последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

22 июля 2005 г.
№ 54

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ХИРУРГИ ТРУБ И ПРОВОДОВ

   Большинство из нас так или иначе, но сталкивалось с работниками ЖКХ. Многих, должно быть, более всего интересует почему услуги коммунальщиков так дорого обходятся гражданам. Но много ли из нас знакомо с тем, как работают коммунальщики. Чтобы познакомиться с их работой, я отправился в ЖКХ «Северное».

   Ввосемь утра я подошел к зданию, первый этаж которого занимает ЖКХ «Северное», в котором мне предстояло познакомиться с «бойцами коммунального фронта» – работниками аварийной службы.

   Нверное, большинство знакомы с этой службой благодаря слесарям и электрикам, но мало кто знает, что под контролем этой «конторы» еще и часть городских теплосетей (машгородок, поселки Строителей и Динамо), две котельных (Динамо и Тургояк), а также лифты местных многоэтажек.

   В диспетчерской спокойно не бывает

   «Экскурсоводом» по службе стал ее начальник Алексей Абертасов. Первым пунктом этого «путешествия» стала диспетчерская. Телефон здесь «молчит» редко – каждую минуту кто-нибудь да набирает номер службы. Представляю, что творится с телефоном, если какая-то авария. Наверное, он просто плавится от напряжения. На звонки отвечает начальник смены Сергей Смирнов, он же сообщает об авариях другим работникам и координирует их работу. Много звонков поступает «не по адресу». Доходит до того, что кошку из подвала требуют вытащить.

   – Помню слова своей учительницы, – рассказывает Алексей Абертасов, – «Если вы будете плохо учиться, то будете сантехниками или дворниками».

   Н попасть на работу в «аварийку» не так-то просто. Сначала в течение месяца потенциальный коммунальщик проходит стажировку. Затем аттестация, на которой, как на экзамене, есть и билеты, и проверочная комиссия…

   – Это неправильное представление, – продолжает начальник службы, – что слесарь-сантехник всегда слегка пьяный, грязный какой-то. Этого уже давно нет. Сейчас нормальные работники.

   Н так давно у жильцов появилась новая возможность связаться с аварийной службой – из лифта. Все просто: нажимаешь кнопку – говоришь с оператором.

   Ием в комнату оператора лифтовой связи. Вообще-то лифтовой связью пользуются немногие, но пользуются.

   – Нашим людям очень трудно объяснить, как она работает. Многие думают, что существует только аварийно-диспетчерская служба. Не представляют, что есть у нас домоуправление, есть ЖЭКи, – рассказывает начальник службы. – А некоторые знают, что есть ЖЭК, а о диспетчерской службе не слышали вообще. Вот у них может литься вода из какой-нибудь трубы всю ночь, и они не позвонят сюда, а утром, в восемь часов, – в ЖЭК. Им объясняешь, что есть диспетчерская служба, позвоните. К вам приедут – все исправят. «А мы не знали…» – отвечают.

   – Бывает, что пытаются что-то доказать?

   – И дерутся, и с пистолетами приходят. Не от хорошей жизни мы решетки поставили, а на вход – железную дверь. Вот когда ничего этого не было, зашел сюда один, сунул пистолет в окошечко: что хочешь, то и делай.

   А раньше еще наркоман-ский притон рядом был. Наркоманы шарахались туда-сюда…

   Рботает диспетчерская круглосуточно, можно смело звонить в любое время. Но как говорят сами работники, они работают, когда телефон молчит. Значит все в порядке, нет аварии, жильцы спят спокойно.

   – И все-таки интересно, в какое время звонков больше всего?

   Н вопрос снова отвечает Алексей Абертасов:

   – В будние дни с 8 до 17 работает домоуправление, и основной поток заявок на одноремонтные работы идет туда. А сюда поступают именно аварийные заявки. Но после 17 часов абсолютно все заявки поступают к нам. И, естественно, в выходные дни тоже. А когда серьезная и масштабная авария, то телефон просто не умолкает. Вот у нас было два раза отключение горячей воды, почти сутки ее не было, здесь телефон просто не умолкал. Человек сидел и одно и то же говорил в трубку каждые 30 секунд.

   – Понятно. Значит выходные – самые напряженные дни. А ночью часто звонят?

   – Время покоя наступает с двенадцати ночи до шести утра. В это время звонки поступают от тех, у кого действительно какая-нибудь авария.

   – Какие аварии чаще всего приходится ликвидировать?

   – Их много. Все ведь старое. В основном прорывы трубопроводов. Чаще это происходит в подвалах. Много тех, кто хочет все исправить за наш счет. Объясняем, что по закону не обязаны все делать на свои средства, приводим статьи из кодекса. Сейчас у нас вообще все изучают Жилищный кодекс. Но пока людям все равно многое трудно объяснить.

   Зявок за день хватает. Смотрим журнал: за прошедший день было почти тридцать вызовов. Недавние грозы тоже доставили немало хлопот аварийщикам. На восемь вызовов подряд, связанных с протекшей крышей, выезжали они в один из дождливых дней.

   Враспоряжении аварийщиков три автомобиля: все-таки обслуживаемая территория весьма велика, поэтому без транспорта здесь никак нельзя. У каждого электрика или слесаря с собой сотовый телефон. Если, например, электрик на вызове, и поступила новая заявка, диспетчер сразу же говорит, куда отправляться потом. Экономия времени и средств.

   – Кто чаще выезжает – электрики или слесари? – задаю вопрос Алексею Абертасову.

   – Бывает по-разному. То у сантехников работы навалом, то у электриков.

   Пднимаемся с начальником аварийной службы в комнату оператора лифтовой связи. На мониторе компьютера что-то мелькает, горят какие-то квадратики. Как будто это компьютер не аварийной службы, а Центра управления космиче-скими полетами.

   – Квадрат желтенький горит, значит лифт используется, – объясняет Алексей Станиславович, – если зеленый – стоит, красный – лифт в аварии. Вчера застревание было… В основном из-за баловства. Едет молодежь толпой, начинают раскачивать лифт – он ломается.

   Пд контролем аварийной службы более двухсот лифтов, поэтому работа оператора лифтовой связи тоже не из легких.

   Лфтовая связь – это не единственное достижение службы. Есть еще датчики давления воды. Благодаря им компьютер в любой момент выдаст всю информацию о водоснабжении.

   Рыцари света

   Ивот долгожданный момент – я еду на вызов. Еду с электриком Эдуардом Галиевым.

   – Устаете на работе? – спрашиваю его в машине.

   – Бывает, что устаем, бывает, не очень. Все зависит от того, сколько заявок. Бывает и щиты поджигают, и РП поджигают, и электросчетчики снимают, просто вредят. Вот тогда с одной заявки на другую. А так нормальная работа.

   – Чаще всего куда выезжаете?

   – По машгородку «катаемся» чаще. Но он и сам по себе больше.

   – А сейчас куда едем?

   – Сейчас на Нахимова, 16. Периодически свет в квартире выключается. Если сейчас на эту заявку не съездить, то аппаратура в этой квартире просто погорит. А что конкретно произошло, не знаем, приедем – посмотрим.

   – Привыкли постоянно выезжать на вызовы?

   – Привыкаешь – не привыкаешь, это все равно твоя работа. Взять станочника: вот он у станка стоит, работает. То же самое наша работа – ездить, устранять аварии. На одном месте не стоим, чем она и интересней. Едешь, общаешься. Жильцы всякие бывают: кто-то разговорчивый, кто-то не очень.

   – А как встречают?

   – Мы же едем делать им свет. То есть делаем какое-то добро. Поэтому общаются, конечно, хорошо. Хотя бывает попадают и не так чтобы добрые.

   Кллектив, по словам Эдуарда Галиева, у них замечательный. Кто-то уже не по одному десятку лет, что называется, «в деле». Историй знают кучу, рассказывают на досуге.

   – Друг с другом значит делитесь впечатлениями?

   – Конечно. Придут, бывает, слесари полностью мокрые. Почему? Да вот, пришли на заявку, что-то прорвало. Мужик держит воду, слесарь подошел, мужик увидел и отпустил…

   Опрофессионализме Эдуарда рассказал водитель Сергей Корытин:

   – Он уже знает все дома наизусть. Где, какой дом, как доехать, он безошибочно знает. Я, наверное, никогда не запомню. Помнит когда, где и что делали…

   – А где дороги лучше? Где хуже?

   – У нас в принципе хорошие дороги. Хуже между дворами. А основные дороги нормальные –и с улыбкой добавил, – только нам основные редко достаются.

   Млодые тоже «дают» работу электрикам.

   – Бывает в подвал залезут, РП отключат – весь дом без света. Естественно, мы думаем, что с кабелем что-то случилось. Приедем, а там просто рубильник выключен.

   – Жильцам, конечно, неприятно, а для вас все-таки какая-то приятная неожиданность, наверное. Работы ведь меньше, не авария?

   – Не то что «приятная», эта ведь «неожиданность» бывает и в два, и в три часа ночи. Ладно, когда из квартиры заявка, а тут в подвал лезть приходится…

   Пдъезжаем к нужному дому, поднимаемся до «несчастной» квартиры. Эдуард открывает щит, делает что-то, подкручивает… И вот свет в квартире горит с тем же постоянством, с каким в Антарктиде снег лежит.

   Здаю вопрос владельцу квартиры:

   – Как оцениваете работу? Быстро вообще приехали?

   – Да, приехали быстро. Жена позвонила, и вот уже здесь электрик. Даже не ожидал, если честно.

   Кк оказалось, ослабли контакты, из-за этого свет то и дело выключался. Исправив все, Эдуард Галиев отправился на следующий вызов. Кто-то серьезно «поработал» ночью: в нескольких дома обрезали провода в щитках.

   Пездив еще минут сорок по вызовам, мы благополучно вернулись «на базу» – в диспетчерскую.

   Сободное время между вызовами «солдаты» электрической и водяной войны проводят у телевизора, играют в домино или предпочитают всему этому вздремнуть на диване. Но свободного времени не так уж и много.

   Впив в диспетчерской чая (как мне сказали, не выпил чая – считай, что и не был здесь) я отправился на вызов со слесарями.

   Чопики, или Деревянная сварка

   Сарое общежитие на Вернадского на бумаге уже передано ЖКХ «Северному», но пока состоит на аварийном обслуживании. Неудивительно, что в старом и запущенном подвале общаги прорвало трубу. Туда мы и отправились с двумя слесарями-сантехниками – Иваном Кокориным и Алексеем Кулешовым.

   Рбота по их словам нормальная, только зарплата маловата. Жильцы бывает «крепко ругаются». Видимо, проблемы с электричеством у людей не создают им столько неудобств, сколько проблемы с водой. Хотя зачастую жильцы виноваты сами: то кран закрыть забудут, когда вода отключена, то батарею захотят вдруг поменять… Одна из проблем, как рассказали напарники, – это закрытые подвалы.

   Зходим в общежитие: гробовая тишина, никого нет. Еще бы – ночь, ветер на улице и все было бы, как в американском триллере. Вход в подвал наглухо закрыт. Но на улице нашелся другой проход как раз к тому месту, где и произошел прорыв трубы. Оказывается, в подвале этого общежития расположилась и спортивная школа № 4. Вот в таких условиях собираются у нас горнолыжники перед тем, как отправиться на тренировку.

   – Да у вас тут все в чопиках! – смеется Алексей Кулешов.

   Чпики – это самодельные деревянные колышки, которыми затыкают дыры в трубах. На дверях еще и решетка стояла, но ее до приезда сантехников уже спилил тренер горнолыжки.

   Ге-то в глубине подвала шумела вода. Подойдя поближе, я уже было подумал, что стою у Ниагарского водопада – столько было шума и воды. Но мусор кругом и ржавые трубы вернули меня в суровую реальность. Труба, из которой хлестала вода, проржавела, задвижка давно уже перестала держаться.

   – Купаться пойдем? – спрашивает у Ивана Кокорина напарник.

   – А я полотенце не взял! – шутит тренер.

   Д, без юмора на любой работе сложно, тем более такой «веселенькой», как работа слесаря.

   – Блуждающая энергия выходит, – со смехом делает вывод Алексей.

   Сесари оговаривают какого размера поставить чопик – другого выхода нет: труба старая – не заварить, а менять – накладно…

   Ивот чопик выточен, все готово для проведения «операции». Доходим до злополучной трубы. Пара слесарей отправляется в «горячую точку», вернее в «холодную», так как прорвало трубу с холодной водой. «Попал?» – спрашивает Алексей коллегу. «Попал!» – отвечает тот. Близкие удары молота, и «водопад» прекратил свое существование. Но надолго ли?

   – Так и напишем: слесари поставили «деревянную сварку», – шутит Иван Кокорин.

   Н пяти метрах трубы здесь и так восемь (!) чопиков, а в одном садике, рассказали техники, на двух метрах было 30! Вот так скоро кое-где, наверное, трубы будут вообще полностью из дерева.

   Иак, трубу «починили», можно возвращаться.

   …Вот так и работает аварийно-диспетчерская служба: с одной стороны сотовая связь и мобильность, а с другой – чопики и маленькая зарплата. С зарплатой дела действительно идут неважно. Наивно думать, что большие коммунальные платежи позволяют рядовым работникам купаться в деньгах. Поэтому многие из них в свободное время подрабатывают где-либо еще. Что ж, у каждой медали две стороны…

   


И. ТЮТЕВ.

   Фто В. Суродина.

   



назад

Яндекс.Метрика