последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 20 мая 2005 г. № 37,ТУСОВКА Издается с 10 октября 1991 г. |
ВЛАДИМИР СИДЕЛЬНИКОВ: ВЫХОДНЫЕ В НЕБЕ... В канун юбилея Победы в Магнитогорске прошел открытый чемпионат области по дельтапланерному спорту. Сегодня такие соревнования – редкость, даже в масштабе страны. И тем не менее в Миассе этот вид спорта сохранился. Правда, наш город в чемпионате представлял только ветеран миасского дельтапланеризма Владимир Сидельников. Вдетстве он мечтал стать летчиком. В том, что небо – его призвание, Владимир уверен и сегодня, вот только взлет его в свое время затянулся. Поступал в Харьковское военно-авиационное училище летчиков-истребителей, Саратовское вертолетное, Актюбинское гражданской авиации, но всякий раз неудачно. Подводило здоровье, а затем вышел возраст. Возможно, армия потеряла в его лице замечательного пилота, но сам Владимир об этом теперь не жалеет. Оставив попытки связать свою жизнь с авиацией, он вернулся в родной Миасс и уже здесь наконец-то обрел свои крылья. Его первый полет состоялся в 79-м году. И именно тогда он сам собрал свой первый дельтаплан. Вбудни Владимир Сидельников – работник ЗАО «Кедр», в выходные – турист, лыжник, парашютист и человек-птица. Кандидат в мастера спорта по дельтапланерному спорту, он часами планирует в небе, испытывает потоки, перечислять которые можно очень долго, и мечтает взлететь с Памира. Кстати говоря, такую попытку он уже предпринимал, но добраться до самого снежного пика тогда не позволили пограничники – могли подстрелить из соседнего Китая. – Я тогда только что женился, – рассказывает Владимир, – и для нас с женой это было свадебное путешествие. – Владимир, получается, что дельтаплан – ваше семейное увлечение? – Благодаря этому спорту я познакомился со своей супругой. В те годы в Миассе существовало несколько клубов дельтапланеристов, основные из которых действовали на автозаводе и в КБ имени Макеева под руководством Владимира Графа. В 70-м он со своей группой взлетел с вершины Эльбруса – это почти шесть тысяч метров над уровнем моря, и подняться на высоту им удалось только при помощи скалолазов. Вдобавок ко всему не было условий для взлета, стартовать пришлось на лыжах. Из-за разряженного воздуха первые минуты полета напоминали скорее падение. В целом же полет продлился не более получаса. Эо сегодня дельтапланеристы могут продержаться на потоке и десять часов, есть такие рекорды, а тогда это был очень хороший результат. Благодаря Владимиру Васильевичу я и совершил свой первый взлет в поселке Динамо. Пролетел немного, секунд десять, но первые ощущения помню до сих пор. – Сбылась детская мечта? – Меня действительно с детства тянуло в небо. Немалую роль в этом, кстати, сыграл отец. До войны он окончил Бугурусланское авиатехниче-ское училище, практически сразу же по окончании ушел на фронт, служил авиамехаником. Затем работал на Дальнем Востоке. Там увлекся туризмом, бродил с геологами по тайге, спускался по горным рекам. Пристрастил к природе всю нашу семью. Вшколе меня потянуло к технике. В третьем классе записался в клуб юных техников. Честно говоря, интересно было все – занимался авиамоделизмом, затем в радио- и фотокружках, остановился на автоконструировании. Очень повезло с педагогом. Свой первый микромотоцикл я собрал под руководством Геннадия Слободчикова. Затем всем кружком собирали автомобиль. Навыки, полученные в клубе, очень пригодились, когда учился в автотехникуме. Когда призвался в армию, служил мотоциклистом, затем водителем в танковом полку. Тогда уже утвердился в своем решении стать летчиком и во время службы пытался поступить в Харьковское авиационное училище летчиков- истребителей, но не прошел по конкурсу. На следующий год поступал уже в Саратовское вертолетное – не хватило одного балла. Псле армии снова попытался стать летчиком, подал заявление в Актюбинское училище гражданской авиации, основательно подготовился и вдруг узнаю, что не годен по здоровью. Пошел бы и на четвертый заход, но к тому времени уже вышел возраст. Вернулся в Миасс, устроился на автозавод. Тут и узнал о клубах дельтапланеристов. – Не жалеете? Что ни говори, а одно дело хобби, другое – карьера истребителя? – Просто не судьба! Когда я пришел в клуб, наш вид спорта только начал развиваться. Проводились чемпионаты области, России, Союза, пошли первые рекорды. Свои первые дельта-планы собирали по частям, из чего придется. Икали легкие и прочные металлы для каркаса, парусину, на все это был огромный дефицит. Стал чемпионом области, участвовал в чемпионате России. Вместе с женой выезжал на Памир. Это была очень интересная поездка, вот только полеты с вершины нам запретили из-за конфликта с Китаем. – Насколько мне известно, со временем вы не остановились только на дельтапланах… – Безусловно! Дельтаплан при всей своей универсальности и простоте зависит от воздушных потоков. Поэтому, когда появились первые моторные планеры, решили с одноклубниками сконструировать свою модель сверхлегкого летательного аппарата. Первая модель с мотором от мотоцикла получилась не очень удачной. Поставили двигатель от снегохода «Буран», и аппарат превзошел все ожидания. Представили его на авиасалоне в Риге, где на нашу модель обратили внимание специалисты. Позже мы успешно использовали ее в сельхозработах, на орошении полей. – Получается, и как летчик вы состоялись? – Отчасти, наверное, да. К сожалению, со временем клубы закрылись, да и времени на это хобби оставалось все меньше и меньше. Был период, когда мне пришлось оставить любимый спорт. Правда, ненадолго. Снова потянуло в небо, да и другие мои увлечения, например, возрождение ретроавтомобилей, не идут ни в какое сравнение с полетами. – Кстати, возможно долететь на дельтаплане, например, до Екатеринбурга? – Теоретически да, но на практике не помню таких случаев. В небе множество различных потоков, и определить их можно по облакам: где густое облако – там сильный восходящий поток. Двигаются они в самых различных направлениях, стихийно и, чтобы найти поток до Екатеринбурга, нужна соответствующая стартовая площадка. В Миассе таких высот нет. Хотя впрочем, можно попробовать взлететь от телевышки. Получится новый рекорд.
Б. ШИРИБАЗАРОВ.
Фто В. СУРОДИНА.
|
назад |