последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 13 апреля 2005 г. № 27 Издается с 10 октября 1991 г. |
О ДОШКОЛЬНИКАХ И ШКОЛЬНИКАХ шел разговор на «прямой линии» в редакции «Глагола». На вопросы родителей отвечали начальник МГУ «Образование» Валерий Карпунин и специалисты управления Татьяна Анохина и Елена Матюшкина. – Здравствуйте, Валерий Иванович? Крылова Ольга Николаевна. У меня ребенок заканчивает 10-й класс. Какие экзамены она должна сдавать в этом году? Есть билеты за 9-й и 11-й классы, а за 10-й – по какой программе? – Вам ответит Татьяна Борисовна Анохина, которая курирует вопросы итоговой промежуточной аттестации в образовательных учреждениях. Т Анохина: – Речь идет о промежуточной аттестации, о том, чтобы аттестовать вашего ребенка за курс 10-го класса. В каждой школе имеется положение о промежуточной аттестации, и педагогический совет решает, какие экзамены дети будут сдавать в 10-м классе. Как правило, это годовые контрольные работы и один из профильных предметов. Если класс физико-математический, сдают физику по билетам. – А когда нас познакомят с билетами? – Это могут быть не билеты, а тестирование, обыкновенная контрольная работа или сдача рефератов. Форму сдачи экзаменов определяет школа. В И. Карпунин: – Хочу еще добавить. Вы, пожалуйста, обратитесь в школу и попросите Устав этого учреждения и Положение о промежуточной аттестации. Эти нормативные акты есть в обязательном порядке в каждом образовательном учреждении. Что там написано, вы вправе требовать, потому что это действующий на сегодняшний день документ локального значения образовательном учреждении. И лицензия ему давалась согласно этим учредительным документам. Если там написано «контрольная работа», то в качестве итоговой аттестации должны предъявлять контрольную работу. Если несколько форм, то можно выбрать – контрольная, тест, собеседование или реферат. Если предъявляются другие требования, то для этого должно быть серьезное основание. – И второй вопрос. Директор сказал нашим ученикам (нас пока не собирали), что летняя отработка должна идти в соответствии с профилем класса. А класс у нас физико-математический. И еще объяснил конкретно: летом должна быть проведена исследовательская работа где-то на предприятиях, а осенью надо будет защитить эту работу, которая станет основанием для зачисления. Разъясните мне это, пожалуйста. – Во-первых, вы уже зачислены в эту школу... – Где мы должны эту исследовательскую работу вести? – В Уставе школы должно быть четко прописано, есть ли там пятая трудовая четверть и исследовательская работа или ее нет. Если не соглашаетесь с действующим Уставом, вы вправе выбрать для ребенка другое образовательное учреждение. Если возникнут вопросы, можете обратиться к Татьяне Борисовне Анохиной (телефон 6-08-10), она проконсультирует вас.
– Шестаков беспокоит, детское общественное объединение «Азимут». Валерий Иванович, почему бы вам не выйти на прямой эфир на телевидение по скаутскому движению? – В любое время, но не как начальник управления, а как координатор в Уральском и Приволжском федеральных округах, потому что скаутское движение, по сути, является общественным, неполитическим, нерелигиозным объединением детей и молодежи. – Второй вопрос. Почему вы отказались возглавить комиссию по военно-патриотическому воспитанию и не поддержали проведение «Вахты памяти»? – Работа по военно-патриотическому воспитанию в городе ведется довольно активно во всех учебных учреждениях, включая дошкольные. Мы живем в рамках скромного бюджета, все планируется в декабре на новый финансовый год. Поэтому, к сожалению, сегодня нет возможности профинансировать автопробег. Хотя от управления образования можно обратиться к людям, которые нас поддерживают, в том числе материально. Давайте сделаем это совместной акцией.
Между звонками – Директоры и завучи по воспитательной работе из пяти миасских школ в прошлом году съездили на семинар по скаутингу, оплату которого полностью взяла на себя российская ассоциация навигаторов-скаутов. То, о чем мы говорим, не скаутское движение, а скаутский метод школьного самоуправления. Школы № 19, 10, 20, 35 и 29 запустили проект самоуправления «Демократическая республика». Ученики 9-10-х классов будут проводить выборы школьного парламента в соответствии с действующими законодательными нормами. Дело очень интересное, просто у нас еще ученики к этому не готовы. Надо замотивировать детей так, чтобы они сами начали это делать: кандидата выдвигает класс или он выдвигает себя сам, избирательная комиссия все это отслеживает. Кандидаты формируют свои предвыборные кампании, они могут обратиться к взрослым за консультациями по написанию программ, проведению теледебатов, могут создавать свои PR-технологии. Потом пройдет реальное голосование. И совсем не факт, что одноклассники проголосуют за своего... Допускаю, что ветераны будут возмущены: почему, мол, не агитируете за пионерское движение? Но мы ведь и за скаутов не агитируем, а просто предлагаем родителям: хотите, чтобы дети не болтались по улицам, а занимались интересным, нужным, полезным делом? У нас есть технология, есть люди, которые ею владеют. Кто хочет, приходите. В скаутинге интересная жизнь, участие в международных программах, гранты и т.д. Если сегодня найдется организация, которая, допустим, зарегистрируется как «Пионерия Урала», – пожалуйста, мы не против. Мы заинтересованы, чтобы дети занимались интересным делом, а не лазили по подвалам. Девиз скаутов всего мира – «Долг перед Богом, долг перед другими, долг перед собой!»
– Валерий Иванович, правда, что в школу будут брать с пяти лет? – Неправда. Это только предложение, оно сейчас прорабатывается. Многие педагоги, и психологи против этого. Предложение на самом деле такое: с пяти с половиной лет в школах организовывать предшкольные классы. По большому счету, четкой границы того, что должен знать выпускник детского сада, нет. Не определен некий уровень. Но в первую очередь, ребенок должен быть психологически готов к школе, потому что если есть настрой, есть мотивация, у него все получится. Т Анохина: – В Законе об образовании никаких изменений нет. Как там написано, так и будет. Е Матюшкина: – Игра – основной вид деятельности ребенка. Учителя это понимают. Почему не понимают в Министерстве?..
– Моя подруга осталась одна с двухлетним ребенком. Есть ли у нее право на первоочередность распределения ребенка в садик в этом году, если заявление заранее она не писала? – Передайте подруге, чтобы она по телефону 6-67-68 связалась со специалистом дошкольного образования Еленой Федосеевной Матюшкиной. Или пусть подойдет в отдел дошкольного образования – улица Академика Павлова, 32. В индивидуальном порядке решим этот вопрос.
– Скажите, пожалуйста, почему так трудно попасть в детский сад и почему заведующие берут деньги за это? В разных садах вступительный взнос разный... – Мы устали повторять родителям, что вступительных взносов не существует. Никаких юридических норм и правовых основ для этого нет. Единственное – родители могут соглашаться или не соглашаться на оказание помощи учреждению. Если родителям ставится условие оказания благотворительной помощи, обращайтесь к нам. Сществует принятое на местном уровне положение о привлечении внебюджетных средств в образовательные учреждения. Там три направления: платные образовательные услуги, добровольные пожертвования и целевое финансирование различных программ. Е Матюшкина: – На сегодняшний день подано 916 заявлений в детские сады автозавода. Можем устроить 450–500 ребятишек. В Карпунин: – Из ста человек только 50 попадут в сад, то есть каждый второй. Заведующие понимают напряженность ситуации и действительно иногда идут навстречу, принимают. Но чтобы за отдельную плату – такого вопроса даже не стоит. Только если родитель сам решил пожертвовать какую-то материальную ценность или денежные средства. – Как можно проверить, куда уходят наши деньги? – Вам должны дать документ, что приняты деньги или материальная ценность. В учреждении это ставится на бухгалтерский подотчет. Если жертвуете денежные средства, то можете сдать деньги непосредственно в кассу МГУ «Образование» либо в дет-ский сад. Получаете квитанцию, потом эти деньги оприходуются материальным лицом через кредитные учреждения и хранятся на внебюджетном фонде, целенаправленно для каждого детского учреждения. То есть, если они внесены для детсада №1, то и будут израсходованы для него. Мы берем на себя функцию контроля за правильно-стью расходования этих средств, что дает возможность руководителям ДОУ отчитаться перед родителями. – Что такое целевое финансирование программ? – Например, в детсаду надо отремонтировать помещение. Заведующая обращается к родителям, предоставляет им смету, а те принимают решение, как эти деньги собрать. Кто-то может сдать тысячу рублей, кто-то – десять. Это абсолютно добровольно, никто никого не принуждает. Иногда родители сами решают заняться ремонтом группы – кто-то несет краску, кто-то обои, линолеум, еще что-то. Это тоже добровольное пожертвование и его надо оформлять документально. Тким образом, эти деньги проходят через фонд развития образования. М проанализировали успешность образовательных учреждений, где такая работа ведется целенаправленно. Есть у нас детский сад, в котором за год собирают порядка ста тысяч внебюджетных средств на развитие этого учреждения. Счет прозрачный, все проходит через счета. А когда деньги передаются из рук в руки, то, конечно, появляются основания кого-то подозревать. Е Матюшкина: – Я всегда родителям говорю: если вы даете деньги в руки руководителю, то могут и вас за взятку привлечь, и руководителя. Поэтому запомните: если деньги, то на счет. Вступительного взноса нет и быть не должно. И если есть такие разговоры, можете сразу идти к нам. Сейчас распределение мест происходит в управлении образования, списки распределяются тоже здесь. Мы родителям объясняем: детские сады – дорогое удовольствие для бюджета. 94 млн. рублей уходит именно на дошкольное образование: из них 46 млн. на зарплату. А еще есть коммунальные расходы, питание. 1 млн. 692 тыс. израсходовано на питание за один месяц прошлого года, а за весь год – 15326000 рублей. Можно понять заведующую, которая пытается силами родителей отремонтировать группу.
Соимость содержания ребенка в детском саду за 2004 год составила в месяц 1420 рублей в среднем по городу. А родители платят 300-400 рублей в месяц, которые идут на питание ребенка. И это лишь часть расходов на питание, полная стоимость которого (нормативный набор продуктов) – 32 рубля в день. 17–20 рублей платят родители, остальное идет из бюджета.
В Карпунин: – Есть сомнения, что деньги идут не туда, – не сдавайте. Другое дело, что у нас только один из ста родителей задает вопрос: а куда мои деньги пошли?
– Живу на автозаводе. Как вы планируете решить проблему с детскими садами? Мой сын через год должен пойти в садик, на что могу рассчитывать? Е Матюшкина: – Ситуация с детскими садами такова: на автозаводе на сто мест приходится 108 детей, в южной части – 113 детей, на «Динамо» – «фифти-фифти», а в машгородке – 90 детей. Что в перспективе? Занимаемся реконструкцией детского сада № 61. Он шестикомплектный, в планах открыть там пять групп. Если будет хорошее финансирование, может быть, откроем в этом году. Реально – на следующий год. В Карпунин: – Проблему с ДОУ обсуждаем ежедневно, пытаемся найти решение. 61-й детсад вернули в систему дошкольного образования, в 2006 году откроем, это порядка 80-ти дополнительных мест, уже неплохо. В 15-м детском садике, где консолидировали усилия город и автозавод, открываются дополнительные группы. Проблема – район Комарово. Строительство было бурное, школу предусмотрели, детский сад – нет. М нашли в этом году компромисс с автозаводом, выполнили свою часть условий, они – свою. Поэтому хотели бы обратиться к руководителям организаций и фирм, работники которых нуждаются в местах в дошкольных учреждениях. Мы бы могли обсудить этот вопрос. Вриантов решения очень много. От переоборудования большой квартиры в районе Комарово в детский сад кратковременного пребывания до организации перевозки детей в северную часть города, где места в дошкольных учреждениях есть. М готовы предлагать платные услуги – например, группу выходного дня. Родители хотят уехать отдохнуть, а куда ребенка деть? Можно отдать в руки гувернантке, но всегда ли у нее есть лицензия на право заниматься подобной деятельностью? Не лучше ли отвести в детский сад, где несут полную ответственность за здоровье малыша? За ним присмотрят, накормят, уложат спать. Просто все это будет уже в рыночных ценах. Считаю, это нормально.
– Здравствуйте, у меня два вопроса. Ребенок в мае выпускается из сада. И что же, в течение лета он не имеет права ходить в этот детский садик? Нам сказали, что с 1-го июля все закрывается, а выпускники имеют право ходить только до 8-го июня. – О 1-м июля сведения в управление образования из ДОУ еще не подавали. Но большинство родителей просят, чтобы сады работали. Если закроются на ремонт, то обязаны устроить вашего ребенка в другое дошкольное учреждение. Ребенок подготовительной группы может ходить до 15-го августа. Как правило, в июне дети ходят, а потом родители идут в отпуск и забирают ребенка, чтобы начать готовить его к школе психологически, оздоравливать. До 15-го августа, если вам некуда устроить ребенка, он будет посещать дошкольное учреждение. – А если нам откажут, куда обращаться? – В управление образования. – Второй вопрос по школьникам. В 9-м классе проводили централизованное тестирование. Сдали физику, математику, географию и в тот же день, когда сдавали географию, вдруг выясняется вечером, что засчитываться не будет. Т Анохина: – Вчера мы были на совещании в Министерстве по поводу истории и географии. Здесь есть небольшие тонкости. Дети 9-го класса в ходе централизованного тестировании могли сдать 9 предметов. Все, что касается истории и географии, осталось без изменения. Если оценка устраивает вашего выпускника, он может представить свидетельство в школу в качестве оценки на экзамен по выбору. Было проведено тестирование и ребятам сказали, что это будет засчитываться без всяких исключений. Но на сегодняшний день министерство образования и науки области внесло изменения: если выпускник сдал историю, географию и при этом собирается в 10-й класс, в котором профильным предметом будет либо география, либо история, значит, он должен летом сдавать экзамен в новой форме. – Как бы «малое ЕГЭ»? – В 9-м классе нет никакого ЕГЭ. ЕГЭ – это единый государственный экзамен, то есть экзамен за курс средней школы, совмещенный с вступительными экзаменами в вуз. В 9-м ничего подобного нет. Это называется «независимая оценка знаний учащихся». Есть информация, что тесты несколько проще, чем задания по централизованному тестированию. Ученик будет проходить тестирование в родной школе. Единственное – работы будет проверять независимая городская комиссия. Повторю: это только для тех детей, у которых в планах пойти в профильный класс, где в числе профильных предметов география или история. Если ученики не собираются в такие классы, то централизованное тестирование по этим предметам засчитывается.
– Есть ли в этом году какие-то изменения в проведении ЕГЭ? – Что касается 11-х классов, практически нет изменений. Единственное, что начинаем с 20 мая – хочется, чтобы у детей было больше времени для поступления в вуз. Первый ЕГЭ (иностранный язык) – 20 мая. До сочинения, которое традиционно сдается первого июня, мы сдадим еще 1-2 экзамена. Набор предметов тот же самый. Обязательных экзаменов два. Но в форме ЕГЭ один, математика. Что касается русского, это тоже обязательный экзамен, но ученик может выбрать три варианта. Либо он пишет сочинение, либо изложение, либо берет русский в форме ЕГЭ, но тогда должен сдать еще и литературу в форме ЕГЭ (в этом случае он не пишет сочинение и изложение). Если ребенок выберет третий вариант сдачи, получится, что он сдал три экзамена (математика, русский, литература) и на выбор остается два. В Карпунин: – Считаю, что ЕГЭ – это существующий на сегодняшний день объективный показатель оценивания знаний, умений и навыков. Как раньше было? Была Мариванна, был ученик, были определенные взаимоотношения, были задачи, подсказки, шпаргалки. В ЕГЭ применяется унифицированная форма проверки знаний. С другой стороны, у человека должно быть право выбора. Те предложения, которые поступают в ходе эксперимента, склоняются в сторону того, что те же самые профильные классы должны иметь выбор в форме прохождения итоговой аттестации. Эсперимент есть эксперимент. По прошествии этого учебного года будут вновь подводиться итоги. ЕГЭ – это продуманная технология, учит собранности, концентрации внимания, ответственности за самого себя. В нашей жизни это много значит. Единственная претензия – качество контрольно-измерительных материалов
– Мой сын заканчивает 1-й класс, на будущий год пойдем во второй. Введут ли в школах информатику и иностранный язык со второго класса? Т Анохина: – В базисном учебном плане иностранный язык и информатика присутствуют как сквозной курс. – Что такое базисный план? – С прошлого года мы работаем по областному базисному учебному плану на основе нового Федерального. И там со 2-го класса закладывается и информатика, и иностранный язык. Базисный учебный план регламентирует учебные дисциплины и количество часов по ним. В Карпунин: – Но тут возникает вопрос – кто будет учить информатике? Если в педуниверситете ежегодный выпуск учителей информатики составляет 15-20 человек, то в школе ни одного выпускника вуза за последние пять лет мы не увидели. В прошлом году, когда базисный план принимался, сразу подняли вопрос о преподавателях иностранного и информатики во втором классе. В ряде школ центральной части города работают совместители пенсионного возраста. Должна работать система подготовки и переподготовки кадров. Данную проблему призван решить так называемый межшкольный методический центр. Это широкомасштабный проект на весь субъект федерации, который будет функционировать уже в сентябре-октябре. Соего рода, это прорыв в переподготовке педагогов. Уже не мел и доска, а новые технологии позволят преподавать на языке современных детей.
Н. КОРЧАГИНА.
|
назад |