последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 13 января 2006 г. № 3 Издается с 10 октября 1991 г. |
ЗАЩИТИТЬ ОТ НЕРАДИВОСТИ ПРОДАВЦА И ЭКСТРЕМИЗМА ПОТРЕБИТЕЛЯ Хтя бы раз в жизни каждый из нас предъявлял те или иные претензии продавцу: кто-то по поводу продуктов сомнительной свежести, кто-то из-за стиральной машины, не доработавшей свой гарантийный срок. Куслугам отдела экспертизы Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, дабы защитить свои права, обращаются как производители, так и покупатели товаров. Среди клиентов – гиганты индустрии и предприятия малого и среднего бизнеса, и частные лица. Нш корреспондент попросил начальника отдела экспертизы ЮУТПП Геннадия Мальцева рассказать о специфике работы отдела. – Геннадий Константинович, какие товары чаще всего оказываются «с брачком»? – Если в советское время слово «импортный» воспринималось практически как синоним слову «качественный», то теперь рынок завален недоброкачественной продукцией не только отечественного, но и зарубежного производства. Одним из методов защиты рынка является проведение независимой экспертизы. Нверное, нет такого товара, который не приходилось анализировать на пригодность к эксплуатации экспертам нашей палаты. Мы проводили экспертизу автомобилей, холодильников, часов, телевизоров, строительных материалов. Все чаще обращаются к нам покупатели сотовых телефонов. Чобы покупателю не попасть впросак, нужно обязательно проверить товар, потребовать чек и гарантийный талон, поинтересоваться наличием сертификата происхождения и соответствия. Я бы посоветовал покупать товар не на рынках, а в магазинах – и только от проверенных производителей. – За чей счет проводится проверка качества товара? – Наша главная задача – определить, по чьей вине вышла из строя бытовая техника или другой товар. По закону расходы на экспертизу несет продавец. Если же выясняется, что товар пришел в негодность из-за нарушения потребителем правил его эксплуатации, то товар возвращается покупателю, который должен возместить магазину расходы на проведение экспертизы. К сожалению, нечестные покупатели тоже встречаются. – Это и есть «потребительский экстремизм»? – Пока в российском законодательстве нет четкого определения этого понятия. Потребительский экстремизм – это недобросовестная попытка покупателя, манипулируя в корыстных интересах нормами закона, использовать его против добросовестного предпринимателя. При этом его претензии, формально основанные на нормах закона, фактически аморальны. Цель таких действий – не защитить права потребителя, а получить либо материальную выгоду, либо моральное удовлетворение, поставить предпринимателя, что называется, «на место». Бывает и так, что потребители в азарте конфликта забывают о здравом смысле и вместо того, чтобы разрешить возникший спор, пытаются максимально навредить обидчику. – А если стороны не согласны с результатом экспертизы? – Тогда возникает потребительский спор, и любая из сторон вправе обратиться в суд. Конечно, всегда лучше, когда стороны регулируют конфликт на досудебном уровне. Мы стараемся убедить, что в результатах проверки одинаково заинтересован и продавец, и покупатель. Кроме того, споры хозяйствующих субъектов призваны решать третейские суды. Долгое время эта досудебная форма разбирательства была незаслуженно забыта, но сейчас возрождается. В частности, третейский суд действует и при Южно-Уральской торгово-промышленной палате. – Какие виды экспертиз осуществляют ваши специалисты для предпринимателей? – Как показывает практика, больше всего проблем по качеству, количеству и комплектности продукции возникает при неточном, неправильном составлении контрактов, договоров. Это так называемые контрактные экспертизы. Наши услуги предполагают анализ и контроль правильности составления технических требований в договорном документе и ссылки на нормативно-техническую документацию, которой должна удовлетворять продукция. Дя того, чтобы избежать неоправданного риска в деловых отношениях со своими партнерами, при заключении договоров или контрактов, необходимо предусмотреть участие ТПП как третьей, независимой стороны в отгрузке или приемке продукции. В работе мы нередко сталкиваемся с конкретными примерами, когда желание грузополучателя сотрудничать с нами не оформлено в документах с партнером, что препятствует в дальнейшем разрешению споров между сторонами. И, наоборот, когда участие ТПП записано в договорах, но в целях экономии средств организация не вызывает эксперта для участия в приемке товара, что приводит к значительным убыткам. Чсто обращаются к нам с заявками на проведение пред-отгрузочных и приемочных экспертиз. Импортеры продукции или оборудования заинтересованы в проведении экспертиз для идентификации товара в таможенных целях. Эспертиза по количеству продукции проводится специалистами ЮУТПП с момента осмотра прибывшего в адрес грузополучателя транспортного средства, снятия пломб и до окончания выгрузки продукции на склад грузополучателя. Кроме того, эксперты нашего отдела выполняют заявки и оформляют акты на уничтожение продукции. По заявлениям страховых организаций, находящихся как на территории области, так и за ее пределами, проводим страховые экспертизы. Совом, мы готовы помогать всем производителям товаров и услуг, независимо от форм собственности, стремящимся добросовестно работать в рыночных условиях, а также защищать законные права покупателей.
Беседу вела И. ЛЕВАНОВА.
Кда обращаться? Юно-Уральская торгово-промышленная палата. 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56 Тл/факс (351) 266-18-15. Еmail: eksp@uralreg.ru Рбочая группа ЮУТПП в г. Миассе (руководитель – Валерий Николаевич Латыпов) г. Миасс, ул. Романенко, 50а. Тел. 5-73-19.
|
назад |