последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 5 октября 2005 г. № 74 Издается с 10 октября 1991 г. |
"УЧЕНИКИ НАПОЛНЯЮТ ЖИЗНЬ СМЫСЛОМ" Кк-то так повелось, что в канун Дня учителя мы вспоминаем в первую очередь о школьных учителях. А ведь есть еще те, кто работает в детских садах, детско-юношеских центрах, студиях, школах искусств, колледжах, институтах... Памятуя о том, что в начале октября празднуется также и День музыки, решили мы встретиться с педагогами-музыкантами Ефимовыми: Наталья Николаевна преподает музыкальную педагогику и психологию в Миасском колледже культуры и искусства, а ее супруг Александр Михайлович – директор детской школы искусств № 4. Пхвастаться семейной династией музыкантов Ефимовы не смогли, но и в той, и в другой семье большими любителями музыки были главы семейств. Именно по настоянию отцов они и выбрали в жизни дорогу к Музыке. Дя шестилетней Натальи первым учителем стал... концертмейстер Венской оперы (семья жила тогда в Германии): – Вилли перекладывал на ноты те песни, что пели в Германии советские солдаты, а я их играла. Не скажу, что любила сами занятия, но очень уж нравилось выступать перед родственниками в длинном мамином платье и туфлях на высоких каблуках.... Александр – коренной миасец, учился на отделении народных инструментов по классу баяна, увлекся музыкой не на шутку... и вопрос о продолжении образования решился сам собой. Спруги вспоминают, как после окончания Курганского училища работали вместе в городе Щучье, потом – в Молдавии, позже переехали в Миасс и везде наблюдали одну и ту же картину: чтобы поступить в музыкальную, надо было выдержать огромный конкурс – до семи человек на место! Педагоги-музыканты были нарасхват: работа в общеобразовательной школе, в самодеятельности, участие в концертных бригадах, в драмкружках, руководство хорами, которые были тогда во многих производственных коллективах... Мастера на все руки, да и только! Вперестроечные времена интерес к профессии в обществе стал угасать – в первую очередь, потому что прокормить семью музыканту становилось все труднее. Поэтому сегодня с набором в музыкальные школы, училища и даже в консерватории – проблемы... О учениках... А. М.: – Сегодняшние дети? Они почти не изменились. Другое дело, что практически не стало контроля со стороны родителей. Родители перестали помогать ребенку дома, предпочитают не знать о его проблемах. Поэтому нам приходится частично брать на себя родительские функции. Особенно – если ребенок из неполной семьи. Иногда замечаю: ученик не столько заниматься на урок идет, сколько для того, чтобы со мной пообщаться. Рдко, но встречаются дети, которые приходят в школу сами, по собственному желанию. Как-то явился семиклассник: «Хочу у вас учиться!» Схватывает все на лету – боюсь, как бы не надорвался. Рбенку должно быть интересно в школе – тогда он придет еще и еще. Если глазенки горят, каждое слово мое ловит – значит, учу правильно. Перестал ходить – сразу думаю: что я сделал не так? Часто говорю детям: «Научишься на баяне – сможешь быстро научиться играть и на фортепиано, и на гитаре...» Их это очень прельщает, тем более, что так оно и есть. Рбенок, считаю, должен развиваться гармонично. А то ведь «умники и умницы» на труднейшие вопросы отвечают легко, а на элементарных музыкальных – спотыкаются. «Духовой инструмент фагот или нет?» Смешно. Остудентах... Н Н.: – Мне их порой очень жаль. Не скажу, что не хотят учиться. Хотят – но не могут: мало читают, плохо запоминают, не владеют терминологией. Не научены логически мыслить, рассуждать, не развиты эмоционально... Привыкли просто воспринимать информацию. А ведь музыкант, да и вообще человек искусства – это оголенный нерв, открытая душа. Правда, к четвертому курсу кое-что меняется. Смотрим на выпускников и думаем: «Вот сейчас бы с тобой да все сначала начать – общаться на равных, обмениваться впечатлениями...» Поколение очень закрытое, недоверчивое, в душу не пускают. Считаю, во многом это вина родителей – не смогли наладить эмоциональный контакт с ребенком. «Я тебе доверяю, я тебя люблю, ты мне дорог» – часто ли слышат дети эти слова? Чаще: «Ленивый, глупый, учиться не хочет» Да разве можно говорить так о своем ребенке? Ему помочь надо, иначе он на всю жизнь в своем коконе закроется, не достучишься потом. А вообще, я у них тоже кое-чему учусь. Например, умению решать проблемы по мере их поступления, а не паниковать заранее. ...Педагогические принципы? Согласна с мужем – чтобы было интересно. Но при этом требования довольно жесткие, потому что у нас все-таки профессиональное обучение. Всегда пытаюсь ребятам донести мысль: «Поскольку сейчас рыночные отношения, вы должны быть хорошим товаром, чтобы вас купили. И купили дорого». С высшим музыкальным образованием можно устроиться в жизни очень даже неплохо. Например, появилась такая профессия, как арт-директор – требуется и в шоу-бизнесе, и в любом творческом коллективе, и в ночном клубе, и в развлекательном центре. Работа интересная и оплачивается хорошо. Так что есть, куда стремиться нашим выпускникам. Кстати, выпускаем специалистов очень даже неплохих – в некоторые годы поступаемость в вузы почти стопроцентная. Ожизни... А. М.: – Мы – счастливые люди. У нас есть любимая работа, прекрасный коллектив единомышленников и полное взаимопонимание в семье. Передачи по телевизору смотрим одни и те же – в основном, по каналу «Культура». Вместе ходим на концерты, ездим на природу – это дает большой стимул для творчества. Н Н.: – Но при этом каждый имеет свое увлечение: Саша любит футбол и рыбалку, а я в это время лучше книгу почитаю – и все довольны. А вообще – мы никогда не жалели, что стали педагогами. Да, меняются времена, но всегда есть и будут ученики, которые наполняют нашу жизнь смыслом.
Н. КОРЧАГИНА.
Фто Н. ЗАМАТОХИНОЙ.
|
назад |