последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 17 июня 2005 г. № 44 Издается с 10 октября 1991 г. |
БАРДЫ РАЗОГНАЛИ ТУЧИ НАД МИАССОМ Вминувшие выходные на берег Ильменского озера высадился десант любителей авторской песни. Кто добирался на своем авто, кто поездом или электричкой, а кто-то просто пешком. И все для того, чтобы провести незабываемые дни на XXIX фестивале авторской песни, который называют просто «Ильменка». Ранним пятничным утром я выглянул из окна в надежДе увидеть залитую солнцем улицу. Но, к моему сожалению, погода как была, так и осталась ни к черту: на улице поливал дождь, а в небе – ни намека на то, что когда-нибудь солнце снова покажется – в общем, «солнца не будет, жди не жди…» Н запланированную поездку на Ильменку все же решили не отменять и в надежде, что в «небесной канцелярии» все-таки распорядятся прекратить дождь, в намеченный час отправились на вокзал. Там уже стояла «Газель» с табличкой «Ильменка». Загрузились, поехали. До места высадки езды минут семь, зато на вокзале ждали минут двадцать, когда же «газелька» наполнится пассажирами. Очень странно, что довезли нас только до озера, а не до турбазы. Туда почему-то автоинспекторы пропускали только частный транспорт. Как «честные» граждане, на турбазу попали, минуя центральный вход, проход через который стоил 10 рублей. А дождь тем временем продолжался… Пришли в палаточный городок и увидели такую картину: из-за длительного дождя дороги превратились в сплошную грязь, идти по ним можно только с краю, поэтому на обочинах практически все время толпился народ. Но все же пробрались, нашли подходящее место для палатки и приступили к возведению нашего «жилища на пару дней». Много времени это не заняло – всем хотелось поскорее спрятаться от изрядно надоевшего дождя. Едва поставили палатку и сложили в нее все вещи, разразился ливень. Вот тебе и «приятное» времяпрепровождение! Да, семь человек в трехместной палатке – это, конечно, не двухкомнатный люкс на одного, зато весело. Тем более, с собой было две гитары (пожалуй, в городке не было ни одной палатки, не приютившей этот поистине народный инструмент), а уж тех, кто что-нибудь сыграет, искать не пришлось: в нашей компании несколько человек отлично играют на гитаре. Исразу ощутили спасительную силу мажорного аккорда, и забыли про сырость, грязь и дождь, про то, что замерзли и негде согреться – все дружно пели, прижавшись друг к другу в тесной палатке. К счастью, ливень вскоре перешел в моросящий дождь. Решили заняться обустройством бивака. Одни натягивали тент, другие разводили костер – сухие дрова в достаточном количестве принесли с собой. Я же решил пройтись по лагерю. На «улицах», несмотря на капризы погоды, было оживленно, то и дело встречались люди с рюкзаками, только что прибывшие на фестиваль. Среди них были и молодежные компании, и «прожженные» походники, семейные компании. Почти в каждой – человек с гитарой. С интересом наблюдал за тем, как растет палаточный городок. Вот и стук топора раздался откуда-то, а чуть позже повеяло дымком первых костров. Кое-где загремели котелки. До открытия фестиваля осталась пара часов…
Следует заметить, что планировка Ильменки в этом году несколько изменилась. Арбат разместили в стороне от лагеря (позаимствовали опыт Грушинского фестиваля, на котором с недавних пор торговлю отделили, дабы не мешать отдыхающим людям). Вернувшись на главную улицу, заметил бивак из трех палаток, где все уже было готово: тенты натянуты, в костре потрескивают дрова, согревая старенький чайник. У костра пять человек. Подошел к ним. – Вы, наверное, уже не первый раз на Ильменке? – Конечно, нет. Давно уже сюда приезжаем. – Погода настроение не портит? – Хотелось бы лучше, но уж какая есть. Мы все равно приезжать будем, даже если снегом все завалит! – С вами еще кто-нибудь? – Приезжаем семьями, с нами и дети. Много нас, в общем. Весело. Пдхожу к главной сцене. Там готовят аппаратуру. Сворачиваю к Арбату. Здесь как всегда многолюдно. В продаже огромное количество различных сувениров, от мягких игрушек до значков. На всех торговых палатках – логотип «Уральский мастер». Что ж, генеральный спонсор (как сказал на пресс-конференции Олег Митяев, пусть «пивной» спонсор не очень благозвучен, но сейчас поддержать фестиваль могут только такие компании)… Вхожу на Лесную площадку. На ней уже начался концерт челябинского КСП «Моримоша». Немногочисленные зрители завороженно слушают знакомые песни. Послушав концерт, возвращаюсь к нашей палатке. Ребята сходили за водой (привозили ее, кстати, своевременно, по крайней мере, у нас проблем с водой не было), на костре что-то уже варилось. В ожидании, когда часы покажут заветную цифру 20.00, успели поужинать, посушить одежду и прийти к главной фестивальной площадке, на которой в означенное время должно было пройти открытие фестиваля. Итолько закончилась официальная часть, как дождь наконец-то перестал трепать всем нервы, небо очистилось от туч и осветилось солнцем. А на сцене появились первые участники концерта – дуэт «Давай». Позже выступали трио «Мультики», дуэт М. Цитриняка и Б. Кинера «Мастер Гриша», челябинские барды из «Седьмой бригады», Галина Хомчик, сказавшая, что из всех фестивалей она больше всего любит Ильменский. Были и гости из далекой Канады, Анна и Джесси Мара. Н больше всего аудитория ждала выступления Олега Митяева и группы «Уматурман». Многие, особенно молодые, по-моему, пришли сюда только ради них. Стоило появиться на сцене Владимиру Кристовскому (он приехал один, брат остался в московской студии), многие ринулись к сцене, многие встали. Это, видимо, были из числа тех, кто не знаком с традициями бардовских фестивалей, на которых все обычно спокойно сидят, получая удовольствие от доброжелательной атмосферы и нешумных песен. Конечно, поклонники популярной группы мешали сидевшим за ними наблюдать за происходящим на сцене, послышались просьбы сесть. Но им не внимали. Тогда началось нечто забавное, что я назвал «шишечной войной»: кто-то кинул пару шишек в толпу у сцены. Этому примеру последовали другие, выразив таким образом свое негодование. Долго в воздухе взмывали шишки, приземляясь на головы, плечи и спины людей в толпе. Нверное, здесь дело не в «Уматурман». Просто группа принадлежит к другой культуре, на ее концерты приходят иные люди, нежели почитатели бардовской песни. Лично мне очень понравились песни О. Митяева в исполнении В. Кристовского. А вот многие из молодежи приуныли: они пришли слушать не это. Но это же Ильменка! Думаю, привлекать популярного «Вову» ради популяризации авторской песни не стоило – на исполнителя такого жанра приходит обычно соответствующая публика. Вряд ли нужно было в пятничный фестивальный вечер их смешивать, доставив тем самым некое разочарование и тем, и другим. Пограмма открытия закончилась, слушатели стали расходиться. Но большинство пошли к палаткам не для того, чтобы залезть в теплый спальный мешок и крепко спать до утра. Наоборот, спать-то как раз мало кто собирался. Расчехлив свои гитары, если не сделали этого раньше, сидя у костра вместе с друзьями, пели под переборы струн те песни, которые пели когда-то в походах, стройотрядах, просто в компаниях в дни своей молодости. Пели Окуджаву, Визбора, Высоцкого, Юлия Кима и Александра Галича, Олега Митяева и многих-многих других. Н не только песни бардов были слышны ночью в палаточном городке. Можно было услышать и песни Юрия Шевчука, Бориса Гребенщикова, Виктора Цоя. А кто-то пел песни замечательной харьковской группы «5,nizza». Кстати, я спросил у Владимира Васильева, барда из Харькова, слышал ли он об этой группе. Как оказалось, не только слышал, но и считает, что в ней очень хорошие ребята, которые вполне могли бы выступить на Ильменке.
Следующий день фестиваля был посвящен сольным выступлениям гостей, конкурсу авторской песни и награждению его лауреатов. Завершился он традиционным «Ильменским звездопадом». Право завершить фестиваль в воскресенье было предоставлено Детской республике. А последнюю песню Ильменского фестиваля «Мы встретимся» исполнил клуб «Чудаки», не раз побеждавший не только на Ильменском, но и на Грушинском фестивале. Ивсе же, как ни крути, времена меняются. Теперь ряды поклонников авторской песни увеличиваются незначительно. Может, это связано с тем, что общедоступной стала другая музыка, у новых поколений сформировались иные вкусы? Есть огромный выбор, и большинством он делается не в пользу бардовской песни. Эта песня – детище отечественной истории. Ее рождение произошло в 50-60-е годы. Тогда в этих песнях можно было расслышать ноты хоть какой-то свободы, найти хоть какое-то отражение реальной жизни. Но они не имели официального статуса. Наибольший интерес вызывала она у тех, кто постоянно куда-то ездил, участвовал в экспедициях. Альпинисты, геологи... Популярен был туризм (не от того ли, что в лесу, вдали от шума городского, можно было спокойно поговорить с друзьями, отвлечься от не очень-то яркой действительности, да и гитару всегда можно взять с собой). А теперь кто куда ходит? Где тот романтизм, которым были окутаны профессии геологов, полярников?.. На смену им пришли другие – юристы, менеджеры. И это уже совсем другая романтика. Теперь мало тех, кто «едет за туманом и за запахом тайги» (автор этой известной песни, Юрий Кукин, тоже, кстати, был когда-то участником Ильменского фестиваля). Но несмотря ни на что, появляются и молодые барды. А на мой вопрос о том, может ли случиться такое, что бардовская песня исчезнет, председатель жюри, участник дуэта «Мастер Гриша» Борис Кинер ответил, что вообще не думает об этом, и пояснил почему: – Авторская песня жива. Она абсолютно востребована. Мы поем. А то, что молодежь не слушает, это проблема молодежи, а не наша. Смерть авторской песни – это все сказки. Слухи о ее смерти сильно преувеличены. Везде, по всей стране, по всему миру, мы ездим и видим молодых ребят, которые поют. Недавно были на гастролях в Америке и нас потрясло, что ребята из нью-йорского клуба, уехавшие из России очень давно, «получившие» русский язык от родителей, то есть абсолютные американцы, поют такие песни, которые мы уже забыли. Очень серьезные, философские, с хорошей поэтической основой. Так что это все ерунда по поводу того, что молодежь не слушает. Слушает.
…И все равно современная молодежь предпочитает «Ночной дозор» «Уматурман», а не «Ночной дозор» Александра Галича. Но как бы то ни было, Ильменский фестиваль продолжает жить, и, наверное, проживет еще долго. Поэтому, да здравствует XXX-я Ильменка!
|
назад |