последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

29 июля 2005 г.
№ 56

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ИЛЬМЕНСКИМИ ТРОПАМИ

   Зповедный край

   Тк судьбе угодно, в последнее время не раз приходилось нам бывать в этом краю, раскинувшимся за хребтом Ильменским. В 1920 году он был объявлен первым на Земле минералогическим заповедником. Охране и исследованию стали подлежать его богатейшие недра, но уже в первоначальный период изучение проводилось и по нескольким направлениям естествознания. Ученые сумели доказать уникальность растительного покрова и животного мира Ильмен. С 1936 года Ильменский заповедник – комплексный.

   Т стрелой проляжет, то начнет петлять, огибая болота, заповедная дорожка. Сегодня наш путь на Соколинку... высокую 50-метровую скалу. Говорят, с ее вершины прекрасный вид на долины, озера, горы. Нет за плечами тяжелого рюкзака. Лишь сумки с фото-, видеоаппаратурой покачиваются в такт. А глаз привычно выхватывает из окружающего милые сердцу картинки – белоствольные красавицы березы, луга с высокой травой.

   Инь раскрасил лесные поляны в бело-розовые тона: розовых колосьев раковых шеек и белых кистевых всполохов таволги. И добавил еще одной местной «прелести». Кровожадность комаров превосходила всякие нормы. Ни одно антикомариное средство не действовало надлежащим образом. Хорошо, когда съемка фотоаппаратом доли секунды, но видеокамерой…. Зудящие стражи заповедного леса только и ждали тех минут, густо облепляя пальцы рук. Казалось, у каждого была табличка: «Фото – и видеосъемка строго запрещена».

   Сернули в горы. Тропинка повела вверх по течению речки Черемшанки. Прохладен воздух лога. Пахнет сыростью, мохом, прелью. Сосны как на подбор – мощные, крепкие. Долго, ой долго ведешь камеру, снимая от земли к вершине. И, кажется, конца нет этому стволу! Сосна исстари – символ мощи, благосостояния. Прикоснись к ее теплой, шершавой коре. Прочна, душиста, красива!

   Чм выше в горы, тем глуше заповедный лес. Тем ноги чаще перешагивают через поваленные деревья, за-плетаются в травах. А за поворотом нет–нет, да и погрезится что-то невообразимое. Даже когда вплотную подойдешь к белесым стволам сухих сосен, с распростертыми как руки цепляющимися ветвями, не оставит чувство настороженности. Берега Черемшанки в зарослях ольхи, липняка, черемухи. Перевиты хмелем. Урема….

   Н вот меж горных склонов освященная солнцем Соколинка. На фоне темно-синего неба она как огромный кристалл, оправленный в лесной зеленый бархат. Цепляясь за сосны, корявые ветви берез, поднимаемся по ее обрывистой стене. Нет, надо было в обход. Наконец, вершина. Вернее до нее еще метров 10, но туда путь только скалолазам… да соколам.

   Н самом краю, на каменистом гребне (за что цепляясь, чем питаясь?) маленькая шустрая сосенка. Змеями извиваясь, круто сбегают вниз корни старых сосен. И, кажется, рукой подать до противоположного склона. Но не перепрыгнуть, не перелететь глубокое ущелье. Бежит, лопочет там вода, переговариваясь с камушками, торопится в заповедную сторону горно-озерного края.

   Оаровывает здесь простор земной! Им не только любуешься, им дышишь, его слушаешь, чувствуешь. Эти горные дали, синие увалы впитали все черты Урала. Повторили все характерное для него. Собрали не только минеральные богатства с беспредельного хребта, но и растительный покров, как бы в подтверждение той щедрости, на удивление богат здесь и разнообразен – 920 видов сосудистых растений и более 200 мхов и лишайников.

   Дя сравнения: на такой же территории обычно находят не более 600 видов. Соседний Башкирский заповедник имеет 750 представителей сосудистых растений, но по площади он в 2 раза больше Ильменского. И что удивительно, с таежной лиственницей, сосной и алой брусникой под ней рядом живут самые что ни на есть степные – полынь, вишня, ковыль. Отчего и в растительном мире Ильмен все так перемешалось... горы, тайга, степь?

   Вширотном отношении наши места – это уже лесостепная зона равнины. Лишь пояс Урала, где таежный, где широколиственный, смещает те зоны далеко на юг. Ильменский хребет лежит меж лесным Уралом и лесостепью Зауралья, в переходной полосе. Это его особенность. Она породила постоянную борьбу двух типов растений. Силы обоих сторон примерно равны, пока одной из них не поможет человек. И тогда, как это бывает на пожарищах, отступает тайга. Относительная же сухость климата способствует распространению степного разнотравья. Разнообразие пород привносит пестроту и в растительный мир. Характер горной породы отражается на свойствах развивающейся на ней почвы. А свойства почвы, в свою очередь, на растениях.

   Тетья особенность – сложный рельеф Ильменского хребта. Крутые склоны, пологие горки, долины ручьев, каменистые лощинки – все они связаны со своим микроклиматом. Отсюда и высокая видовая насыщенность растений. Одних цветковых более 800. Исключительная приспособляемость позволяет им расти повсюду: и на горных склонах, и в толще вод.

   Глосеменные представлены пятью видами – сосной, лиственницей, елью, пихтой и кедром. Вот только пихта, ель весьма малочисленны. Кедр же вообще в единственном числе. Да и лиственницы очень мало. А было время, когда листвянка – основное дерево Ильменского хребта.

   Пднимаемся в горы. Среди каменистых уступов душистая богородская трава – чабрец. Искорками светит белая гвоздика. Позванивают голубые кустики скального колокольчика. Деревья невысоки, с кривыми стволами, в основном лиственница. Она лучше переносит и засуху, и низкую температуру гор.

   Н стоит только появиться воде… и вот они горно-ключевые луга с пышным разнообразнейшим травостоем. В лощине нас встретил 1,5–2-метровый растительный ярус. Аконит, живокость, борщевик, скерда…. В благоприятные годы, говорят, их стебли поднимаются до трех метров, скрывая даже всадника.

   Гоботаническая история Ильмен отразила почти все этапы развития растительности на континенте. В прошлом на этой земле не один раз менялся климат. Происходила смена климатических зон от тропиков до широколиственных лесов… и ледниковой лесостепи. Затем снова пришли широколиственные леса. Но с установлением более сухого климата распространение получила елово-пихтовая и лиственничная тайга. Ильменские горы с их неподражаемым своеобразием почвы, рельефа, микроклимата стали убежищем большинству растений, исчезнувших с соседних равнин.

   Лдник не коснулся наших гор, следы его севернее километров на 70. Но суровое дыхание холода способствовало возникновению «приледниковой степи». От того времени моховые болота у нас имеют отличный, по сравнению с окружающей природой, характер.

   Рликтовые растения широколиственных лесов – липа и вяз. Липа чаще всего встречается в виде кустарника, реже вырастает до крупного дерева. Вяз же для нас уникален, его меньше десятка. Это старые развесистые деревья со стволами до полуметра в диаметре. У вяза здесь граница ареала. Свидетели послеледникового периода среди травянистых растений – чистотел, вороний глаз, мордовник обыкновенный….

   Внастоящее время растительный мир Ильмен – чудесный букет древней флоры с новой. Из 50 реликтовых цветковых растений Челябинской области здесь отмечены почти 20. Из 36 эндемиков-«аборигенов» более 20 принадлежат нашим горам. Многие из «древних» в то же время «коренные жители», их не встретишь в других местах.

   Вдушном воздухе смолкли птицы. Лишь цикад равномерный стрекот. Порыв ветра прошел над вершинами. Потемнели гряды облаков. К дождю так ароматны были сегодня травы. Кто общался с растениями, знает… наши зеленые друзья – неплохие синоптики. Надо только чаще вглядываться в их «лица», замечать те признаки.

   Дкарт утверждал: «Любопытный отыскивает редкости, чтобы им удивиться; любознательный, чтобы узнать и перестать удивляться». Сомневаюсь в последнем. Сколько не узнаю о природе земной – не иссякает мое удивление. Да и скорее нелюбопытны мы и нелюбознательны. А в этих словах то, прежде чем «знать» и «пытать», на первом месте «любовь»! С любовью пытаюсь узнать, но прежде… полюблю!

   Врочем, пора в обратный путь, гроза приближается. И опять, каменной степью, через ковыли и вишняк, горно-луговое разнотравье под полог леса. В бору за горной грядой еще тихо. Сумраком наполнены поляны. Травяные боры, высокие березняки, потаенные места венериных башмачков.

   И крупные разновидности – темно-малиновые и желтые, миасцы почему-то называли «петушками». А чуть меньше размером белые в красный крап – «курочками». Не пройти мимо этих красивейших цветов нашего леса! И густые заросли папоротника не скроют прелести северной орхидеи. Это один из самых прекрасных цветов! Он вызывает восторг в сердце каждого, кто его встречал.

   Тлько не сорвите ту редчайшую невесомую «туфельку»! Да не коснется их и огонь опаляющий! В пепел и тлен обратится красота земная. В огне уничтожается все: и то, что дышало жизнью, и что высохло, и то, что проклюнулось, дало росток. Ярчайшим факелом вспыхивают зеленые сосенки, никнут и сгорают веселые травы. Нет спасения тому, что не может двигаться, бежать, летать.

   Н смену им придет другая растительность, но не будет уже того богатства и щедрости. Ильмены, несмотря на мощь, очень хрупкий организм. Древостой этих гор легко разрушить. Опасность исчезновения редких видов и ценных растительных сообществ существует постоянно. Поэтому столь важно сохранять в Ильменских горах заповедный режим. От понимания этого, от действенной заботы о лесе, воде, чистоте воздуха зависит облик нашей малой Родины и жизненная сила потомков.

   Гоза миновала, обошла стороной. Лишь у кордона появились первые лужи. Ветви деревьев и кустов в сверкающих на солнце каплях. Зелень листвы отполирована до блеска. Воздух чист, прохладен.

   Мкрые отяжелевшие травы склонились на дорогу. Не обойти, коснешься их. Поделятся с тобой последними дождевыми каплями. Одна – жемчужной искоркой повисла на голубом краешке колокольчика. А из цветка, не смущаясь моих глаз и пристального взора видеокамеры, сонное шестиногое создание. Поводило усиками, расправило крылышки… и улетело. Раскидистый колокольчик стал для бедняги прибежищем, помог пережить непогоду и найти силы, чтобы взлететь навстречу завтрашнему дню.

   Бубенчик лилиелистный, называемый колокольчиком, обычный уральский цветок. Но не так-то просто увидеть его в Европе. Там он крайне редок. Это красивое неброское растение привычно для нашего глаза. У приезжих европейцев оно непременно вызывает восторг и восхищение. Как удивительно добр этот взгляд отчего края!

   


О. Суродина.

   Фто В. Суродина.

   Нчало в № 35.

   



назад

Яндекс.Метрика