последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

15 декабря 2000 г.
№ 97

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ НИКОЛАЯ ШВЫРЕВА

   Пкинув Миасс 16 лет тому назад, он намерен вернуться главою города. Появление челябинца в числе претендентов на должность миасского главы – один из сюрпризов нынешней избирательной кампании. Город в Золотой долине Н. Швыреву нечужой: здесь начиналась его карьера. Но решение Николая Дмитриевича поучаствовать в борьбе за должность мэра для большинства миасцев было неожиданностью. Между тем родилось оно не в одночасье.

   — По роду своей деятельности я каждую неделю бываю в Миассе, встречаюсь с руководителями, — рассказывает Н. Швырев. — Еще в прошлом году они мне говорили: «Пора возвращаться, ты подумай». А в 2000-м такие предложения стали поступать регулярно. В августе на меня вышли жители машгородка — работники ГРЦ, ММЗ, НПОЭ. И долго убеждали в необходимости идти на выборы, потому что действующий глава не объединяет живущих в городе людей, а разъединяет.

   Вяв месячный тайм-аут, я задумался всерьез. Одно дело – когда руководители просят, а другое – когда представители трудовых коллективов. Взвешивал все «за» и «против», прикидывал. И 15 сентября дал согласие.

   — Что сыграло при этом решающую роль?

   — Удручающее состояние, в котором пребывает сегодня Миасс. Согласившись поучаствовать в выборах главы, я стал по-другому смотреть на город, более внимательно. А правоустанавливающими документами местной власти просто зачитывался! В ноябрьском выпуске «Официального вестника», например, опубликовано решение 32-й сессии горсовета «Об обращении главы города М. Ю. Жмаева». Оно гласит: «Рассмотрев обращение главы города М. Ю. Жмаева..., городской Совет депутатов решает: 1. Считать правомерным улучшение жилищных условий главы города М. Ю. Жмаева...» И подпись: «М. Жмаев, глава города.» Прямо скажем, не для «Официального вестника» документ – для раздела «Нарочно не придумаешь».

   А во что город превратился! Чуть в сторону от главных магистралей отъедешь – в глаза бросаются разверстые траншеи и горы бытового мусора, обшарпанные фасады жилых домов и разбитые улицы. В начале 80-х, когда я учился в Академии общественных наук, у меня много народу из разных городов Союза перебывало. Их возили на Тургояк, в старый город, в заповедник, по машгородку. Уезжая, гости говорили: «Швырев, ты живешь в раю!». А нынче один товарищ, побывавший в наших краях спустя много лет, сказал: «Не хочу тебя обидеть, но Миасс произвел на меня тягостное впечатление».

   Д если бы у города были проблемы только с благоустройством — еще полбеды. Когда-то вместе с председателем горисполкома П. Кадочниковым я много занимался тепло-, водо- и энергоснабжением Миасса. Знаю все коммунальные проблемы, как «Отче наш». И со всей ответственностью заявляю: в ситуации с водоснабжением повинен глава. Была ведь программа, согласно которой к 2000 году планировалось построить Киалимское водохранилище и протянуть оттуда водовод. Но за четыре последних года ничего сделано не было.

   А возьмем внутригородские сети. Согласно отчету, каждый миасец ежедневно потребляет по 500 литров воды. Скажите это жителям верхней зоны машгородка — они вас на смех поднимут. И спросят: «Кто же выпивает наши 500 литров?» Ответ прост: вода теряется в сетях. Пока не удастся привести их в порядок, проблему тепло- и водоснабжения строительством новых водохранилищ не решить. Власть это понимает, но оправдывает свое бездействие ссылками на финансовые проблемы.

   Мстные финансы, действительно, поют романсы. За четыре последних года кредиторская задолженность городского бюджета увеличилась в шесть раз — с 84 миллионов рублей до 485.

   Пложил я на одну чашу весов банкротство города, его коммунальные проблемы, а на другую – свои знания, опыт, связи. И понял, что не вправе оставаться в стороне.

    Ведь Миасс — город моей молодости, родина моих детей!

   — Судя по декларации о доходах, вы неплохо обустроены в Челябинске. Зачем вам эта головная боль — Миасс с его проблемами? Зарабатывать будете меньше, а работать – больше.

   — Жизнь не раз ставила меня перед подобным выбором. Был старшим прорабом и получал 180 рублей. А когда избрали секретарем комитета комсомола, стал приносить домой всего 80.

   — Ну, тогда вы были молодым, мечтали о карьере. А какие амбиции могут быть у человека в 60 с хвостиком, достигшего и материального достатка, и положения в обществе?

   — Возраст тут ни при чем. Главное — характер. Мне, например, для ощущения полноты жизни нужно быть в гуще проблем. Когда трудно, у меня открывается второе дыхание. Как во время войны: люди мерзли в окопах, но никто простудой не болел. Потому что организм был в постоянном напряжении – надо было выжить и победить.

   — «Болячек» у Миасса, действительно, – воз и маленькая тележка. А с финансами туго. Вам известен секрет безденежного решения проблем?

   — А как мы троллейбусную линию строили? Первая очередь — от машгородка до автозавода — стоила 80 миллионов рублей. А правительство дало только 10. Собрали мы тогда руководителей и сказали: или будем строить черепашьими темпами — по мере выделения средств, или скинемся всем миром. Тогда, при плановой экономике, госпредприятиям сделать это было непросто. Но ведь сумели построить троллейбусную линию за два года!

   Пэтому когда глава города ссылается на финансовые трудности, это лишь одно может означать: проблема ему не по зубам. Если есть общая цель и объединяющее начало, решение всегда найдется.

   — Кстати, о действующем главе. Он считает, что вы «несколько поотстали от реалий жизни», потому что предлагаете возобновить строительство Киалима.

   — Четыре года тому назад он говорил обратное (цитирую с сокращениями по газете «Миасский рабочий»): «А принимая решение баллотироваться на пост главы, я исходил из желания продолжить реализацию тех начинаний, которые только обозначились в период моей работы председателем горсовета. Я имею в виду... строительство Киалимского гидроузла.» А вот совсем свежий пример. Директор городской казны

   Г Ильичева в своем интервью перечисляет незавершенные строительные объекты, которые город не успел выкупить у УралАЗа. В их числе — и сооружения Киалимского гидроузла.

   Н если городская власть не собирается его строить, тогда зачем покупать незавершенку?

   М Жмаев жалуется: вместо положенных

   1 млрд. 200 млн. рублей в городской бюджет поступило всего 550 млн. А я так скажу: и 100 млн. может поступить, если не заниматься и не работать.

   Мхаил Юрьевич, кстати, много чего своим избирателям в 1996 году наобещал – и троллейбусную линию построить от вокзала до старого города, и Киалимское водохранилище. Но ни до того, ни до другого у него руки не дошли. Потому что одного желания недостаточно. Не изучив арифметику, нельзя браться за высшую математику. А М. Жмаев, не зная азов хозяйствования, взвалил на себя непосильную ношу — управление городским хозяйством. Поэтому иногда он говорит, не приходя в сознание.

   — Вы ведь с ним бывшие однопартийцы. Каким он вам тогда казался?

   — Каким-то бесцветным. Помню, как послали его секретарем парткома на напилочный завод. Теперь я понимаю, почему у него там работа не заладилась. Из-за его конфликтного характера.

   Д и как глава он не состоялся по той же причине. Сегодня по идее Михаил Юрьевич должен отчитываться о выполнении программы, с которой он шел на выборы в 1996 году. А он заводит разговор с «чистого листа» и начинает обвинять всех вокруг себя стоящих, сидящих и лежащих. Хотя в первом интервью, которое Жмаев дал после избрания на должность главы, он предложил в качестве объективного критерия оценки своей деятельности соотношение среднего дохода на одного жителя города и прожиточного минимума. И даже пообещал отказаться от притязаний на власть как не справившийся, если доход будет меньше.

   Сгласно официальным данным, прожиточный минимум в Миассе в сентябре 2000 года составлял 903 рубля 88 копеек. А фактический размер среднего дохода не разглашается, хотя в принципе определить его нетрудно: сложить фонды оплаты труда всех предприятий, организаций с ежемесячным доходом предпринимателей и разделить на количество жителей. Уверяю вас: больше 400—450 рублей на человека не получится. Тогда почему глава не держит клятву об отказе от притязаний?

   — А с чего вы начнете, если миасцы доверят вам пост главы?

   — Сяду и первым делом постараюсь разо-браться в финансовом положении. Затем приглашу всех руководителей и крупных предпринимателей, чтобы из первых уст получить информацию о планах предприятий и организаций. На ее основе в течение двух—трех месяцев надо будет сделать общегородскую программу — определиться с перспективой развития лет на пять вперед. Чтобы потом выйти с ней к людям и сказать: объединив усилия, мы в 2001 году решим вот эту проблему, через год — еще одну, и так далее.

   Мня сейчас на встречах спрашивают: «Почему ничего не обещаешь?» Потому что раздавать щедрые посулы – не в моих правилах. Конечно, можно избирателям райские кущи нарисовать. Но народ-то потом спросит: а где же обещанное тобой светлое будущее? Так что лучше горькая правда, чем красивая ложь.

   Рсспрашивала

   Оьга АЙЗЕНБЕРГ.

   



назад

Яндекс.Метрика