дети вернулись домой. В Петербурге они нашли все тот же голод, от которого уехали три года назад.
«Почти все живы...» Эектронка опять доставила письмо от Сергея: «Жди книгу. Выслал экспресс-почтой. Мне очень хочется, чтобы эту историю узнали все миасцы. Круго-светка кончилась почти благополучно, умерли где-то детей десять, но ведь это из 800, и смерти были ненасильственные (болезнь, отравление ягодами, укус змеи). И ведь надо понимать, как мало тогда в России стоила человеческая жизнь. Люди гибли сотнями и тысячами. А тут – почти все живы». Чрез несколько дней прекрасно изданная в семьсот страниц книга появилась у нас. На титульном листе надпись, которую Владимир Липовецкий сделал для Миасской библиотеки: «Когда я писал эту книгу, очень хотел себе представить, каков он – Миасс. А вот сейчас передо мной сидит живой миасец Сергей Ходов, а рядом на столе – подаренная мне энциклопедия о городе Миассе. Поздравляю всех жителей этого славного города и особенно читателей библиотеки с уже близким Новым 2006 годом. Счастья вам. В. Липовецкий. Декабрь 2005 г.».
«Девяносто лет назад...» Кнечно же, первым делом, раскрыв книгу стал искать, что там есть про наш город. «В то время Миасс представлял собой маленький заштатный городок. Его полусонный провинциальный быт устоялся за многие годы. Даже центральная площадь была пустынной, без каких-либо признаков того, что называют кипением жизни. Ее окружали лишь несколько двухэтажных каменных домов. Остальная застройка была деревянной и одноэтажной. Впоследнее время Миасс несколько ожил благодаря появлению военных. И не только русских, но и чехов, поляков и даже французов. За неимением других развлечений офицеры собирались в кондитерской Факерода. Предприимчивый грек угощал своих посетителей различными яствами и напитками, ставшими уже довольно редкими. Сюда заглянули и колонисты. У них еще оставались деньги, и, сложившись, они заказали по чашечке кофе и пирожному. Здесь же, в кондитерской, они купили местную газету. Этот маленький листок издавался на грубой и темной оберточной бумаге. Печатались в нем город-ские новости. Как ни искали подростки хоть несколько строк, хотя бы небольшое упоминание о Петрограде – все напрасно. Наверное, жители Миасса узнавали о том, что делается на белом свете, больше по слухам. Полакомившись пирожными, ребята пошли на мельницу и плотину, на старинный железоделательный завод. Не прошло и двух часов, как обошли весь город. И сразу стало ясно, что местом прогулок и развлечений станут не улицы, а окрестные леса и горы. Првое любопытство было удовлетворено, и они вернулись на Златоустовскую улицу, где находилась казарма. Многие дети уже улеглись в постель, не дожидаясь ужина. Так устали». Было это почти девяносто лет назад.
Ообая миссия на земле? Дти путешествовали с 1918 по 1920-1921 год. Последний ребенок перешел границу Финляндии-России, был отдан в руки чиновника Петросовета в феврале 1921 года. Американцев, которые сопровождали детей, возглавлял американский Красный Крест. На борту судна были полковник Райли Аллен и майор Баррол Бремхол. Полковник Райли Аллен был журналистом. Он умер в 1966 году. А в 1978 году Бремхол и его жена Оливия были зверски убиты в собственном доме. Их убил молодой сосед, умалишенный студент. Тк случилось, что ни у кого из этих двух людей, которые были с детьми более двух лет, не было детей. Бог не одарил их потомством. Может, это и была их особая миссия на земле? Пути Господни…
В. СУРОДИН.
|
назад |