последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

13 января 2006 г.
№ 3

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ЗАЩИТИТЬ ОТ НЕРАДИВОСТИ ПРОДАВЦА И ЭКСТРЕМИЗМА ПОТРЕБИТЕЛЯ

   Хтя бы раз в жизни каждый из нас предъявлял те или иные претензии продавцу: кто-то по поводу продуктов сомнительной свежести, кто-то из-за стиральной машины, не доработавшей свой гарантийный срок.

   Куслугам отдела экспертизы Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, дабы защитить свои права, обращаются как производители, так и покупатели товаров. Среди клиентов – гиганты индустрии и предприятия малого и среднего бизнеса, и частные лица.

   Нш корреспондент попросил начальника отдела экспертизы ЮУТПП Геннадия Мальцева рассказать о специфике работы отдела.

   – Геннадий Константинович, какие товары чаще всего оказываются «с брачком»?

   – Если в советское время слово «импортный» воспринималось практически как синоним слову «качественный», то теперь рынок завален недоброкачественной продукцией не только отечественного, но и зарубежного производства. Одним из методов защиты рынка является проведение независимой экспертизы.

   Нверное, нет такого товара, который не приходилось анализировать на пригодность к эксплуатации экспертам нашей палаты. Мы проводили экспертизу автомобилей, холодильников, часов, телевизоров, строительных материалов. Все чаще обращаются к нам покупатели сотовых телефонов.

   Чобы покупателю не попасть впросак, нужно обязательно проверить товар, потребовать чек и гарантийный талон, поинтересоваться наличием сертификата происхождения и соответствия. Я бы посоветовал покупать товар не на рынках, а в магазинах – и только от проверенных производителей.

   – За чей счет проводится проверка качества товара?

   – Наша главная задача – определить, по чьей вине вышла из строя бытовая техника или другой товар. По закону расходы на экспертизу несет продавец. Если же выясняется, что товар пришел в негодность из-за нарушения потребителем правил его эксплуатации, то товар возвращается покупателю, который должен возместить магазину расходы на проведение экспертизы. К сожалению, нечестные покупатели тоже встречаются.

   – Это и есть «потребительский экстремизм»?

   – Пока в российском законодательстве нет четкого определения этого понятия. Потребительский экстремизм – это недобросовестная попытка покупателя, манипулируя в корыстных интересах нормами закона, использовать его против добросовестного предпринимателя. При этом его претензии, формально основанные на нормах закона, фактически аморальны. Цель таких действий – не защитить права потребителя, а получить либо материальную выгоду, либо моральное удовлетворение, поставить предпринимателя, что называется, «на место». Бывает и так, что потребители в азарте конфликта забывают о здравом смысле и вместо того, чтобы разрешить возникший спор, пытаются максимально навредить обидчику.

   – А если стороны не согласны с результатом экспертизы?

   – Тогда возникает потребительский спор, и любая из сторон вправе обратиться в суд. Конечно, всегда лучше, когда стороны регулируют конфликт на досудебном уровне. Мы стараемся убедить, что в результатах проверки одинаково заинтересован и продавец, и покупатель. Кроме того, споры хозяйствующих субъектов призваны решать третейские суды. Долгое время эта досудебная форма разбирательства была незаслуженно забыта, но сейчас возрождается. В частности, третейский суд действует и при Южно-Уральской торгово-промышленной палате.

   – Какие виды экспертиз осуществляют ваши специалисты для предпринимателей?

   – Как показывает практика, больше всего проблем по качеству, количеству и комплектности продукции возникает при неточном, неправильном составлении контрактов, договоров. Это так называемые контрактные экспертизы. Наши услуги предполагают анализ и контроль правильности составления технических требований в договорном документе и ссылки на нормативно-техническую документацию, которой должна удовлетворять продукция.

   Дя того, чтобы избежать неоправданного риска в деловых отношениях со своими партнерами, при заключении договоров или контрактов, необходимо предусмотреть участие ТПП как третьей, независимой стороны в отгрузке или приемке продукции. В работе мы нередко сталкиваемся с конкретными примерами, когда желание грузополучателя сотрудничать с нами не оформлено в документах с партнером, что препятствует в дальнейшем разрешению споров между сторонами. И, наоборот, когда участие ТПП записано в договорах, но в целях экономии средств организация не вызывает эксперта для участия в приемке товара, что приводит к значительным убыткам.

   Чсто обращаются к нам с заявками на проведение пред-отгрузочных и приемочных экспертиз. Импортеры продукции или оборудования заинтересованы в проведении экспертиз для идентификации товара в таможенных целях.

   Эспертиза по количеству продукции проводится специалистами ЮУТПП с момента осмотра прибывшего в адрес грузополучателя транспортного средства, снятия пломб и до окончания выгрузки продукции на склад грузополучателя. Кроме того, эксперты нашего отдела выполняют заявки и оформляют акты на уничтожение продукции. По заявлениям страховых организаций, находящихся как на территории области, так и за ее пределами, проводим страховые экспертизы.

   Совом, мы готовы помогать всем производителям товаров и услуг, независимо от форм собственности, стремящимся добросовестно работать в рыночных условиях, а также защищать законные права покупателей.

   


Беседу вела И. ЛЕВАНОВА.

   Кда обращаться?

   Юно-Уральская торгово-промышленная палата.

   454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56

   Тл/факс (351) 266-18-15.

   Еmail: eksp@uralreg.ru

   Рбочая группа ЮУТПП в г. Миассе

   (руководитель – Валерий Николаевич Латыпов)

   г. Миасс, ул. Романенко, 50а. Тел. 5-73-19.

   

   

   

   



назад

Яндекс.Метрика