последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 7 октября 2005 г. № 75 Издается с 10 октября 1991 г. |
РАЗНЫЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ Снова начался учебный год и снова в числе прочих пошли разговоры о медалистах-выпускниках, о мнимой и подлинной ценности золотых и серебряных медалей. Эа награда — свидетельство глубоких знаний? Средство для поступления в вуз? Престиж? Куда их столько? Рзговоры об отношении управления образования к медалистам ходят самые разные. Чтобы узнать, как обстоят дела на самом деле, обратились к главному специалисту отдела дошкольного и школьного образования и воспитания Татьяне Анохиной.
– Татьяна Борисовна, как говорится, «кончен бал, погасли свечи…» Что дальше ждет выпускника с золотой или серебряной медалью? – Обычные трудовые будни. Во многих вузах не смотрят на то, есть ли у абитуриента медаль. Для приемной комиссии самое важное – количество баллов за сданный ЕГЭ по интересующему вуз предмету. Медаль говорит лишь о том, что перед вами очень старательный и ответственный ученик. – В 1983 году в школе № 9, например, не было ни одного медалиста, а в 2005-м – целых 15. Раньше дети мало старались? – Я окончила школу в 1970-м. Во всем городе был один золотой медалист, до сих пор хорошо помню ее имя – Птицына Вера, выпускница 44-й школы. Это была сенсация для всех, о ней писали в газете. Знаю, потом она поступила в МГУ, выдержав огромный конкурс. Вот это была настоящая медаль. А не так давно смотрела по телевизору выступление президента, где он говорил, что в наше время медаль теряет значимость… – Что же сделало это возможным? – Это стало заметным буквально последние четыре года. Может, связано с ЕГЭ. Н время эксперимента приняты щадящие требования к претендентам на медали. Если раньше они обязаны были иметь за все четверти десятого и одиннадцатого классов только «5» и сдать все выпускные экзамены на «отлично», то теперь за один ЕГЭ, сданный на «4», мы все равно даем «золото». А для «серебра» возможны две «четверки» за ЕГЭ, да еще и одна итоговая допускается. Узаконят единый государственный экзамен – требования, разумеется, станут жестче, а медалистов меньше. – А пока медали ведрами возим? – Да, почти что так. Когда подавала итоги года в министерство образования, мне сказали о серебряных медалистах: «Куда вы их столько наваяли?!». Унас много детей со всеми «пятерками» в аттестате, но без медалей, потому что в десятом классе за какую-нибудь четверть были «четверки». Раньше надо было браться за ум. А еще больше очень талантливых детей, старательно углубляющих свои знания по одному–двум предметам, о медалях и не мечтают. Но именно они успешно выступают на предметных олимпиадах, даже в масштабах страны, становятся нашей гордостью. – Но все-таки «сделать» медалиста – это огромный труд, который должен быть хоть как-то замечен? – Да никак не замечается. Никаких привилегий. Школа и с пятнадцатью медалистами, и с одним финансируется абсолютно одинаково, в порядке своей очереди. – Может, премии? – Никаких. Ни учителям, ни директору. – Тогда ради чего эта гонка, валовое производство «юных дарований»? – Не знаю. У нас почему-то считается, что количество медалей повышает престиж. Директора повышают престиж своей школы, а, соответственно, и родного города! Заете, основная масса наград приходится на машгородок. Не секрет, что там больше людей с высшим образованием, они и детей своих нацеливают на это. И очень хорошо знают, что роль образования сегодня как никогда высока. Но для меня лично ни о чем не говорит, что в 44-й школе нет в этом году золотого медалиста. Я понимаю, что если Геннадий Яковлевич Грицай, народный учитель, почетный гражданин города, ставит «пятерку» по своему предмету (физике), то это вовсе не «дешевле» медали. Пестиж школы в том, чтобы при переходе в другое учебное заведение, будь то вуз или такая же школа, ученик подтвердил свои отметки. Пусть хорошист подтвердит свои «четверки», отличник – «пятерки». Твердая «тройка», признанная и подтвержденная другими учебными заведениями, – это тоже престиж школы. А когда начинают взращивать медалиста лишь в десятом классе, чувствуется, что это труд не столько ученика, сколько его учителей. – Интересно, у нас отслеживают поступление медалистов в вузы? Всегда ли они оправдывают свою высокую награду? – У нас есть сведения о поступлении всех выпускников в вузы, техникумы и другие учебные заведения. Конкретно же за медалистами никто не следит. Ведь важны только баллы за ЕГЭ. – Я знаю ребят, имеющих медали, у которых были проблемы при поступлении… – От вузов, да и от самих ребят претензий не поступало никаких и никогда. Но факты такие действительно есть. Все-таки школа должна отвечать за выданное «золото» или «серебро». Ведь крайними остаются дети… – Непростой получается разговор. А говорите об этом на совещаниях, заседаниях? – Не решаемся. Человеческие взаимоотношения – очень хрупкая вещь, страшно повредить. – Итак, даже президент озабочен снижением роли школьных медалей. Что же делать? – Я как-то была в гостях в маленькой станице Краснодарского края, и очень удивилась, как медалисты сдавали письменный экзамен по русскому языку. Из разных школ городов, станиц их собрали в одном месте, отдельно от всех остальных. Дескать, раз вы претендуете, то покажите себя здесь, а дома и стены помогают. Вот бы и нам так. «Не медаль, а знания ради нее!» Масская школа № 6 занимает первое место в город-ском рейтинге и 19-е в областном. Отрыв от других миасских учебных заведений довольно весомый: здесь средний балл по результатам сдачи ЕГЭ 65,7 балла, у ближайшего конкурента – 59,09. Но по числу медалистов 6-я школа вовсе не лидирует, хотя ее выпускники и получили в этом году 3 золотые, 4 серебряные награды. Пятнадцатый год школой руководит М. Курамшин. – Как у вас «рождаются» медалисты? – Таких ребят замечаем еще в начальной школе. Учителя вторых классов на педсовете показывают, кто из учеников подает надежды. Понятно, иногда эти дети «теряются» в седьмом–девятом классах, начинают учиться хуже. – Чьего труда здесь больше: ребенка, родителей или учителей? – Медаль – это результат тройственного союза. Закладывают интеллектуальную базу в раннем детстве родители, ну а нам остается раскрывать и совершенствовать. Кнечно, много зависит от учителя. Поэтому у нас в коллективе примерно 40 процентов учителей имеют высшую категорию, а в десятом–одиннадцатом классах вообще работают только с высшей категорией. Н никогда никто не идет против воли ребенка. – Говорят, что в вашу школу изначально отбирают лучших? – Что вы, это запрещено законом. Берем всех желающих. Другое дело, если человек не может справиться с нашими требованиями, тогда уходит сам. Вообще, считаю, что любой ученик средних способностей может достичь самых больших высот, если у него хороший учитель. Поэтому уж кого и отбираем, то это учителей. Вт и я заставляю их все время повышать свой уровень. В год консультирую по 10–12 человек, пишущих научные работы. Непросто, потому что в основном директор – это хозяйственник, и я вынужден им быть. Но хочу быть и директором «учебным». Если в школе сильный педколлектив, значит и ученики сильные. – И насколько? – У нас больше половины всех детей учатся только на «4» и «5». 79–90 процентов всех выпускников поступают на бюджет. В этом году, например, таких было 83 процента. За все годы моей работы в этой школе не было ни разу, чтобы медалист не поступил на бюджет. Из пятидесяти лицеев и гимназий, существующих в области, мы занимаем 12-е место. Считаю, это неплохо. – Не многовато ли медалистов в этом году? – Что же делать, если 11 лет назад случился удивительно сильный набор учащихся? А вообще считаю, что таких замечательных детей не может быть больше двух–трех в год. Бывало, когда медаль и вовсе некому давать. Но в последние года четыре у нас в городе началось что-то похожее на гонку за медалями. Шола несет моральную ответственность за выданную медаль. Всегда говорим, что ребятам в жизни поможет не наличие медали, а знания, добытые ради нее. Престижно? Вхожу на улицу с одним вопросом: «Насколько престижна сейчас школьная золотая медаль?» = Галина Владимировна, 49 лет: – Всегда престижна, хотя бы для самоутверждения. Если бы ребенок хотел, приложили бы все усилия, но у нас такой цели не было. = Юрий Векшин, 24 года: – Сейчас? Не знаю. В мое время ей значения не придавали. Если бы ребенок захотел… Давить бы точно не стал. = Наталья Новоселова, 25 лет: – Какой теперь престиж! Вот раньше – была важна, поступать было легче. Приложу все усилия, чтобы мой ребенок ее получил, если он сможет. = Сергей Сухой, 45 лет, Тамара Воропаева, 45 лет: – Престижа нет. Все равно надо заплатить, чтобы поступить, хоть есть медаль. И медалисту – тоже. = Татьяна Васильевна, 39 лет: – О престиже не знаю, мы о медали не думали. У знакомых в этом году дочь закончила 9-ю школу и поступила в Петербурге в университет на бюджет. Результаты ЕГЭ там не принимают, и девочка сдавала тестирование. За медаль получила дополнительные баллы. Ее родители безумно счастливы. Значит, престижна?
«Кто медалист, не видно» Н, а как к медалистам относятся в вузах? Наша собеседница – ответственный секретарь приемной комиссии электротехнического факультета ЮУрГУ Т Зайнашева. – Татьяна Геннадьевна, есть ли какие-либо льготы для медалистов при поступлении к вам? – На сегодняшний день такая льгота имеется. Абитуриенты должны предоставить результаты ЕГЭ по трем предметам. Медалист же, выпускник техникума или училища с красным дипломом – только по одному, профилирующему. Если у него не менее 75 баллов, то за остальные два предмета он получает максимальную отметку – 100 баллов. Тлько вот почти половина медалистов не могут воспользоваться льготами, так как не дотягивают до 75 баллов. Им приходится держать конкурс на общих основаниях. Вообще, каждый факультет нашего вуза может устанавливать свой порог, у некоторых это и 90 баллов. – Бывает, что медалисты не проходят по конкурсу на бесплатное обучение? – Очень редко, но бывает. Но сейчас можно рассылать свои документы в несколько мест одновременно. – Ну, а среди студентов обладатели медалей чем-то выделяются? – Если человек хочет учиться, то он очень ценит место, которое занимает, и учится достойно. И не важно, платит за это или нет. А кто из них медалист, вовсе не видно. Весто комментария Н электротехнический факультет в нынешнем году подавали документы 16 медалистов. Льготой смогли воспользоваться лишь семеро, остальные до 75 баллов не дотянули. Зачислено шесть медалистов: один – на контрактной основе, пятеро – на бюджет.
Страницу подготовила И. Соломаха.
|
назад |