последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

1 июля 2005 г.
№ 48

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

КОММУНАЛКА ОШИБОК НЕ ПРОЩАЕТ

   Жилищно-коммунальное хозяйство «Северное» – это целый комплекс предприятий, отвечающий за жизнедеятельность как минимум половины Миасса. Жилой фонд машгородка и поселка Строителей, теплоснабжение и сети поселка Динамо, дороги и благоустройство всего города, вывоз мусора – 70 процентов, половина лифтового хозяйства… И когда в других районах шли постоянные реорганизации, «приказывали долго жить» предприятия ЖКХ, уходили года, чтобы стабилизировался рынок коммунальных услуг, здесь каких-то особых потрясений не было.

   Птому и разговор с генеральным директором «Северного» Андреем Бубновым мы начали с небольшого экскурса в историю.

   

   ПОБЫ И ОШИБКИ

   – Андрей Владимирович, вы ведь самыми последними встали на «частные рельсы»...

   – Действительно, упирались дольше всех. Пошли на создание частного предприятия только после жесточайшего давления со стороны администрации. Спорили постоянно.

   Пмните, власть тогда приводила в пример ситуацию с обеспечением хлебом? Дескать, проблему сняли только тогда, когда отдали бизнес в частные руки.

   Н я все время говорил одно и то же: нельзя проводить параллель с коммунальным хозяйством. Трудозатраты, энергозатраты в сотни раз больше!

   Кк все в Миассе начиналось? Сначала укрупнились, создали два предприятия – «Северное» и «Центральное». И уже в этом были ошибки. К северным объектам присоединили поселок Строителей, сети… Причем, присоединили не какие-то конкретные предприятия целиком, а только часть их.

   А на автозаводе как? Объ-единили шесть предприятий (причем, абсолютно независимых друг от друга!), к тому же и само объединение было проведено на базе вовсе не самого сильного – «Южного». В итоге – сразу же масса противоречий. Далеко не самый сильный состав ИТР, но «повесили»» на него, к примеру, тепловые сети. А они их никогда не эксплуатировали. Потому уже через полгода и стало все разваливаться.

   Нчали создавать «Жилсервис» на Динамо… Ситуация – уникальная: наш тепловой источник, наши сети. Логично было бы и жилой фонд отдать нам. Но нет – «Давайте попробуем!». Вот и попробовали – сейчас люди постоянно возмущаются.

   Птом ничего уже другого не оставалось, как создавать частные предприятия. Повезло: большинство из них состоялись, стоят на ногах, многое получается, хотя проблем – тысячи. Нам же удалось главное – устоять, сохранить единоначалие, мощную структуру, уникальный квалифицированный коллектив.

   

   ПОЧИТАЛИ - ПОРАЗИЛИСЬ

    – Что бы кто ни говорил, но на фоне перманентной «коммунальной революции» работа в «Северном» шла неплохо. Вон, на стене грамоты Госстроя…

   – Это оценка нашей работы на уровне России.

    – Но наступил 2005-й, с 1 марта – новый жилищный кодекс.

   – С проектом познакомились еще за два месяца до Нового года.

    – И как?

   – Прочитал – был поражен. Одна реформа еще не прошла, а уже навязывают вторую, гораздо более серьезную, более финансово затратную.

   Чо ведь в кодексе главное? Государство устало заниматься реформой ЖКХ, оно принимает закон: вы – собственники и делайте, что хотите. И предлагает три варианта.

   Првый – ничего не делать, ждать год, а потом пусть болит голова у главы города, который и должен решить, кто будет управлять.

   Ворой – создавать товарищества собственников жилья и работать.

   Итретий – создать управляющую компанию.

   Ябы поставил управляющую компанию на первое место. И есть непотопляемый аргумент. Мы ведь обслуживаем немало кооперативов. Это только названия разные – ТСЖ и кооператив, а функции, нагрузки, формы организации одинаковые. Так вот, кооперативы ходят уже который год с одним и тем же: помогите, возьмите обратно! Не могут сами ни капремонт сделать, ни текущие работы, ни специалистов найти.

    – Получается, ТСЖ – профанация?

   – Не все так однозначно. С одной стороны, конечно, есть те, кто пытаются что-то «поймать в мутной воде». Но, с другой стороны, вполне возможно и даже нужно создавать ТСЖ на вновь построенном жилье, особенно если оно имеет свою автономную котельную.

   Вмашгородке, к примеру, это район за стадионом. Там Валеев строит три дома с итальянской котельной, товарищество создают заранее. Мы заранее расписали, кто и что будет делать, какую услугу оказывать. Будем их реально поддерживать: и нам проблем меньше, и они сами заинтересованы в содержании жилого фонда и придомовой территории.

    – Да и будущие жильцы, надо полагать, уже готовы к созданию товарищества…

   – Конечно!

    – А в многоквартирном доме, где уже много лет живет самый разный контингент?

   – Создать ТСЖ весьма проблематично, но знаете, что уже делают неизвестно откуда взявшиеся «новые бизнесмены»? Бегут по более-менее новому жилому фонду и ведут «сладкие» разговоры, не стесняясь обещать райские кущи. Только умалчивают о том, что как только создашь ТСЖ, сразу обязан заключить полтора десятка договоров на поставку энергии, воды. И если не выполнил график оплаты, тут же отключат услугу.

   Вриант управляющей компании, на мой взгляд, это – развитие коммунального хозяйства. И не только в Миассе, в стране в целом.

   Зесь есть свои тонкости. Взять разговоры о создании в городе одной управляющей компании, что мне предлагали в горадминистрации еще полгода назад. Я отказался. Считаю, что таких компаний должно быть как минимум три. Одна (и единственная!) на выработке тепла, эксплуатации котельных. В этом случае тариф будет выравниваться для всех жителей города. Сейчас ведь ТЭЦ ММЗ отдает гигакалорию за 260 рублей, а котельная «Лукойла», к примеру, – за 1400. И если такую сумму к оплате? Поэтому и должна быть одна управляющая компания, которая сосредоточит все договоры с жителями, с энергопоставщиками, будет нести всю ответственность за теплоснабжение.

   Пчему нельзя связывать эту компанию с жильем? Когда при формировании тарифа приезжаешь в Челябинск в ЕТО, показываешь затраты, то там принимают лишь прямые расходы, а их можно показать, если предприятие занимается только теплом. Естественно, они будут меньше.

   Чо касается жилья, то вижу как минимум две управляющие компании. Их может быть и больше, но не меньше. Основная граница – два источника тепла: ТЭЦ ММЗ и «УралАЗ-Энерго», у которых совершенно разные все условия работы: и технологические, и экономические. А если на одну управляющую компанию «зацепить» весь город, то ее будет постоянно трясти.

   Тт же кодекс конкретно говорит: если назвался управляющей компанией, обязан не реже раза в год отчитаться перед жителями за потраченные средства. Хотя мы и сейчас готовы отчитываться. Должен заметить, каждый год наше предприятие перевыполняет планы по капитальным и текущим ремонтам.

   Оень важный момент – прозрачность тарифов. Должны быть субсчета на каждый дом и люди должны платить, понимая, за что. Только в этом случае средства будут расходоваться строго по назначению, а не по принципу «затыкания дыр».

    – А что мешает это сейчас делать?

   – Ничего нового не скажу: все хотят делить деньги.

   Хтя, опять же по кодексу, городская власть от приватизированного жилья отходит. На ней остаются муниципальные проблемы, бюджетная сфера, благоустройство, МЧС и так далее. Но за все жилье должны отвечать конкретные люди по конкретным договорам. Чтобы с них всегда можно было спросить, в конце концов – через суд.

    – Абсолютное большинство миасцев задает один и тот же вопрос: зачем нужна «Служба заказчика»?

   – Моя позиция давно известна. Служба заказчика в нынешнем виде так и не стала локомотивом развития коммунального хозяйства города. И хотя люди работают самоотверженно, специалисты великолепные, но чего-то не хватает – у нас как всегда много политики.

   

   Н ДАВИТЬ, А РАЗЪЯСНЯТЬ

    – Желающие выступить в роли управляющих компаний, как вы сами сказали, уже появились. Дальше, надо полагать, будет больше?

   – Конкуренции мы не боимся – на голову выше всех и экономически, и технически. Страшнее – когда административный ресурс включается.

    – Вы-то не боитесь, понятно. Но людям запросто могут «туман напустить». Чем руководствоваться жителям, когда им предлагают, а то и принуждают заключить договор?

   – Самое главное – четко усвоить, что управляющая компания несет полную ответственность. Она за жителя заключает все договоры, отстаивает все его интересы. Разумеется, должна иметь серьезные юридическую, финансово-договорную, энергетическую службы. А если ТСЖ в составе только председателя и бухгалтера? Смогут они защитить ваши интересы?

   Кпримеру, нам сейчас должны 15 миллионов за квартирную плату. Судимся, выставляем иски, но ведь полностью отсудить нереально. К тому же город до сих пор не идет на то, чтобы выделить жилье для переселения, ни одного судебного решения ни в Миассе, ни в области не принято.

   Ипредставьте: те, кто не платят за жилье, живут в доме, где образовалось ТСЖ. Что произойдет? Добропорядочные жители будут вынуждены платить за неплательщиков, чтобы не отключили воду, электроэнергию, тепло. Но надо отметить, что государство по проблеме неплатежей действует все более жестко.

    – Если же вообще не заключать договоры, то наступает 2006 год…

   – …И последуют решения со стороны городской власти, о которых мы уже говорили, но время будет потеряно – восемь месяцев, когда необходимо проводить капитальный ремонт.

   С1-го марта город может оплатить капремонт в части только муниципального жилья, а это не более сорока процентов. Остальные же 60 в течение восьми месяцев потеряем. Прикинули, на нашей территории это 5–8 миллионов рублей. Потеряют квартиросъемщики. А в энергетике как? Что-то не сделал вовремя, потом то же самое обходится значительно дороже. Так чего ждать?

    – И как убедить людей?

   – Очень сложно. И мы без ошибок не обошлись. Как получается? Я говорю: необходимо заключать договоры. Где-то нормально проводили собрания, а где-то проявляли излишнее рвение, пытаясь чуть ли не принуждать людей. За подобные вещи пришлось наказывать, а в поселке Строителей заменить директора шестого ЖЭКа. На жителей давить ни в коем случае нельзя, только объяснять, убеждать.

   

   Н ПОЛУЧАТЬ, А ЗАРАБАТЫВАТЬ!

    – Внутри вашего немалого хозяйства периодически происходят реорганизации. Вот и не так давно образовался ряд ООО?

   – А вы сможете назвать хоть одно более-менее нормально развивающееся предприятие с раз и навсегда утвержденной структурой?

   Чо такое комплекс предприятий ЖКХ «Северное»? Единственное оставшееся в городе работающее муниципальное предприятие обслуживает все дороги, ведет все благоустройство. Эта красота создана нашими руками. И не случайно едут соседи посмотреть, полюбоваться, может быть, чему-то поучиться. К слову, впервые за многие годы удалось получить финансирование выполняемого ремонта дорог. Люди, техника, база – все это есть, все сохранено.

   Чо касается жилого фонда, то поставку тепла, обслуживание квартальных и магистральных сетей, котельных осуществляют частные предприятияй. Обслуживание энергетики сосредоточено в ООО ЖКХ «Северное», жилого фонда, лифтов и т. д. – также в ООО. Но управляется весь комплекс из одного места, генеральным директором. Принципиальный момент: котельные, сети, дороги, энергообъекты должны оставаться собственностью города и его жителей.

    – То есть провели реструктуризацию всего комплекса?

   – И искали при этом не экономическую выгоду, а новые подходы к управляемости. По сути, наши подразделения как и раньше разделены по цехам, только ответственность за конечный результат выросла. А главное – люди зарабатывают, а не «получают» деньги.

   Н жизнь на месте не стоит, сейчас пришли к выводу, что схема управления несколько тяжеловата. Поэтому в течение нескольких месяцев будем укрупнять предприятия. Муниципальный бизнес, считаю, должен быть более-менее крупным, чтобы мог нести энергозатраты, вкладываться в капремонты. Ведь даже у наших подразделений жилой фонд совершенно разный: новый, старый, аварийный. И маленькие предприятия просто-напросто неспособны «вытащить» аварийный фонд.

    – Нельзя обойти вниманием проблему платежей. Мы, жители, платим за тепло круглый год, даже когда батареи холодные, а на дворе жара…

   – Абсурдная ситуация. Представьте, если бы на рынке помидоры круглый год по одной цене продавали. Дико? А за тепло – именно так.

   М уже четыре года пытаемся решить этот вопрос, ввести пиковые платежи (так они почему-то называются). И все время – масса причин, чтобы этого не делать. То выборы, то Карабаш замерз, то еще что-то…

   Н цель-то предельно ясная: чтобы люди платили за реально получаемое тепло. А мы, как эксплуатирующая организация, обязаны будем сделать перерасчет, если тепло будет недопо-ставлено. И не «размазывать» в течение года, а очень быстро.

   Ворой момент. Говорят, население пострадает. Разумеется, люди со средним достатком будут платить зимой больше, летом – меньше. Но ведь те, у кого достаток маленький, наконец-то получает право на субсидии. Сейчас как? Приходит бабушка, у нее не хватает двадцати рублей для получения субсидии, а ничего не сделаешь. Мы можем реально поддержать наших жителей с небольшими доходами. Если перейдем на пиковые платежи (а правильнее их назвать реальными), они хотя бы на зиму эту субсидию получат. И в итоге приобретут, а не потеряют.

    – К сожалению, у нас зачастую чисто экономические вопросы решаются политическими рычагами. Вот и мы несколько месяцев власть выбирали, а время уходит. Не отразится это зимой?

   – Сегодня все позади. Вы-бран глава округа, есть глава администрации. Политика уйдет в сторону, все должны помогать главе администрации вытаскивать город из создавшегося положения. И очень многое будет зависеть от того, кто займет ключевые должно-сти в городской администрации. Должны прийти специалисты, назначения не должны быть обусловлены каким-то политическим выбором. Это принципиально. В противном случае последствия могут быть крайне негативными.

   Пимер пятилетней давности, когда замерз Карабаш. Что там произошло? Локальная авария на водоводе, вода не пришла на тепловой источник, последовало неправильное решение об остановке этого источника. Как-то непонятно доложили главе города, тот совершенно неправильно дал объявление в СМИ для жителей – не сливать воду. Через шесть часов весь Карабаш был во льду. На следующий день мы уже были там и работали целый месяц.

   Ткое запоминается на всю жизнь. И то, что у нас налажена система оповещения, в течение сорока минут поднимаем 1200 человек – этому жизнь научила.

   Впрошлую, позапрошлую зиму было по 6–8 серьезных случаев, связанных с отключением электроэнергии и авариями на водоводах, которые вели к остановке ТЭЦ. Были на грани.

   Мжет и нескромно прозвучит, но считаю, что тем, кто живет на нашей территории, повезло. Управляемость никогда не терялась и не теряется, ежегодно с сентября по январь формируем планы, в ходе весенних гидравлических испытаний их уточняем и начинаем работать. Приобрели весьма серьезный программный продукт, английский расходомер. И четко знаем, что нужно сделать к будущей зиме.

   Вего несколько цифр приведу. С начала года мы уже отремонтировали 91 подъезд, поставили 23 детских городка, капитально отремонтировали кровлю на 13 домах (а это почти 10 тысяч квадратных метров) и многое другое.

   Сйчас пришлось реализовывать целую программу – за-крываем подвалы и чердаки от бомжей. Они ведь к нам со всего города ползут – в подвалах тепло и сухо.

    – Что ж, это можно расценивать и как признание хорошего содержания жилого фонда.

   – Можно, конечно, но проблему решать приходится. И решим!

   


Беседовал В. МИХАЙЛОВ.

   



назад

Яндекс.Метрика