последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 23 сентября 2005 г. № 71 Издается с 10 октября 1991 г. |
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНЬЕ О храма, от всей округи – древностью веет! Говорят, Сыростан старше Миасса. Здесь уральская старина, ее первоначальность. Когда же был построен Крестовоздвиженский храм? В ХVIII веке или может быть в ХVII? Этот вопрос мы задали настоятелю храма отцу Владимиру Аксенову. – Сведения о нем, к сожалению, скудны. При работе в областном архиве и краеведче-ском музее удалось узнать дату освящения храма, 1895 год, и то, что первым священником был отец Александр Петров. В планах – работа в архивах Троицка и Оренбурга. Надеемся, что вся духовная информация там. А на сегодняшний день больше белых исторических пятен. Но, по крайней мере, знаем – храм не столь стар, не конца ХVIII века. Строился он для нужд верующих душ – для казаков села Сыростан и жителей окрестных деревень. – Можно добавить – и для путников. До революции, говорят, здесь проходил тракт, соединяющий Златоуст с Миассом, Европу с Азией. – Да, но вы знаете, Крестовоздвиженский храм таких больших размеров? – Это очень большой размер? – Для села, я считаю, достаточно большой. Предположительно наш храм может вместить около 300-400 молящихся одновременно. И притвор – место для богомолий, необычно велик. Мне все-таки кажется, раньше потребности были другие. – А до какого времени действовал храм? – Просуществовал он, работая, до 1938 года. Церковная община пыталась найти компромисс с советской властью, в 1935 году был заключен договор аренды. Но тех усилий хватило на три года. Храм стал использоваться по нуждам власти новой. И, в конце концов, превратился в руины. Были сохранены лишь стены, свод. Не было окон и части кровли. Иициатором восстановления храма стала опять-таки казачья община, образованная при участии известного в Миассе предпринимателя, ныне почившего, Н. Н. Самодумова. С ее помощью здание было подготовлено к богослужению. Возобновление литургийной жизни в Крестовоздвиженском храме, милостью Божьей, совершилось 19 июня 1997 года. Через два года у нас первый юбилей – 10-летие восстановления. Это знаменательная дата, готовимся к ней. Несмотря на большие трудности, планируем закончить внутреннюю реставрацию. – Отец Владимир, а кто выполняет работы? Уже сейчас видно, насколько умело, добротно они сделаны. – Над иконостасом работает автор проекта Вячеслав Юрьевич Юдин. – Юдин – автор проекта. А кто воплощает задуманное в жизнь? – Сам автор. Никто не сделает это лучше его. Поэтому для нас милость Божья, что проектировщик является и мастером. Сложностей много. Мы не имеем свидетельств прежней формы иконостаса. Все что смогли – это изучить уральскую школу. В Зауралье храмостроительство имеет свои особенности. Стиль того времени – барокко – с живописными росписями, достаточно витиеватыми ажурными иконостасами. Те храмы – ровесники нашего. Но там формы немного другие, приземленные. У Крестовоздвижен-ского как будто просматривается Средневековье. Он не создан в чисто барочном стиле. Нет у него и колоннад, ажурной лепки на фасаде, которая присутствует на Среднем Урале. Но, так или иначе, для иконостаса был выбран именно этот стиль. – А кто расписывал храм в наши дни? – Кажется, миасский художник Лузин с помощником. Постарались, выложились. Хотелось увидеть как можно быстрее плоды своих трудов, но, к сожалению, последовательность восстановления не была соблюдена. Это и нам наука. Япринял приход пять лет назад. В то время зимой температура в храме опускалась до семи градусов. Через год начали строить планы реставрационных работ. Залог посещения храма – стабильность богослужений. Для нас стало правилом во все воскресные дни, великие праздники, дни особочтимых святых совершать богослужения без пропусков. Свременные жители села, за редким исключением, не являются наследниками строителей храма. Наверное, поэтому нет особого тяготения к нему. Говорят о нем уважительно, гордятся им, любуются, но в литургической жизни участвуют слабо. И посещаем храм в основном за счет приезжих. Я думаю, люди, раз за разом спешащие к нам, не вполне формулируют свои чувства. Они тянутся к старине, пытаются, хоть ненадолго зайдя и вдохнув этого воздуха, удостоверится в непреходящем. Это ведет к переоценке ценностей земных. Взведение новых храмов очень важно. Но особый вкус, я считаю, должен быть к реставрации. Мы все-таки обязаны свидетельствовать о том, что главное наше дело – это дело покаяния. Да, мы ломали, и покуда есть у нас храмы в руинах – нам исправлять. В почитание трудов наших предков и в свидетельство того, что со скорбью признаем свою частичную вину. Реставрационные работы столько же трудоемки, как и покаянный труд. Реставрация – тот крест, который не должно обходить стороной. Дша врачуется, соприкасаясь со стариной, с частичкой вечности. Намоленное вдохновляет человека. Приступая к старинной иконе, мы вступаем в чужие труды – кто-то писал, кто-то на нее молился, с благоговением берег, и она, пройдя через период богоборчества и иконоборчества советского, является в храм, пусть даже на неверующих руках носимая! Это событие благодатное, это чудо! Именно так появился у нас список с чудотворной иконы Божией Матери Федоровской. – Это та большая икона в красивом киоте? – Да. В течение трех лет наша община является хранительницей малого духовного сокровища. 8 января, в канун Собора Божией Матери, перед вечерним богослужением некие люди передали нам на хранение эту икону. Ее появление очень взбодрило нас – в духовной жизни случайностей не бывает. Пресвятая Богородица благословляла на начатый труд. Ораз Ее и как мостик в прошедшее. Современная жизнь храма начиналась казаками – заказывается бюст Николая II, ставится в ограде, прежде канонизации пишется икона Царственным мученикам. Такие посылы вдохновения, словно бы какая-то связь с царской семьей здесь, в захолустном Сыростане! И вот обретена икона Федоровская – покровительница рода Романовых! Ею благословен был на царство первый из Романовых, царь Михаил. Когда эти события выстроились в нашем сознании, то сильно обрадовали. Теперь этот образ является местночтимым. – Он чудотворный? – Всяк образ чудотворен по нашей вере. Мы молимся, читаем акафист Федоровской иконе Божией Матери каждую субботу. Уже замечаю, люди стали постоянно посещать храм в этот день. Имеются два случая, когда по молитвам Федоровской бездетные пары обрели долгожданных детей. Ведь у нее особая благодать – помогать в трудновынашиваемой беременности. Мы не афишируем это. Богородица сама прославит Себя. – Праздник Крестовоздвиженья, который отмечается 27 сентября, двунадесятый, то есть входит в число двенадцати главных праздников. Ему посвящен храм. Почему? – Можно предположить, что не случайно. Скорее всего, в суровых условиях, да еще при тяжелых жизненных обстоятельствах – до революции здесь звучал звон кандальный, шли люди на каторгу, находился этапный пункт – для этих горько путешествующих сей храм и был, наверное, утешением, напоминанием о кресте. Но это только наши догадки. – Отец Владимир, а у России есть свой крест? – Конечно. Есть он у каждого человека, есть и у семьи, рода, есть крест поместный – населенного пункта, а есть – общегосударственный. Господь не раз через трагедии, потрясения национального масштаба призывал Россию к единодушию, благомыслию. Каждый, кто считает себя патриотом, должен нести тот крест безропотно во славу Родины своей. Все беды, напасти, кризисы переносить со всеми и радоваться сообща ее победам. – О России говорят сейчас как о носительнице православия в последние времена, как о Третьем Риме. – С Третьим Римом в мировой истории связано много неудачных попыток – присвоить звание не поправу. Здесь, не побоюсь сказать, есть доля обольщения. Как человек, так и государство постоянно имеет борение со злом внутри себя. Для того, чтобы погибнуть, достаточно несколько горделивых идей. На сегодняшний день мы не можем утверждать, что российские люди в большинстве своем являются образцом в духовной жизни. Пока мы – собрание людей свободолюбивых, творящих по самолюбию. Наши дела далеки от общего креста России, от крестоношения. Пришел иной дух – дух наслаждения. Он как ржавчина разъедает души молодых работоспособных людей и даже стариков. Сциальные проблемы вы-свечивают духовное несовершенство престарелого люда. Говорят: мы ничего не видели в жизни – хоть на старости поживем. И вот им уже мало того, чем довольствуются молодые. Если в Америке новое поколение выбирает «Пепси», то у нас и старое. А кто Россия? Россия – это мы! Так является ли Россия Третьим Римом на сегодняшний день? Взможно, в Божественных планах это и было предопределено. Но не безусловным образом. Все зависит от душевных стремлений, от нашего постоянства. А не от кратковременных желаний быть благочестивым верующим человеком. Только когда те намерения приобретут массовый и неизменный характер, что сможем свидетельствовать о новом поколении верующих людей, только тогда можно надеяться на воплощение идеи Третьего Рима у нас в России. Рима... в согражданах которого вписан был Христос.
О. СУРОДИНА.
|
назад |