последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

15 декабря 2000 г.
№ 97

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

КРЕПКИЙ ТЫЛ ВАЛЕРИЯ ПАНОВА

   Крл Маркс, супруг одной из самых красивых и образованных женщин своего времени, любил повторять: мужчина получает такую жену, которую заслуживает. Современные женщины вряд ли согласятся со столь пассивной ролью, которая отводилась полтора столетия тому назад прекрасной половине человечества. Конечно, говорят они, муж -- это голова, но жена-то -- шея! Как бы то ни было, но в делах одного супруга всегда так или иначе участвует другой.

   Жна одного из самых популярных в Миассе людей, Галина Панова могла сделать неплохую карьеру, поскольку Бог не обделил ее ни умом, ни приятной внешностью. Уроженка небольшого города Березники, что в Пермской области, она всегда увлекалась математикой. Сдав на «пятерки» вступительные экзамены, стала студенткой самого престижного факультета Челябинского политехнического института – приборостроительного. А потом полюбила однокурсника, вышла за него замуж, родила детей... И сделала главным содержанием своей жизни проблемы мужа и сыновей. Но назвать ее домохозяйкой язык не поворачивается...

   

   — Галина Юрьевна, как вы познакомились со своим будущим мужем?

   — Валерий говорит, что заметил меня еще на вступительном экзамене. Оказывается, мы устную математику сдавали в одной аудитории. Но я, кроме формул и преподавателей, не видела ничего.

   Пзнакомились мы в колхозе, на картошке. Однажды оказались рядом в автобусе, который вез нас с поля. Поженились на четвертом курсе. А на пятом, перед защитой диплома, у нас родился Евгений.

   — Жили где?

   — Поженившись, мы сразу же переехали к его родителям. Но поскольку оба хотели независимости и самостоятельности, то вскоре сняли квартиру.

   — А на какие, извините, средства?

   — Муж каждое лето проводил в стройотрядах. Однажды заработал две тысячи рублей — огромные по тем временам деньги. Помню, что-то маме купил, брату. Мне привез очень красивые босоножки. А себе – музыкальный центр, тогда все мечтали иметь хорошую аппаратуру. Тут же изготовил цветомузыкальную установку – радиотехника была его хобби.

   Инашу свадьбу мы справили на заработанные им деньги. Помню, мой папа даже обиделся: «Что мы, родители, денег на свадьбу собственной дочери не найдем?».

   — Это родители воспитали у Валерия Викторовича стремление к материальной независимости?

   — Да, и прежде всего отец. Виктор Александрович очень много работал. И сейчас трудится. Поэтому у семьи всегда были и сад, и дом в саду, и банька, и гараж, и машина. Отец все строил своими руками, а сыновья – Валерий и Александр – ему помогали, он многому их научил. Мама, Зоя Ивановна, женщина строгая, принципиальная. По профессии – бухгалтер, всю жизнь имела дело с цифрами, любит точность, исполнительность.

   А ее отец, дед Валерия, вообще удивительный человек. Они с бабушкой и сейчас живы, обоим уже за 90. До глубокой старости самостоятельно жили, держали хозяйство – коров, коз. Все делали своими руками и никогда не бедствовали. Мы ездили каждое лето к ним в Черемшанку на покос. За дедом, когда он косил, ни один из внуков угнаться не мог!

   – Насколько мне известно, Валерий Викторович с братом — близнецы.

   – Да, но мне кажется, что они совсем разные. И даже внешне не очень похожи. Саша закончил военное училище, хорошо разбирается в технике, в том числе и в «Уралах» — ведь это главный армейский автомобиль. Служил в Германии, потом в России. Сейчас работает по гражданской специальности.

   — Своего первенца вы родили без отрыва от учебы, даже академический отпуск не брали?

   — Я завершала обучение студенткой-надомницей. На лекции не ходила, девчонки мне писали под копирку. А диплом дома невозможно было написать, поэтому Женю я увезла к своим роди-телям.

   Нверное, сказалась присущая молодости беспечность. Если бы нынешний ум на то время, я бы, конечно, взяла «академ» и больше занималась сыном. Ребенок – это очень серьезно, для женщины это намного важнее, чем образование.

   — Ну, по вашему-то ребенку не скажешь, будто вы его воспитанием мало занимались: Евгений — победитель международных олимпиад.

   — Этим Женька себе в первую очередь обязан! Мы привели его в дет-ский сад в год и десять месяцев, а он уже все буквы знал и первые слова складывал. А все, что у него было – полупустая комната, немного игрушек, книжки, кубики деревянные с буквами. Когда нам их подарили, я прибрала их на верхнюю полку – до времени. Как-то вижу – все игрушки ему надоели. Достала кубики: на, строй домик! А ему стало интересно, что на кубиках написано. Стали разбирать, смотреть. Я читаю ему буквы и вижу: информация впечатывается в его сознание сразу, даже повторять не надо.

   Пмню, воспитательница в садике спросила: «Чем его развлечь, чтобы не плакал?». Я ответила: «Напишите короткие слова, пусть читает». Она сильно удивилась.

   — Где он сейчас?

   — Учится в МФТИ, живет в самом обыкновенном общежитии, в комнате на четверых. Вместе с родителями других ребят летом мы сообща сделали им небольшой ремонт, купили шкаф, холодильник. Обеды они готовят сами. Женя последний год частенько стоял на кухне у меня за спиной с записной книжкой — фиксировал, что я делаю и как. С учебой тоже все нормально. Успешно выступил на студенческой олимпиаде по теоретической механике.

   Еу хорошо, интересно. А мы, конечно, очень скучаем. Я даже не думала, что так трудно буду переносить разлуку с сыном. Он звонит, пишет электронные письма. Деньги у него свои — президентская стипендия, губернаторская, от фонда Сороса.

   — Самостоятельный – прямо как отец!

   — Да, в этом они похожи. И Женино увлечение физикой тоже от папы передалось. Очень хорошо помню, как я впервые пришла в гости к Валерию, когда мы еще не были женаты. На его столе была огромная барахолка из радиодеталей! Тут что-то спаяно, там что-то начато. И запах канифоли... Я подумала: «Какой ужас!» Со временем то же самое образовалось на столе у сына.

   — А к чему склонен младший, Антон?

   — Трудно сказать, ведь ему пока 12 лет. Но учительница в начальной школе сразу определила, что он технарь. Антон тоже учится в 31-м лицее, который закончил Женя. Успевает неплохо, на «четыре» и «пять». Но это совсем другой ребенок. У него нет такой скорости усвоения знаний, как у Жени. Ему надо много заниматься.

   Зто он очень добрый. Кому-то грустно — он обязательно утешит, постарается как-то развеселить. Очень доброжелательный.

   – Работой отца интересуется, что-то о ней знает?

   – Недавно всем классом побывали на Урал

   АЗе с экскурсией. Антон отвечает за такие меро-приятия – он «министр труда и отдыха», так это у них называется. Впечатлений было море.

   Кгда по телевизору идет передача «Экстремальные ситуации» с участием «Уралов», его от экрана не оторвешь. Если пропустил — достаем где-то запись, обязательно смотрим. Папа привозит другие записи — с каких-то выставок, соревнований. Антон постоянно спрашивает, что да почему. Почему «Урал» смог пройти этап, а «КамАЗ» – нет? Папа ему объясняет про мосты ведущие, колесные формулы...

   — Хватает им времени для общения?

   — Нет, конечно. Валерий возвращается с работы очень поздно. Но среди дня старается найти время и поговорить с сыном хотя бы по телефону. А вечером я не настаиваю, чтобы Антон непременно соблюдал режим дня и рано ложился спать. Пусть хоть коротко, но пообщается с отцом. И есть еще воскресенье, которое мы обязательно проводим вместе.

   — А вы не устали от одиночества?

   — Конечно, хотелось бы больше времени вместе проводить. Но Валерий всегда был таким. Его рабочий день никогда не заканчивался в шесть, семь или восемь часов вечера. В стройотрядах трудился до упора: пока все не сделают, пока первое сентября не грянет, пока уже не скажут – кончилось лето, учиться надо!

   Псле окончания института была аспирантура, и, как мне кажется, это был не самый активный период его жизни. Работа, которой он занимался, не очень его увлекала – не было искры в глазах. Мы ждали второго ребенка. Как раз в это время появлялись первые кооперативы. И он решил оставить аспирантуру: считал, что надо заниматься более серьезными делами, более результативными. Сначала было внедрение компьютерных систем на нефтяных месторождениях, затем строительство модульных зданий, производство нефтепромысловой автомобильной спецтехники, даже добыча и переработка мрамора. С тех пор и по сей день блеск из его глаз не уходит!

   – Как вам, молодой женщине, хватило мудрости, терпения вот так отпустить мужа, не препятствовать ему, не упрекать, не требовать к себе внимания?

   – Думаю, что у настоящего мужчины дело всегда будет на первом месте. И я не должна ему в этом мешать. Но Валерий очень внимателен ко мне и к детям. А воспитание их – это тоже очень важно для нас. Я считаю, поднимать их мы должны сами. Бабушки, дедушки – это тоже участники воспитательного процесса, но – по их желанию, здоровью и возможности. Для нас же это – святая обязанность. Да и по жизни нам отведено вырастить их один раз! Дальше внуки будут, время будет другое, а у наших детей будут свои взгляды на воспитание.

   – Что думает об этом муж?

   – Я всегда хотела иметь троих детей. А Валерий считает так: детей надо иметь столько, скольким ты сможешь обеспечить необходимое. При этом он имеет в виду не материальные затраты, прежде всего – душевные и физические.

   Оень любит сыновей. В последние два года возвращается домой поздно, когда дети обычно спят. Приходит уставшим – только бы выпить на кухне чаю и двумя-тремя словами перемолвиться. Но первым делом он заходит к детям, на спящих смотрит. Утром происходит то же самое.

   Ивзгляды на воспитание у нас единые: каждый ребенок – это личность с первых дней жизни. Даже когда еще лежит в кроватке спеленутым, пчелка такая маленькая – все равно уже видно, что он ни на кого не похож. Это сплав генов и еще чего-то, но это не я, не папа, не бабушки и не дедушки. Как бы нам чего-то ни хотелось, все равно он будет тем, кто он есть. Мы можем его направлять, но только очень осторожно! И отец так и поступает. Он, конечно, оценивает поступки детей, но никогда им не мешает. У нас принято уважать достоинство друг друга.

   — Как любите отдыхать?

   — Главное — чтобы все вместе, тогда уже не особенно важно, как. Летом любим бывать на даче, зимой бегаем на лыжах, куда-нибудь на природу выезжаем. Из новых развлечений нам понравился боулинг. Нечасто, но раза два в году с удовольствием гоняем шары. В последний раз отмечали там день рождения Антона.

   — Есть ли в семье фирменные блюда?

   — Мужчины у меня непривередливые, все, что готовлю – нравится. Пироги очень любят с разными начинками, салаты всевозможные. А вообще за столом мы любим больше не гурманствовать, а общаться. Кухня — это то место в доме, где мы чаще всего бываем вместе. Кухня или автомобиль.

   – Как давно вы освоили машину?

   – Права я получила в 1991 году. И сразу же села за руль, оценив все преимущества свободного перемещения в пространстве. Думаю, что все женщины, чьи мужья много времени отдают работе, также легко управляются с этим нехитрым средством передвижения.

   – Как вам живется на два дома?

   — Сначала было очень трудно. Мне пришлось остаться с детьми в Челябинске, где Женя заканчивал специализированную физико-математическую школу. Я сильно переживала из-за того, что не могу быть рядом с мужем, что сыновья будут часто разлучаться с отцом. А потом успокоилась. Вспомнила про северян, которые видели свои семьи только по выходным или праздникам. И подумала: да о чем я горюю? До Миасса-то всего 100 километров. Разве это расстояние?

   Масс я пока мало знаю. Но здесь работает муж, значит, здесь и наш дом. Общаюсь с людьми, они мне нравятся. У маленьких городов есть свои особенности – все друг друга знают, каждый человек на виду. В Челябинске я от этого немного отвыкла. Но всем этим Миасс сильно напоминает мне мои родные Березники.

   


Расспрашивала Галина Абакумова.

   



назад

Яндекс.Метрика