последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 1 апреля 2005 г. № 24 Издается с 10 октября 1991 г. |
ПОЧЕМ "БЕСПЛАТНОЕ" ОБРАЗОВАНИЕ? Дрогая редакция! Уменя такой вопрос. Я живу одна, с мужем разведена, алиментов на дочку муж не платит. Работаю в бюджетной организации, зарплата – сами понимаете, одни слезы. Тем не менее, пытаюсь на всем экономить – дочка (ей 16 лет) учится в юридическом колледже (в 19-й гимназии) на платном отделении. Недавно она пришла расстроенная: директор сказала, что если мы не заплатим деньги за оборудование тренажерного зала (или душевой кабины для него), то нам не выдадут аттестат. Разве это справедливо? Имеет ли она право так заявлять? Ме кажется, это произвол. Разберитесь, пожалуйста! Мы ведь исправно платим за техничку, которая моет пол в классе, за охранника, в прошлом году – за новую мебель и еще за что-то. Но платить за душевые, которыми дочь не будет пользоваться (меньше, чем через полгода она закончит школу), когда у нас на счету каждая копеечка? Рзве это не добровольное дело каждого? К ПЕТРОВА. Р S. Это не настоящая моя фамилия, так как допускаю, что моей дочери будут мстить за то, что я посмела обратиться в газету. Услуга за услугу… По словам директора гимназии № 19 Нины Щапиной то, что описала в своем письме мать студентки колледжа, во-первых, является грубейшим нарушением общешкольных правил и, во-вторых, таких условий она никому не ставила. – Вопрос о душевых комнатах поднимался на очередном собрании общешкольного родительского комитета, – отмечает Нина Щапина. – У нас есть тренажеры, которые стоят в специально оборудованном цокольном помещении. И чтобы зал начал свою работу, действительно нужны душевые. Но решения об оплате родители не приняли. Тким образом, обсуждается каждый вопрос о посильной родительской помощи, и осуществляется она исключительно добровольно, путем решения комитета и через внебюджетный фонд управления образования. – По всей вероятности в данной ситуации инициативу проявил один из классных руководителей, – считает директор гимназии. – Но для того чтобы стало известно, кто это, необходимо конкретное заявление родителя. В этом случае письмо анонимное. Чо касается помощи родителей в целом, то мы к ней обращаемся вынужденно, поскольку город нам оплачивает только коммунальные услуги. В нашей гимназии существует благотворительный фонд, созданный родительским комитетом. Взнос за каждого ребенка, обучаемого у нас – 30 рублей в месяц. На эти средства мы купили новую мебель в классы, парты, десять учебных досок. Техничек классы нанимают самостоятельно. Дполнительно оплачивается работа охранников. Их услуги каждой семье обходятся в 15 рублей в месяц. Министерство образования области в связи с событиями в Беслане выделило средства только на тревожную кнопку. При этом министр Садырин открыто подчеркнул, что денег больше нет, и охрана школ должна осуществляться за счет родителей. Если они не способны платить такую сумму, то имеют право обратиться в родительский комитет класса, который, в свою очередь, вынесет этот вопрос на рассмотрение общешкольного комитета. Ттьяна Анохина – главный специалист отдела дошкольного и школьного воспитания городского управления образования: – Все, что касается добровольной помощи, родители решают сами на собраниях и в родительских комитетах. Каждое решение доводится до сведения класса. В любом случае, родительские взносы дело добровольное. Уроза о невыдаче аттестата является серьезным правонарушением и поводом для обращения в суд. Скорее всего, в данном случае на одинокую мать надавил классный руководитель. Это очень неумный поступок. Такие педагоги, к сожалению, у нас есть. В любом случае необходимо обращаться или к директору гимназии, или в управление образования. Волне возможно, что письмо является предвыборной провокацией, поскольку написано анонимно и во время выборов в городское Собрание. Как мы помним, директор гимназии баллотировалась в депутаты. М знаем, что с родителей взимаются средства на нужды школ, но происходит это вынужденно, поскольку в Министерстве образования области открыто говорят, что денег на обслуживание и охрану школ нет. Впрошлом году в нашей системе утвердили положение о платных образовательных услугах. В нем есть приложение о добровольной помощи, согласно которому заключается договор о добровольном дарении. Эти средства перечисляются на счет школы через кассу нашего управления. Н сегодня жалобы от родителей к нам поступают постоянно, и не только на руководство гимназии № 19. Звонят по телефону, пишут письма и при этом не желают представляться, поскольку опасаются, что им начнут мстить. Эо неправильно, поскольку свои права и права своего ребенка необходимо отстаивать. А анонимные обращения, как правило, не рассматриваются. Нужны только конкретные факты. Чо касается гимназии, то на сегодня она находится на самостоятельном балансе и ее работа подвергается ежегодной проверке. Это одно из лучших городских образовательных учреждений, которое показывает очень высокие результаты, и пока нареканий по ее работе не было.
Б. Ширибазаров.
Бесплатно? Вопрос спорный! Ссамого рождения за опеку и заботу государства мы должны платить. Мы платим крупный взнос, чтобы муниципальный садик принял ребенка в свои стены, платим за высшее образование, которое государство обязалось давать бесплатно. Единственным нетронутым образовательным госучреждением оставалась школа, куда брали каждого и безвозмездно учили всему. Так ли это сегодня, мы поинтересовались у прохожих. Разумеется, называть фамилии, адреса и т. д. от наших собеседников не требовали. Мрина Алексеевна, ребенок в 9-м классе: – Очень много собирают на подарки учителям. Помимо 8 Марта, отмечают все их дни рождения. Теперь такие сборы денег стали уже обязаловкой. К выпускному, например, на каждого учителя необходимо сдать по 60 рублей. На ремонты ежегодно собирают, а вот что делают, куда деньги уходят – непонятно. В классе не меняются ни горшки цветочные, ни шторы. А учебники в школе совсем перестали выдавать – все должны сами дети приобретать. Ив садиках то же самое: каждый раз сдаем на какие-то хозслужбы. Отчетности об этих деньгах не получаем. Лриса Викторовна, ребенок в 8-м классе: – Деньги сдаем и в фонд класса и на ремонт школы. А действий никаких не видим. Я вообще считаю, что выделением средств для школы должно заниматься государство. Но никак не мы! Нталья Павловна, ребенок в 3-м классе: – Только на ремонт собирают, а так вроде больше не берут. На подарки суммы чисто символические – не больше 10–20 рублей. Анатолий Кришин, внучка в 1-м классе: – Не успела моя внучка в школу пойти, как начали: то надо, это надо! У директора день рождения, у учительницы, у второй учительницы… Что ж это такое!? Раньше этого не было. Глина Ивановна, сын выпускается из школы: – По 1000 рублей собирают на один только выпускной вечер. Это какие же должны быть зарплаты у родителей?! На ремонты тоже сдаем. А кто кроме нас их оплатит? Некому. Так и с больницами: неизвестно, что нам бесплатно по полису полагается, а за что платить нужно. Кюша, Лола, ученицы школы № 11: – Деньги собирают в основном на нужды класса, на охрану по 51 рублю раз в три месяца. В конце года на ремонт сдаем. На чаепитие. На подарки всем учителям. Последнее, конечно, не обязательно, но мы же хотим, чтоб учителя к нам добрее были, чувствовали нашу любовь и уважение. Еть и такие, кто не может сдавать на все деньги. Таких мы выручаем, побольше сами сдаем. Нталья Петровна, дочь во 2-м классе: – У нас деньги собирают в небольших количествах и действительно на нужды класса. Школа наша № 15 – маленькая, потому на охрану не берут – нет ее. На подарки учителям тоже не собирают. Например, на 8 Марта девочки делали сами подарки. Моя вот открытку рисовала.
Н. ЗАМАТОХИНА.
Какая страна – такая и школа Кмментарий редакции Иеют место поборы в школах или нет – не вопрос. Это с какой стороны посмотреть. Нищие учителя видят в доставании родительских кошельков спонсорскую помощь. Родители, которые слишком бедны, чтобы ощущать себя меценатами, могут сгоряча назвать это вымогательством. Правда как всегда где-то посредине. Смое обидное, когда оценки ребенка зависят от размеров вложений. Доказать здесь что-нибудь чрезвычайно трудно, ведь школьная оценка субъективна от природы, это совместный продукт знаний ученика и совести учителя. Если чего-то не хватает, успеваемость катится вниз. В«Глагол» приходит немало писем на эту тему. Несмотря на бодрые призывы управления образования называть фамилии вымогателей, родители, как правило, не торопятся открываться, боятся за дальнейшую судьбу чада. Чиновники же в случае анонимных жалоб лишь руками разводят. Словом, вечный шах. Пнятно, что природа злоупотреблений кроется не в вечной алчности учительского племени. На самом деле жадному в школе делать нечего, там своим окладом ты никого не удивишь. Нищета всегда порождает проблему, вот и лихорадит наше образование. Логика, в общем-то, понятна – хочешь, чтобы твой ребенок учился в сносных условиях? Тогда плати. Н может быть в ненормальной стране нормальной школы. Не может быть в принципе. И обижаться тут не на кого. Бесплатность образования, и не только высшего, все больше и больше уходит в область мифов – оно еще сохраняется в бодрых устах государственных мужей, но из реальной жизни постепенно выдавливается. И процесс этот, судя по слухам о грядущей реформе образования, будет Москвой всесторонне поддержан. Тк что готовьте денежки, папы и мамы. Чо же касается совсем уже крайних случаев, когда учителя вымогают деньги себе на подарки и угрожают плохой успеваемостью – тут каждый решает сам. Насколько нам известно, в городе не было еще ни одного громкого «дела учителей». А не пойман – не вор. Есть желание создать прецедент – обращайтесь в правоохранительные органы. А если чувство справедливости совсем уж обострено – меняйте страну. Так оно лучше будет. Но вряд ли дешевле.
|
назад |