последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

18 мая 2001 г.
№ 47

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ – НАИМЕНОВАНИЯ ТОВАРОВ

   Сйчас мы рассмотрим один из наиболее распространенных в мире видов словесных товарных знаков – это непосредственно наименования определенных видов товаров и услуг. Мы уже говорили, что основная функция товарного знака – отличительная, то есть товарный знак – это средство, позволяющее отличать товары одних производителей от аналогичных (однородных) товаров других производителей.

   Кждый из нас знает массу товарных знаков, относящихся к категории наименований товаров. «Фестал», «Сникерс», «Памперсы», «Орбит», «Стиморол», «Нескафе», «Черная магия», «Беларусь», «Рекорд», «Столичная», «Абсолют», «Стинол», «Тайд»... Стоит произнести любое из этих слов, и все сразу поймут, о чем идет речь. Конечно, это товарные знаки, получившие массированную рекламу. Это, кстати, одно из условий известности товарного знака. Зарубежные специалисты советуют никогда не экономить на качестве товара, чтобы создать и поддерживать его высокую репутацию у потребителей, и постоянно рекламировать товарный знак всеми доступными средствами.

   Внашем регионе также есть продукция, наименование которой защищено товарными знаками. Не только в Челябинской области известны часы «Молния», мини-трактор «Уралец»; витамины «Сантэвит», «Аспивит»; желудочный сорбент «Полисорб», вино «Нежность», «Огни Урала»; пирожное «Мерендинка», подсолнечное масло «Золушка» и др.

   Онако наименования еще многих выпускаемых на наш рынок товаров нуждаются в патентной защите. И с этим необходимо поторопиться.

   Нкоторые фирмы монополизировали и поставили на конвейер создание товарных знаков. Так, Ассоциация ветеранов Афганистана (г. Москва) запатентовала огромное количество звучных наименований, например, «сказочный мир», «сказочный вкус», «сказочный праздник», «сказочная страна», «сказочные узоры», «чудесный мир», «волшебный мир», «волшебные узоры», «волшебная легенда», «золотой мир», «серебряный мир», «золотое кольцо» и др. Их бизнес – не производство товаров с указанными наименованиями, а продажа лицензий на право использования наименований. И можно быть уверенными, что эта фирма не допустит нарушения своих прав. Нарушителя ждет предупреждение и далее – судебное разбирательство. Опротестовать выдачу свидетельства на товарный знак, который не используется в течение пяти лет с даты регистрации, в принципе возможно. Но доказать факт неиспользования товарного знака довольно сложно, т. к. в соответствии с законом РФ о товарных знаках под использованием понимается не только применение его на товарах или упаковке, но и применение в рекламе, а это довольно быстрый и недорогой способ доказательства использования.

   Ее один пример некорректного, но выполненного в соответствии с действующим законом РФ действия: иногда дистрибьюторы пли просто заинтересованные лица патентуют на свое имя известные товарные знаки, по каким-то причинам своевременно не зарегистрированные в нашей стране их настоящими владельцами. Так, фирма «Аблой» (Финляндия) не смогла зарегистрировать свои товарные знаки Boda, DiskLock и VingCard, потому что один из бывших импортеров продукции «Аблой» зарегистрировал эти знаки на свое имя. Аналогичная ситуация сложилась с некоторыми из знаков фирмы «Марс». Со знаками российских фирм также происходят похожие неприятности.

   Коме того, очень часто один из производителей продукции, выпускавшейся и продолжающей выпускаться многими предприятиями, патентует широко известные наименования товара на свое имя. Примером может служить получение десятков свидетельств на товарные знаки – всем известные наименования конфет «Белочка», «Кара-кум», «Красный мак» и др., московскими кондитер-скими фабриками. Этот вопрос еще ждет своего справедливого разрешения.

   Вбор наименований товаров, которые будут запатентованы в качестве товарных знаков, должен проводиться с учетом нескольких основных моментов:

   — наименование должно привлекать внимание, оно должно быть запоминаемым и отличным от других товарных знаков;

   — наименование должно быть благозвучным, причем не только для российских потребителей, но и для жителей стран предполагаемого экспорта этого товара (пример с наименованиями советских автомобилей «Жигули» и «ЗИЛ» широко известен. Первое у жителей европейских стран ассоциируется со словом жиголо, а второе для жителей арабских стран и вовсе неприлично);

   — желательно выбирать такие слова, которые ассоциировались бы у потребителя именно с тем товаром, который он выбирает, или выбирать слова из традиционной группы слов, присущих наименованиям товаров указанной категории. Например, для конфет широко используются наименования, часто ласковые, уменьшительные, растений, животных, персонажей детских книг и др. («Василек», «Ивушка», «Буратино», «Чебурашка»);

   — можно использовать искусственно образованные слова, в т. ч. слова, которые основаны или ассоциируются с русскими или иностранными словами, связанными с товаром. «Мерендинка» (от итальянского «меренда» – полдник, легкий завтрак) удачный пример такого подхода;

   — заявляемое слово не должно состоять только из обозначений, вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров или услуг определенного вида, например, «мебель», «шерсть», «аудит», «ремонт» и т. д. Оно не должно быть общепринятым термином, относящимся к заявляемой группе товаров и услуг. Это связано с тем, что товарный знак не должен препятствовать деятельности третьих лиц. Например, выданное в свое время свидетельство на товарный знак, в котором было использовано слово «пейджер», впоследствии было аннулировано, как препятствующее развитию педжинговой связи в России. Оно не должно вводить в заблуждение потребителя.

   Птентуя свой товарный знак, вы защищаете свои права на него, пресекаете несанкционированное использование вашего знака, защищаете этот знак от возможного нежелательного для вас патентования его третьими лицами, а главное, приобретаете интеллектуальную собственность, стоимость которой с годами будет увеличиваться.

   


Е. КРЕШНЯНСКАЯ.

   



назад

Яндекс.Метрика