последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 25 мая 2001 г. № 49 Издается с 10 октября 1991 г. |
ДО СВИДАНИЯ, ИГРУШКИ, ДО СВИДАНЬЯ, ДЕТСКИЙ САД Быстро растут наши дети! Казалось, совсем недавно ребенок еще не умел одеваться, аккуратно есть, очень переживал, что мама уходит и оставляет его в детском саду с незнакомыми взрослыми и детьми. Постепенно малыш привык, освоился, теперь и уходить не хочет: «Мама, я еще поиграю». Но вот подошло время отдавать ребенка в школу. В какую школу? Готов ли он? Как ему там понравится? Всему ли научил его детский сад? – тревожатся родители. Елена Федосеевна Матюшкина, главный специалист отдела дошкольного образования, попыталась ответить на эти и другие вопросы. — Некоторые родители сетуют на то, что детский сад не научил их ребенка читать, считать и т. п. Правомерны ли эти претензии и где взрослые могут узнать об уровне подготовленности детей к школе? — Существует единая программа воспитания и обучения в детском саду, изданная Министерством просвещения. С ней можно познакомиться у заведующей ДОУ или у воспитателя группы. В программе подробно изложено, что должен знать и уметь ребенок в разные возрастные периоды (по годам его жизни). Возьмем подготовительную группу. По развитию речи ребенок должен уметь составлять рассказ по картинке, предложения разных видов, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове. По обучению грамоте вырабатывается умение составлять предложение из трех—четырех слов, членить простые предложения на слова, слова – на слоги. Того, что дошкольник должен уметь читать, в программе нет. Это задача школы. Конечно, все родители хотят, чтобы их малыш начал читать раньше, боятся, что ребенок попадет в слабый класс, если не будет читать. Но есть приказ Министра просвещения, запрещающий тестирование при приеме детей в школу. Поэтому родители имеют право устроить малыша в тот класс, который ему нравится. Всвязи с постепенным переходом на 12-летнее образование снижен барьер поступления в школу. Теперь в первый класс берут детей не с семи лет, как раньше, а с 6,5. Поэтому родителям, отдающим своего ребенка в школу раньше семи лет, надо быть особенно чуткими, ведь психика их малыша еще очень неустойчива. Главное – не отбить у него желания учиться, не напугать своим стремлением научить его читать пораньше. В вашем детском саду в методическом кабинете есть тесты, определяющие уровень подготовленности ребенка к школе, методические рекомендации. Вы тоже можете ими воспользоваться. — На что обратить внимание родителям, готовя его к школе? — Готовность ребенка к школе – это сложное, многогранное определение, включающее в себя физическую, личностную, интеллектуальную и специальную подготовку. Пежде всего важно учитывать его состояние здоровья, развитие двигательных навыков, особенности координации кисти (мелкой моторики), физическую и умственную работоспособность. Личностная готовность провляется в активности, потребности помогать сверстникам, в умении подчиняться правилам. Обратите внимание на то, как ребенок общается с друзьями, приучайте к тому, чтобы он оказывал помощь, делился, умел радоваться не только своим победам, но и за других. Ителлектуальная готовность – это сформированность образного мышления, умение классифицировать, обобщать, систематизировать, а также владение языком и основными формами речи. Читая с ребенком книги, побуждайте его к пересказу, составлению рассказа по незнакомой картинке. Поиграйте в игру вопросов—ответов, предлагая малышу вопросы по тексту, вставляя вопросы об эпизодах, действующих лицах, не описанных в тексте, но упомянутых автором. Таким образом вы сможете увидеть глубину и полноту понимания текста ребенком, получить представление о его внимательности, памяти, а также стимулировать творческое воображение. И конечно, ребенок должен овладеть началами грамоты (чтением, письмом, математикой). Здесь важно не столько умение читать, сколько понимание происхождения слов, умение определять место звука в слове. Как отмечают учителя начальных классов, дети, приходящие в школу, умеют читать по слогам, но не знают при этом алфавита, не могут выделить гласные—согласные, глухие—звонкие. Не стремитесь научить ребенка считать до ста. Важно, чтобы он понимал состав числа (два – это один и еще один) и мог поизводить простые математические действия в пределах первого десятка. В игровой форме проверьте его знание геометрических фигур, покажите, как можно из них составлять разные композиции (дом, машина, снеговик). Много внимания уделяйте развитию тонких движений кисти. Закрашивание внутри контура, мозаика, рисование, лепка из пластилина, вырезание ножницами сложных деталей – все это поможет увереннее держать карандаш, ручку. Чтобы не пришлось переучивать, не учите детей написанию письменных букв. Гораздо полезнее рисовать орнаменты с элементами букв. — Что вы можете сказать об открывающихся в городе частных детских садах? — Сегодня в городе нет ни одного зарегистрированного частного дошкольного учреждения. А это значит, что тот педагог, которому вы отдаете своего ребенка, будь он даже профессионалом, не несет ответственности за свою деятельность. И если вдруг что-то случится, виноваты будут только родители. Помните об этом, прежде чем отдавать малыша в чужие руки. — Есть ли необходимость отдавать ребенка на дополнительные занятия – курсы английского языка, «Филиппок», школа будущего первоклассника и так далее? — Сейчас стало модным обучать ребенка иностранному языку. Да и преподаватели курсов – люди, как правило, грамотные. Но, к сожалению, эти знания остаются невостребованными, так как практически во всех школах нет углубленного изучения языка, и эти знания просто забываются малышом. Школа «Филиппок», скорее всего, нужна детям, не посещающим детские сады, поскольку его программа дублирует программу ДОУ. Дети, лишенные общения со сверстниками, здесь могут получить личностную подготовку, научатся общаться друг с другом, оказывать помощь товарищам. Только учтите: физиологические особенности детского организма таковы, что он, скорее всего, еще не может серьезно заниматься, получать оценку. Взаключение хочется отметить, что участие родителей при подготовке ребенка к поступлению в школу необходимо. Но не переусердствуйте, поселив в душе ребенка страх и нежелание учиться. Главный показатель успеха – глубокий интерес, который проявляет ребенок к обучению в школе, и стремление заниматься. Н за горами первый звонок и начало увлекательного путешествия в мир знаний. В добрый путь!
Беседовала Е. Латышева.
|
назад |