последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

11 января 2006 г.
№ 2

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

"Я НЕ МОГ ВЫБРАТЬ ИНОЙ ПУТЬ..."

   Млодой мужчина с приятным голосом свободно общался с незнакомой аудиторией, серьезно и обстоятельно отвечал на любые, даже самые каверзные вопросы – и было невозможно не попасть под его обаяние.

   «У такого учителя любой будет знать физику на «пятерку»!» – мелькнула мысль. И ничего удивительного, что именно его, Ивана Иоголевича, преподавателя челябинского физико-математического лицея, который был гостем нашего города в конце ушедшего года, назвали лучшим на последнем Всероссийском конкурсе учителей.

   – Я просто не мог выбрать в жизни иной путь, кроме педагогического, потому что вырос в семье педагогов, – признался Иван Александрович.

   Кнкурс работников образования проводится уже более 15 лет, и по традиции в нем участвуют по одному представителю от каждого региона. Нашу область представлял Иван Иоголевич:

   – Это первый случай, когда мероприятие такого масштаба проходило не в Москве, а в Калининграде. Почему там? Да потому, что на предыдущем конкурсе победил учитель-словесник из сельской школы Калининградской области. И это очень важно, в первую очередь, для педагогической общественности регионов.

   – Иван Александрович, сколько российских педагогов съехалось в Калинин-град, и как встретили вас калининградцы?

   – В этом году было наибольшее число участников – 75. Жители города, завидя нас, останавливались порой, чтобы сказать: «Как здорово, что учительский праздник приехал в наш город!».

   – Расскажите об участниках конкурса – кто они, откуда…

   – Самое главное – в Калиниграде собрались учителя из школ разного типа. Преподаватели лицеев и гимназий составляли очень небольшую долю. В основном – из школ-интернатов, сельских, коррекционных школ. И это замечательно, потому что я, например, постоянно ощущаю некоторую профессиональную замкнутость. Общаемся с коллегами в учебном заведении, где работаю, на олимпиадах, методобъединениях, но все они – преподаватели лицеев. А здесь появилась возможность встретиться с учителями, которые решают педагогические задачи иного уровня. Кстати, основная сложность – в выработке единых критериев оценки. Одна из участниц конкурса высказала сомнение в правильности названия сего мероприятия: пока мы тут соревнуемся, лучшие учителя работают в школах с детьми.

   – Кто из коллег вам запомнился?

   – Восхищаюсь учителем информатики из Тамбовской области. Она получила очень хорошее классическое образование и неудивительно, что члены жюри поинтересовались: «Почему работаете в школе-интернате? Вы могли бы готовить детей к участию в олимпиадах». И получили следующий ответ: «А кто будет работать с обычными детьми в обычной школе?». Из Кирово-Чепецка Киров-ской области приехал преподаватель технологии. Школа коррекционного типа, где он работает, – очень сложное учебное заведение, где у детей огромные проблемы с адаптацией. Учитель сумел сориентировать ребят на создание реального продукта – на уроках они собирают хорошую мебель. Привитый в школе навык позволит мальчишкам найти свое место в жизни.

   Фзик из Пермской области привез на конкурс оригинальное методическое пособие. Какая основная цель преподавателя физики в сель-ской школе? Заинтересовать ребенка! Педагог собрал фрагменты из мультфильмов, где есть какие-то физические ошибки, сформировал вопросы, записал все на компакт-диск и… успешно работает со школьниками седьмых–восьмых классов.

   – По тому, с каким увлечением рассказываете о коллегах, видно, что общение с ними произвело на вас огромное впечатление…

   – Самым ценным, на самом-то деле, была не конкурсная программа, а именно общение. Ведь собрались вместе люди из разных регионов, носители очень ценного опыта. Многие из нас восприняли это мероприятие как педагогический форум, где можно обменяться мнениями, выразить поддержку. В принципе, учителям соревноваться несвойственно. Основной наш «конкурс» – это школьные уроки.

   – Более полусотни участников… Наверное, конкуренция была острой?

   – Это не те конкурсы, что показывают по телевизору – там участники только и стремятся «подпилить друг другу туфельки» (как бывает в балетной среде). Здесь все с точностью до наоборот. Когда стало известно, что во второй тур из 75 человек прошли всего 15 (я – в их числе), мои менее удачливые коллеги сразу подошли с вопросом: «Какая помощь нужна?».

   – Что представляли собой конкурсные состязания?

   – На первом туре нужно было представить описание опыта работы и показать открытый урок продолжительностью 30 минут, тему которого узнали за два дня до него. Незнакомые дети, незнакомые программы… Поразило, что в школе художественно-эстетического профиля ученики отвечали на прекрасном базовом уровне! На втором этапе каждый из пятнадцати участников должен был провести на сцене мастер-класс. Дается всего 20 минут, а в роли учеников – приехавшие на конкурс учителя. Я сознательно пригласил только преподавателей гуманитарных дисциплин – интересно было общаться с теми, кто имеет другой взгляд на мир.

   – Самый яркий, наиболее запомнившийся момент конкурса?..

   – Наверное, тот, о котором я только что упоминал – поддержка коллег. К этому времени мы находились в чужом городе почти неделю, было тяжеловато – и физически, и эмоционально. И тут-то все стали активно друг другу помогать. Напряженность, скованность первых дней куда-то исчезли, и когда я попросил учителей выйти на сцену, ни один не отказался. И все работали так, как наши лучшие ученики в школе. Было ощущение, что каждый из моих добровольных помощников приехал в Калининград именно для того, чтобы изучить физику.

   – Вы сами изъявили желание принять участие в конкурсе?

   – Нет, это не было моим желанием. Наоборот, я-то как раз больше склонен заниматься своим любимым делом – учить ребят. Конкурсы всегда воспринимал по аналогии с «А ну-ка, девушки». Боялся, что за внешней развлекательностью исчезнет учительская суть. Страхи, к счастью, оказались напрасными. Именно участники конкурса реально определили, каким ему быть.

   …Осенью нынешнего года лучшие российские учителя вновь съедутся на конкурс, который в этот раз пройдет в Челябинске. Иван Иоголевич уверен, что гости почувствуют светлый и уважительный настрой южноуральцев. Ведь это очень важно – отношение общества к педагогическому труду.

   


Н. КОРЧАГИНА.

   



назад

Яндекс.Метрика