последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

4 ноября 2005 г.
№ 82

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

КАК ЖИВЕШЬ ТЫ, ОТЧИЙ ДОМ?

   Мы чтим своих предков, ухаживаем за их могилами. Почему же нам наплевать на дома, где они жили, мечтали, и где, в конце концов, в муках рожали нас? Мы, миасцы, все — родом из старого города...

   Я не понимаю!

   Пчему происходит эксплуатация парикмахерской и магазина «Варвара» (ул. Пролетарская, пл. Труда), не соответствующих санитарным нормам – «удобства» во дворе, а сам двор отсутствует? Отходы жизнедеятельности выплескиваются прямо на центральную улицу.

   Пчему исторические здания превращены в руины? Если бы регулярно выделялись средства, как, например, в Златоусте, Кыштыме, то она выглядела бы так же достойно.

   Пчему в центре исторической части не асфальтируется центральная площадь, отсутствуют тротуары, нет приостановочных комплексов... Во многих местах прямо на тротуарах – открытые люки.

   Пчему площадь Труда не убирается регулярно? Шприцы, бомжи, кучи мусора, коровы – неотъемлемая часть пейзажа. А ведь это сердце исторической части города.

   Пчему в городе, возраст которого 232 года, Городской дом культуры похож на сарай, работает на привозной воде и имеет отхожие ямы на уровне средних веков?

   Пчему нет на территории исторического центра хотя бы одного супермаркета?

   Жлкие, дряхлые подвальчики-лавчонки плохо оборудованы, во многих магазинах – жирные от грязи двери и ручки, за которые страшно браться, не ровен час – желтуху подцепишь.

   Дсятками лет старый город не приводился в порядок. Исключением не стал и 2003-й юбилейный, в котором область выделила Миассу 520 миллионов рублей. Ни одной копейки из этой суммы не «осело» на территории исторического центра. Достаточно привести цифры: в 2003 году выполнено благоустройство 53 дворов на сумму 1 млн. 380 тысяч рублей и сверх плана – 136 дворов на сумму 2 миллиона рублей. Все это сделано в Северном и Центральном округах. Что же касается южной части, то благоустройство дворов округа № 21 произошло, в основном, за счет мебельной фабрики, по округу № 22 освоено 280 рублей, по округу № 23 около 7 тысяч. Складывается впечатление, что бюджет города – это «общак», и средства из него распределяются «по понятиям».

   Фкты из жизни это подтверждают. Низкая правовая культура тех, кто управлял городом, как говорится, налицо. О новой команде управленцев пока говорить рано. Но все же…

   Пчему не освоены деньги, выделяемые в 2005 году на реконструкцию стадиона по ул. Ленина и на водоводы в общей сумме 1 миллион рублей?

   Пчему частный капитал желает превратить в туристическую Мекку отдельно взятый район города, не принимая в расчет его историческую часть? Ведь традиционно (мировая практика это доказывает) знакомство с городом туристы начинают с исторического центра, краеведческого музея, памятных мест.

   О ОРЕШКИНА, житель старого города.

   Василий Суханов, предприниматель: «Порядок навести можно!»

    В этом письме отражена вся боль старого города. А главная беда его - в финансировании. В прошлом году, казалось бы, удалось развернуть власть лицом к старгородским проблемам. Планы тогда строились грандиозные: вывоз мусора и ТБО, асфальтирование, грейдирование, водоснабжение и газификация. Деньги на все это были главой предусмотрены. Но после известных событий в «розовом» доме все изменилось. И сколько бы мы с Сергеем Сухановым не бились, добиться ничего не смогли.

   А сейчас все ложится на плечи предпринимателей и просто жителей города, которые объединяются и начинают сами обустраивать жизнь.

   Сарая часть – это, по сути, отдельное государство. Несправедливо, что он забыт. Сам я – коренной житель Миасса. Город моего детства отличался от сегодняшнего, в первую очередь, чистотой. Пройдите по старой части сегодня – везде свалки. Я уверен: люди таким образом протестуют против невнимания к ним.

   Гроический отряд жителей-активистов с помощью предпринимателей пытается решить вопрос водоснабжения. На улицах Пушкина, Ремесленной, в переулке Крутом построен водовод, поставлена общественная колонка – за счет средств населения. Керамический завод по собственной инициативе еженедельно проводит отсыпку осколками кирпича прилегающих улиц. Решить вопрос грейдирования и подсыпки должна власть, не переваливая на плечи предпринимателей. Иначе зачем же она в городе существует?

   ... Если задать сегодня вопрос чиновникам: «Неужели вам не стыдно за состояние старого города – ведь все гости едут через него!», ручаюсь, что ответ будет таким: «Не все – многих везут через Мисяш» То есть, проблемы как бы и нет?..

   М говорим сегодня о другом: пусть никто не едет через историческую часть, но она имеет бесценные архитектурные решения, которые надо охранять. Нужен частный инвестор. И к нему надо поворачиваться лицом, а не загибать немыслимые цены. Первоначальная цена на конкурсе по продаже клуба имени Силкина – 700 тысяч рублей! Надо продать его за реальную цену с условием восстановления первоначального облика.

   Чо касается состояния площади Труда, есть у меня намерение поставить рядом с памятником вождю часовню. Пусть они постоят вместе – где будет чище? А потом люди решат, оставлять памятник или куда-то переносить.

   Поблема досуга – согласен, стоит остро. И нельзя решать вопрос так: сначала улицы подметем, а потом будем песни петь. Днем подметаем – вечером отдыхаем. Должны быть клубы по интересам, парки, кинотеатры, дискотеки. Но в капитализме нынче живем. На все должно быть предусмотрено финансирование.

   Встаром городе можно навести порядок, если все силы объединятся.

   Оин сход в год ничего не решит. Мое мнение – собирать сход ежемесячно. Только после третьей встречи с властью, на мой взгляд, начнется разговор спокойный, конструктивный.

   Пка в старом городе действует принцип: «Сделай человеку плохо, а потом верни, как было – и он будет счастлив». Чуть что – «Давайте Путину писать!» А ведь у нас есть своя власть. Чего же за семь верст киселя хлебать и искать правды в чужом огороде?

   Владимир Забродин, председатель территориального управления Южной части города: «Один в поле не воин...»

   Вадимира Забродина мы застали в кабинете – рабочий день только начался, телефон звонил без умолку, посетители в коридоре уже занимали очередь... На просьбу прокомментировать полученное редакцией письмо Владимир Иванович откликнулся охотно:

   – Насчет того, что «историческая часть города превращена в руины», не соглашусь с автором. За последние годы многие здания на улице Пролетарской приобрели более свежий вид – арендаторы стараются. По асфальтированию улицы Ленина согласен полностью. Сейчас мы как раз определяем цену вопроса, на днях поднимали его на совещании у главы города. До зимы вряд ли успеем, но к весне, думаю, асфальт в порядок приведем, если будет финансирование. Насчет люков...

   Вадимир Иванович набирает номер телефона директора предприятия «ГарантТеплоСервис» Рашида Юнусова и передает дословный его ответ:

   – Практически все колодцы открыты. Как временный выход из положения делаются деревянные щиты, чтобы закрыть люки, но их тут же воруют на дрова. Купить или заказать бетонные люки, как в центральной части города, нет средств....

   – Почему площадь Труда убирается нерегулярно? – на этот вопрос Владимир Иванович просит ответить руководителя службы Ирину Абрамкину.

   – Два года назад эту ставку сократили. Дворникам оплачивают только жилые дома — поясняет Ирина Ивановна. – Поэтому три раза в месяц все дворники собираются вместе и убирают площадь. По целому «Уралу» мусора вывозим оттуда. Вернут ставку – возьмем дворника снова.

   – Бомжи... – Владимир Забродин вновь берется за письмо. – Каждый понедельник общаемся с участковыми инспекторами. Первое поручение, которое они от меня получили – проверить паспортный режим. ГДК... Не согласен с автором. Выглядит Дом культуры чистеньким, внутри прилично. Что касается удобств, думаю, этот вопрос должен поднять сам руководитель. Супермаркет... А зачем он нужен? Магазинов здесь достаточно. СЭС проверяет их постоянно. В этом отношении город не забыт. Что касается фасадов, буду настаивать, чтобы к весне предприниматели привели их в надлежащий вид. Насчет подсыпки... Сегодня на пруду ведутся работы. Хочу найти договор с этой организацией и изменить условия его таким образом, чтобы вывозили отработанный щебень на подсыпку старгородских улиц. Благословение главы уже получил.

   ...А знаете, что больше всего мешает в работе? Отсутствие у руководителей коммунальных служб четкого разграничения обязанностей, а ведь успеха мы добьемся только тогда, когда каждый будет точно знать, за что отвечает. По опыту работы в Западном округе знаю – один ничего не сделаешь. Как говорится, один в поле не воин. Совет ветеранов и партия пенсионеров, обещали поддержку. Опираясь на общественность, сделаешь, но – немного. Возможности все же крайне ограничены. Попробуем подтянуть руководителей предприятий, которые работают здесь и имеют возможности для решения наших проблем. Считаю, совет директоров должен быть в каждом округе. Рассчитываю на поддержку малого и среднего бизнеса. Думаю, наладим тесный контакт и с народными избранниками. Как сделать жизнь старгородцев более удобной и комфортной, решать будем вместе.

   Любовь Никулина, член Союза архитекторов России: «...Словно жемчужина в чаше»

   В не пытались представить, каким он был, этот город – город золотопромышленников, купцов, горных инженеров, мастеровых?.. Строгие и в то же время нарядные дома, окрашенные в теплые тона ; ажурные чугунные решетки на крышах; роскошные витрины купеческих магазинов; затейливая лепнина на фасадах; величественный Петропавловский собор и над всем этим – сладкий запах ванили из кондитерской Фокерода...

   Вемя не пощадило красоту Миасса. Приложили к этому руку и люди. Только можно ли назвать их людьми после того, как они безжалостно сокрушили чудные соборы, служившие не только украшением, но и очагами культуры. Впрочем, не ведали, что творили...

   Ивот уже подросли внуки и правнуки этих варваров... Что же видят они, что слышат на улицах некогда прекрасного города? «Не счесть алмазов в каменных пещерах», а в старом городе не счесть сегодня бомжей, пьяниц и потерявших свой первозданный вид архитектурных сооружений. Мусорные свалки – вместо клумб и скверов, зияющие могильной чернотой выбитые окна – вместо сверкающих витрин, нецензурная брань – вместо чудесной музыки духового оркестра, играющего в городском саду...

   В всем мире исторический центр города стараются беречь, гордятся им, показывают туристам как величайшую ценность. Ведь старинные здания хранят тайны предыдущих веков и, может, потому так притягательны для нас. А мы своих гостей скорее ведем в музей, потому что больше показать нечего. Неужели и в самом деле – нечего?

   Впоследние погожие дни уходящей осени мы совершили экскурсию по старому городу в сопровождении члена Союза архитекторов Любови Никулиной и научного сотрудника краеведческого музея Галины Наумовой.

   – Мой дипломный проект, – вспомнила Любовь Павловна, – был посвящен реконструкции исторического центра среднего уральского города на примере Миасса. Согласно проекту улицы Ленина, Пушкина и Пролетарская сохранялись в нетронутом виде, дома повышенной этажности формировались дальше к окраине, и, таким образом, историческая часть напоминала жемчужину в чаше. Предполагалось, что гостиницы будут не выше трех этажей, а в старинных купеческих домах расположатся мастерские декоративно-прикладного творчества, сувенирные лавки. Идея, по-моему, была неплохая...

   Пзже, когда я работала в кооперативе «Мрамор», возникла мысль заняться реконструкцией исторических зданий. Нам казалось, что это необходимо и городу и власти. Но тогдашний директор райпо А. З. Гафаров сказал: «Вам никто не даст ни копейки» И оказался прав – денег действительно не дали...

   Псле такого невеселого вступления мы отправились по старинным улочкам Миасса.

   Зтейливо-резной, весь как шкатулочка, дом по улице Пушкина, 11... Каменный дом на одной из горных улочек, со стилизованным орнаментом и масками львов, принадлежавший, скорее всего, чиновнику, с необычайно красивой внутренней отделкой помещения... Дом управителя, который, судя по сохранившимся снимкам, был гораздо интереснее – балкон, кружевная чугунная ограда, сад... Нарядный двухэтажный особняк в глубине площади, украшенный фигурными наличниками с легким орнаментом. Бывший магазин купца Бакакина (кинотеатр «Энергия»), построенный в стиле «модерн», и его же изукрашенный лепниной дом – через дорогу... Мечеть – на наш непрофессиональный взгляд, красивая, но, по мнению наших консультантов, много потерявшая после реставрации... Каждый дом, каждое здание чем-то интересно – историей ли, архитектурными особенностями, функцией...

   Вобще, в относительном порядке содержатся здания, которыми кто-то владеет. Но и им на будущее – совет: прежде чем ремонтировать фасад, обращайтесь к историкам.

   Лбовь Никулина уверена: все еще можно восстановить.

   – Нашему городу есть, что показать и чем гордиться. А вообще, туризм многим городам помог встать на ноги и обрести вторую жизнь. Человек подсознательно стремится к красоте. Когда строили ЮУрГУ, преподаватели вздыхали: «На бумаге все так красиво, а в жизни... все изрисуют, исчиркают...». Прошло три года – никто ничего не нарисовал!

   Человек становится красивым, когда видит вокруг себя красивое. Повезло старожилам: они ЭТО помнят, они росли с ЭТИМ, в окружении ЭТОГО.

    А как быть молодым? Одна мудрая не по годам 16-летняя девочка как-то сказала, грустно глядя из окна на мусорные контейнеры:

   – Я знаю теперь, почему японцы так долго живут и так тонко чувствуют прекрасное. Они видят из своих окон Фудзияму, а мы ...

   Кнечно, легко сказать: денег нет. А потом везти гостей из области окольными путями, потому что – стыдно за грязь, за неухоженность, за то, что дарованная нам красота гибнет прямо на глазах. Нам бы, может, и хотелось, как нерадивой хозяйке, затолкать в шкаф все раскиданные по дому вещи, да не получится: полуразвалившийся клуб имени Силкина покрывалом не прикроешь, захламленный сквер на площади вмиг не очистить.

   Тк, может, поищем другой выход?..

   

   «Старый он и есть старый...»

    «Как живется-можется?» С таким вопросом обращались мы к старгородцам, заранее предполагая, что они нам скажут в ответ...

   Пвел Васильев, пенсионер:

   – Весной приезжал Сумин, так я пробился к нему и спрашиваю, почему, мол, в старом городе нет транспорта и на каждом шагу свалки. Говорит: «Разберемся!». А нужны ли разборки? Не разборки нужны, а внимание властей. Что изменилось с тех пор? По-моему, ничего. Подожду еще, а потом Путину напишу. Плохо нам живется. На автозаводе продукты дешевле, здесь – втридорога: масло «Золотая семечка» у нас по 40 рублей, а в центре – по 34. И сахар, и хлеб дороже. Колодец бездействует – то в нем алкашка утонет, то кошку дохлую найдут... На всю улицу – одна колонка, и то не все ею пользуются, потому что дорого: каждый месяц собираем по пять рублей, чтобы ее открывали-закрывали, и на насос без конца сдаем – постоянно ломается.

   Нна Трубеева, пенсионерка:

   – Старый, он и есть старый. Какое уж тут благоустройство! По мосту в грязь идешь – с ног до головы облит будешь. Помню те времена, когда по центральной улице поливальные машины ходили... Сколько раз ходила в администрацию старого города насчет колодца – вся вода с дороги в него льется. Обещали: будем дорогу делать – подсыплем. Вот уже и власть другая у нас – а так ничего и не сделано. Заброшенные мы.

   Ниль Зарипов, водовоз:

   – Три года назад с Учалов приехал. Пьют там все, работы нет. А в Миассе понравилось. Сначала работал на «Миассэлектроаппарате», а квартиру снимал по улице Ферсмана. Там, конечно, почище, но жилья нет – за квартиру платить очень дорого. Теперь вот водовозом работаю. А жилье служебное – дом, огород, баня... Конечно, и пьяных тут много, и бомжей хватает, но я привык.

   Глина Васильевна, приемщица стеклопосуды:

   – Живем в доме с 73-го года, а ремонт ни разу не делали. Крыша худая, крыльцо отходит. Куда только не обращались – никто не знает, к кому мы относимся. Хотелось, чтобы воду провели. За воду платим, а сами ходим ищем, где колонки работают. Для детей ничего нет. При школе только один кружок – мягкой игрушки. Но вот «Скорая помощь» хорошо у нас работает, это точно. Прямо хочу благодарность объявить врачам Татьяне Павловой, Андрею Глебову, Елене Тонкачевой, Ларисе Трушиной, Вере Гореловой.

   Тня, Света, учащиеся ПУ № 49:

   – Некуда сходить в свободное время. Всего два места, где нормальную дискотеку проводят – «Энергия» и 1-я школа. Кафе нет. Потому молодежь и беспредельничает, пьет. Чем заняться-то? Да и на улицах грязно.

   Сргей, без определенного места жительства, 45 лет:

   – Живу где? Да нигде. Сплю на трубах, в подвале. Или в колодце. Из общежития выгнали, потому что не платил. Раньше был кузнецом, потом попросили оттуда – пить начал. Работать не могу – рука отнялась. Собираю бутылки, в день на хлеб хватает.

   Вадислав Миклин, пенсионер:

   – Я вообще-то в лесу живу, летом пчелами занимаюсь. А зимой – внучкой. Так, смотрю, у пчел-то порядка больше, чем у людей. Что говорить? Хотел я провести газ себе – и то не получилось. Меня даже в проект не включили, пропустили наш дом. Деньги вложили, кто-то провел, а мы остались «с носом». Так что, ничего, «нормально» живем! Когда-то я воевал за справедливость, был депутатом, а теперь отошел от политики. Не верю, что что-то изменится к лучшему.

   Горгий Яковлевич Крохалев, пенсионер:

   – Всю жизнь здесь живу. Когда здесь была власть, был исключительный порядок. В сквере, где сейчас памятник Ленину, яблони цвели. ...Попробуй выкини мусор или помои вылей – тут же придет десятидворный, штраф возьмет. А сейчас такие грандиозные свалки! За раз все не вывезешь. А власть меры не принимает. Всегда говорил: от человека все зависит. Никто к нам не придет мусор убирать, и не обязаны они это делать. Выход? Ужесточить контроль. Нарушители остаются безнаказанными. А еще – выйти всем на субботник на своей улице. Но нужен организатор.

   


По старому городу гуляли Н. Корчагина и В. Суродин (фото).

   



назад

Яндекс.Метрика