последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 5 августа 2005 г. № 58 Издается с 10 октября 1991 г. |
КЛАССИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ, ИЛИ РАСХОДЫ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ В70-е годы прошлого века французские манекенщицы объединились под лозунгом: «Казаться, чтобы быть!» Как бы сейчас сказали, так они себя позиционировали. И сработало! Многие королевы подиума затем реально воцарились в быту – бедные девицы, вынужденные голодать подчас не только из-за диеты, повыскакивали замуж за столпов общества.Анжела МИРЗОЯН, специалист по этикету и деловому протоколу, доцент Челябинского гуманитарного института, эксперт по ресторанному сервису, автор несколько раз переиздававшейся энциклопедии «Мир этикета», до недавнего времени придерживалась схожих суждений. Но реальность показала, что удобнее жить, исходя из разумного расходования имеющихся средств. И это ничуть не вредит имиджу! Скажете, загадками говорю? Публикуемое ниже интервью с Анжелой Мирзоян многое поясняет. – Экономно жить – это про вас? – Не совсем. К сожалению, я непрактичный во многом человек. Например, довольно долго приобретала только дорогую обувь, была приверженцем идеи, что на обуви не стоит экономить. Тем более, с моей профессией… Провожу много времени среди состоятельных людей и не должна зрительно выпадать из их ряда. Костюм может быть недорогим, но только не обувь. В результате туфли дешевле пяти тысяч рублей не покупала. Модель обычно одна и та же – классика. Именно такая обувь соответствует строгим требованиям делового этикета. И под нее проще всего подобрать одежду. Дрогие туфли приходилось носить не один сезон. Сделанные добротно, они хорошо выглядели на протяжении длительного срока. Но, честно признаюсь, это так скучно – одна и та же модель, одна и та же, пусть дорогая, вещь… Все вокруг меняется, мода приходит и уходит, а я все в том же… Тоска! И вот два года назад, из разговора с одной подругой – очень небедной, владелицей собственного магазина – вдруг узнаю, что она покупает обувь не только в бутиках, но и… в «Никитинском». Конечно, босоножки и туфли меняет часто. Практически, под каждый наряд у нее своя пара. Вот это весело и интересно! Ну, думаю, если уж она, имеющая доходы значительно выше моих, покупает обувь в обычном магазине, значит, стоит и мне попробовать. Пришла, посмотрела. Некоторые пары в два–три, а то и более, раз дешевле, чем аналогичные в обувных бутиках. Выбрала открытые летние туфли, примерила – вполне удобные, нигде не трут! Когда я в них появилась на работе, столько комплиментов услышала в свой адрес, сколько никогда не слышала, появляясь в обуви из салонов. В этом году я вновь повторила этот опыт. И довольна! Конечно, для представительских целей, я по-прежнему имею дорогую обувь, но на каждый день у меня несколько пар симпатичной недорогой обуви разных цветов и моделей. Конечно, их товарный вид сохраняется не более одного сезона. Ну и что? Больше и не надо. В следующем сезоне куплю себе новые, в соответствии с модными тенденциями и обновленным гардеробом! Переплачивать, действительно, не стоит. Лучше почаще разнообразить одежду и обувь, чем купить одну-единственную дорогую вещицу и носить ее, изнывая от однообразия и скуки. Ктати, особо греет мысль, когда купишь нормальную вещь – стильного дизайна и приемлемого качества, не переплачивая за брэнд. Есть в этом чувстве особый шарм. – Вам приходилось когда-нибудь торговаться? Или предпочитаете приобретать вещь по названной цене, не пытаясь сбавить? – Иногда могу, действительно, поторговаться. А почему нет? Особенно, если мне нечего терять ради спортивного интереса. Могу купить, а могу повернуться – и до свидания! Вот если очень хочу купить вещь, у меня это на лице написано. Продавец мысль моментально «считывает» и, как правило, в цене не особо уступает. В прошлом году на рынке в Сочи устроила торг. Мне очень понравилась хлебница, сплетенная из лозы. Я так энергично и рьяно торговалась за нее, что продавец уступил. На вырученные деньги приобрела еще и кувшинчик такой же плетеный, в комплект к этой хлебнице. Было радостно. – А как вы относитесь к так называемым «понтам»? – Чванство, спесь, «понты» – это полнейшая глупость, по-моему. Род моей деятельности обязывает к тому, что приходится много ездить, общаться с людьми. С успешными людьми. И всегда видно, когда человек выпендривается, выставляя себя, свои вещи, приобретения, материальные ценности напоказ. Такой дешевкой отдает эта «дороговизна». А когда человек, действительно, «крут», он ведет себя скромно. Хотя нетрудно заметить, что на нем очень качественная одежда, обувь или, допустим, часы. Потому что в данном случае перед нами самодостаточный человек, а в случае выпендрежа наблюдаем обычную компенсацию многочисленных комплексов. Вех заносит. И у меня такое было. Но я над собой работаю. Как-то в одном интервью олимпийская чемпионка Алина Кабаева на вопрос, как она добилась таких успехов, заметила: «Чем выше поднимаешься, тем ниже опускай нос». И это очень верно. Иначе голова закружится от успехов, недолго и оступиться, упасть. Примеров тому – сколько угодно. Что такое успех? Это положительный итог работы. И еще это то, что приносит нам деньги. Первое время от успеха человека, что называется, «несет». Потом проходит, как детская болезнь. Но у некоторых такая болезнь затягивается. Часто подобное наблюдаем, например, у людей шоу-бизнеса. Это ужасно! И одновременно смешно… Я например, не считаю, что по одежке можно судить о человеке. Внешний вид дает, конечно, какую-то информацию, но, как правило, поверхностную. Суть не в этом. А вообще, я считаю, человек должен стремиться к чему-то большему, чем внешняя атрибутика. И уж, конечно, не стоит гордиться тем, что вот у тебя такая вещь имеется, а у соседа или коллеги нет. Понты – нелепость, нет смысла на них сосредоточиваться и уж тем более платить «ради понта» – за брэнд, раскрученную торговую марку, так называемую «фирму». Взьмем мобильные аппараты. Сейчас – это норма. Они есть даже у детсадовцев и пенсионеров. Производителям выгодно постоянно выпускать новые модели аппаратов. И те, для кого понт – смысл жизни, на них-то как раз и работают. Такие люди часто меняют трубки, боясь потерять имидж супернавороченных. Но я думаю, чем дорогущую трубку покупать (с цифровой видеокамерой, фотоаппаратом, полифонией и прочим), лучше и качественнее купить по отдельности достойный фотоаппарат и нормальный мобильник. Это эффективнее чем «два в одном»! В этом видится более разумный подход к расходованию средств. – Напрашивается вопрос: каким аппаратом пользуетесь вы? – Я несколько трубок поменяла. До недавнего времени у меня был «Sony Ericsson», а этой зимой приобрела «Philips 855» – элегантный черный вариант. Эффектная и качественная трубка необходима мне для представительских целей. В приверженности к тарифам могу показаться консервативной. Мне не хочется менять телефонный номер, поэтому пока пользуюсь услугами компании, утвердившейся на местном рынке достаточно давно. Друзья говорят: «Давно пора перейти на другой тариф, ты платишь бешеные деньги!» Но, повторяю, останавливает необходимость менять при этом номер. В моем случае это крайне нежелательно, грозит потерей клиентов. Хотя… Недавно услышала, что у «Теле-2» сравнительно недорогой роуминг. А я как раз собираюсь на отдых за границу. И если роуминг в этой компании, действительно, выгодный, обязательно воспользуюсь услугами «Теле-2». Тем более, насколько я знаю, «Теле-2» в Европе достаточно популярна, очень многие пользуются ее услугами и тарифами. А европейцы умеют считать деньги, люди там очень бережливы. Оратила внимание, что деловые, успешные и состоятельные европейцы пользуются очень простыми трубками. Как правило, это «Nokia». У человека может быть большой дом с бассейном и солярием, «Мерседес» последней модели, а среди хобби – коллекционирование антиквариата. И при этом самый простой мобильник. Как-то гуляя по Мюнхену, я увидела продуктовый магазин, около которого было припарковано множество дорогущих автомобилей. Спрашиваю: что за столпотворение, зачем эти люди в одночасье, всей толпой, прибыли сюда? И, знаете, зачем? На так называемый «happy hour» – «счастливый час». В течение этого времени скидка на все товары составляет 50 процентов. И состоятельные господа ломятся в магазины, чтобы накупить себе побольше. Вбаре пятизвездочного отеля одного из дорогих горнолыжных курортов наблюдала такую же картину. С шести до семи вечера там был объявлен «happy hour» – скидка на все напитки 50 процентов. И постояльцы шли толпами! Чтобы выпить бокал пива не за шесть евро, а за три. Мне это было немного странно и смешно, но европейский менталитет отличен от нашего, российского. Там копеечку привыкли экономить, потому, наверно, и живут лучше нашего. Рссияне, увы, слишком долго жили в плохих условиях. Наши потребности удовлетворялись малым, выбор вообще отсутствовал. И вот, когда появилась, наконец, возможность нормально одеваться, покупать хорошие вещи, многие лишились здравого смысла. Мы, не размышляя особо и не прикидывая: зачем нам, по-сути, это? – «хватаем» разные дорогие игрушки, вроде крутых мобильников, переплачиваем за тарифы... Но разве есть в этом какой-то смысл?
Инна БОРИСЛАВСКАЯ.
|
назад |