последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 30 ноября 2005 г. № 89 Издается с 10 октября 1991 г. |
"Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ..." Миасскому краеведческому музею исполнилось 85 лет Пмню краеведческий музей 70-х годов. Бесконечная, как тогда казалось, анфилада комнат. Скрипучие деревянные полы. Землистого цвета бивни мамонта, которые ужасно хотелось потрогать, да воспитание не позволяло. Нравился зал этнографии с яркими башкирскими костюмами и предметами незнакомого мне быта. Подолгу рассматривали с подружками чучела лося, косуль, глухарей. Залы советского периода (каюсь!) проходили быстрым шагом, не останавливаясь. Задерживались, хотя и недолго, перед экспонатами военных лет, пытаясь прочитать написанные карандашом солдатские письма. Но самое яркое впечатление производил исполин-медведь, стоявший у входа и встречавший посетителей яростным взглядом искусственных глаз, так похожих на настоящие. Он и сегодня на своем посту, хотя музей уже давно сменил место жительства. Более того, отныне его силуэт будет красоваться на всех краеведческих сборниках, подготовленных силами научных сотрудников... Миасский «музеум» Нш краеведческий музей – один из старейших в области. Его восьмидесятипятилетняя история богата событиями и берет свое начало в середине 19-го века. И архивных документов узнаем, что первая коллекция, собранная горными инженерами, умещалась в комнате заводоуправления (называлось это – «музеум») и состояла из минералов, горных пород и археологических находок. К сожалению, она не сохранилась. Вначале 20-го века по инициативе Леонида Кулика, нашего земляка, заведовавшего метеоритным отделом Института минералогии в Ленинграде, и горного инженера Николая Кураева создается общество краеведения, которое снова начинает собирать экспонаты для будущего музея. И 24 ноября 1920 года музей, наконец, открылся. Размещался он тогда в здании по улице Пролетарской,1, но уже через три года началась его «кочевая жизнь»: Симоновский особняк (да, да, тот самый); здание по улице Свердлова, 5; Петропавловская церковь. И только в 1934 году он надолго обосновался на улице Октябрьской,7. Вгоды войны музею пришлось довольствоваться двумя маленькими комнатками – остальные занял эвакуированный из Харькова проектный институт. Из газет тех лет узнаем, что посещаемость музея тогда была очень высока – до пятисот человек в день, а в выходные и до тысячи. По сути, он стал центром пропагандистской работы: висела карта, на которой ежедневно отмечалось продвижение советских войск, и можно было воочию видеть, как шаг за шагом, метр за метром освобождаются от врага станции, города, деревни, поселки... Пслевоенный период – очень сложный и для музея, и для всей страны. Но он сумел пережить эти трудности. А в 70-х годах пришел коллектив, сумевший научно систематизировать музейные коллекции. Взглавила музей Надежда Смелова, человек необычный, увлеченный, фанат своего дела. В годы ее работы количество музейных экспонатов увеличилось с трех до тридцати тысяч! Рбота в музее кипела день и ночь, но все чаще поднимался вопрос о состоянии здании, отопительная система которого была сильно изношена... Однако с середины 80-х годов аварии стали практически ежедневными, и после очередной, которая произошла в январе 1988 года и нанесла серьезный ущерб фондам, музей был закрыт. Вт тут-то вопрос встал ребром: если городу нужен музей, он должен о нем позаботиться. Рассматривались два варианта переселения – симоновский особняк или постройка нового здания в районе вокзала. Сотрудники голосовали за первый, справедливо считая, что исторический музей обязан занимать историческое здание. Так, 70 лет спустя, в 1995 году состоялось второе его пришествие в дом купца Егора Симонова. П прошествии времени, однако, приходится признать, что это решение было не до конца продуманным: находись музей в центре города, посещаемость его сегодня могла бы быть гораздо выше... «А посмотреть есть на что!..» Нучным сотрудникам часто приходится ездить в Екатеринбург. И каждый раз они по-хорошему завидуют своим коллегам. Отношение правительства Свердловской области к музеям – пример для многих. Благодаря вниманию властей, там музейное дело возрождается. За последние десять лет создано около сорока новых музеев – радио, кукол, комсомола, молодежного движения... И все это – помимо уже существующих краеведческого и музея декоративно-прикладного искусства. Есть в Екатеринбурге и целый литературный квартал, объединивший мемориальные здания в единый комплекс. Интересно, что экспозиции создаются силами сотрудников совместно с художественным фондом. К примеру, музей известного фотографа В. Л. Метенкова. В зале всего один мемориальный предмет – фотоаппарат. Остальное – так называемые «новоделы»: шторы, стол, стулья в стиле 19-го века сделаны по фотографиям, чертежам, проектам того времени. Заходишь в зал – и создается ощущение, что действительно попал в старую фотомастерскую... Жль, что наш музей таких возможностей не имеет, но и он достаточно богат и интересен. Многие любители и знатоки истории края не замечают обшарпанных стен, но застывают перед выставленными экспонатами. А посмотреть действительно есть на что! «Так просто здесь не остаются...» Богатые фонды, со вкусом оформленные выставки – заслуга сотрудников миасского музея, основной костяк которых формировался в 80-х годах. Нталья Асташова пришла сюда после 10-го класса, закончила заочно историко-архивоведческое отделение Уральского университета и вот уже более 20 лет – главный хранитель музея. Вслед за ней появились выпускницы того же университета: историк-архивист Алла Овчинникова и искусствовед Галина Наумова, чуть позже – Николай Мигун, нынешний директор музея, биолог по образованию, и историк Инна Невраева... Чм так крепко привязал к себе этих людей музей? Ведь их зарплату трудно назвать деньгами, к тому же у некоторых почти половина ее уходит на проезд к месту работы и обратно... – Любовь к своей профессии держит, – отвечают, не сговариваясь, научные сотрудники. – Так просто здесь люди не остаются. Приходит новичок, и месяца не пройдет, как становится видно, останется он или уйдет. Ив самом деле: не так давно пришла Нина Чухарева – тут же занялась пропагандистской деятельностью, наладила контакты с телевидением. Пришла Татьяна Абрамова – стала организовывать летние экскурсии для детей, вести в школах кружки по экологии, а теперь еще успешно внедряет новую форму работы – театрализованные экскурсии. Это ведь для нас, взрослых, важно получить полную информацию по теме, а с детьми надо работать совсем по-иному, с выдумкой, с фантазией. Вот и шьет Татьяна костюмы Медузы, Каракатицы, Рыбака... Педагоги довольны, а про детей и говорить не надо! «Я здесь душой отдыхаю...» Вмузее вообще не принято стонать и жаловаться на судьбу, на недостаток финансирования... Нет возможности создать постоянно действующую экспозицию? Работают на выставках: динозавров, рыб, кукол, музыкальных инструментов, большинство которых – частные коллекции. Пчему эти выставки так нравятся горожанам? Да потому, считают работники, что в них вложена душа человека, собравшего эту коллекцию. Ни один из них ни разу не упомянул о стоимости экспонатов. Ценности здесь совсем другие, духовные. И не зря люди, приходящие на выставки в музей, говорят зачастую: «Я здесь душой отдыхаю...» Д весны в симоновском особняке будут гостить «Дары моры» – великолепные ракушки со всего света, зрелище красочное и впечатляющее… Н не забывают музейные работники и местных авторов. В начале лета экспонировались работы заслуженного художника России, нашего земляка Анатолия Ладнова, а еще раньше любители живописи могли полюбоваться поэтическими акварелями Евгения Никольского. И какие все же выдумщики, эти научные сотрудники музея! Татьяна Абрамова, желая приобщить к изобразительному искусству детей, стала проводить мастер-классы под названием «Волшебная акварель» прямо в музейном зале: дети получают краски, кисти и бумагу и, слушая рассказ Татьяны о художнике, учатся рисованию у самого Никольского. Нет, это не простое копирование работ – у каждого ребенка рисунок получается самобытным, своеобразным, по-своему интересным. Каеведческий музей вступил в новый, 86-й год своего существования и, конечно, работники не могут не думать о его будущем. Мы спросили старшего научного сотрудника Аллу Овчинникову, как видятся ей перспективы его развития. – При финансовой поддержке можно было бы создать хорошую экспозицию не только внутри здания, но и снаружи. У нас есть террасы бывших симоновских садов, которые можно восстановить. Кроме того, лелеем мечту воссоздать уголок старого Миасса с ремеслами и продажей того, что делается прямо на глазах посетителей. А еще хочется открыть Музей золотопромывательной техники под открытым небом.
Н. КОРЧАГИНА.
Фто В. СУРОДИНА.
|
назад |