последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

18 марта 2005 г.
№ 20

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ЗАГАДКА АУШТАША

   Как-то в разговоре промелькнула мысль – а ведь Миасс, по сути, пограничный город. Необычное для нас словосочетание. Но граница та в 20 км. У бывшего казачьего села Устиново. Не стоят там, слава Богу (а кто-то скажет Аллаху), полосатые столбы, однако мы уже в другой республике. Башкортостан…. Живя рядом, постоянно соприкасаясь всеми гранями человеческой деятельности, знаем о нем очень мало. Об истории, обычаях, преданиях этого богатого на переплетения различных родов и национальностей – так же, впрочем, как у русских – народа.

   О Миасса Учалинский тракт прям, стрелой пролег на юг. На полпути у деревни Тунгатарово замелькают перила моста через реку Уй. Оглянешься – широка уже лента, то голубого под цвет неба, то стального потока. Истоки его за высокой горной грядой, поднявшейся справа. Там, на юном Уе, бок о бок три деревни. Самые первые на этой реке.

   Гворят, основали их братья Шарип, Кожай и Азнаш. Деревням под 200 лет. Народ же до сих пор привержен родственной связи. И в праздники, и в дни печали старается быть вместе. В прошлом году начальная школа Кожаево отметила семидесятилетие. Среди выпускников ее немало заслуженных деятелей культуры, науки, здравоохранения, просвещения, геологии.… Есть и кавалеры орденов Ленина, Трудового Красного Знамени. Богата земля на таланты!

   Д, у тех деревень земля обильна щедростью, рожденной от смыкания различных природных зон. Здесь встретилась тайга со степью, горы с равниной. И в недрах разнообразие пород. И прошлое притягательно глубиною познания предков, таинственной силой преданий.

   ВШарипово у речной плотины стоит на взгорке памятник. Обычный памятник необычному человеку… Зайнулле Расулеву – религиозному деятелю, знаменитому башкирскому ишану, врачевателю с даром пророчества. Здесь он родился в начале 19-го века. Здесь прозрачные воды Уя пели ему колыбельную. Каменной шапкой – шлемом батыров нависал над речной долиной Уй-таш. Манил и звал в заоблачные выси. Быстрый как ветер молодой скакун не раз уносил его к каменистым склонам хребта Нуралей. Ласкал хрустальной волною Аушкуль. И крутой тропой вел к прозрению горный конус Аушташа. Все это вошло в глубины сердца человека нелегкой судьбы.

   19-й век стал золотым веком не только для русской культуры. В башкирской литературе развивается просветительское направление, активизируется народная публицистика. В это время сын муллы Расулева постигает азы наук у бухарского учителя в соседней деревне Малый Муйнак. А в 1851 году уезжает в Троицк. В 16 лет шариповский юноша отправляется в долгий путь за знанием, за постижением истины. У имама Первой Каменной мечети Троицка Зайнулла – любимый ученик. Наставник же опять из Бухары – Ахмед бен Халид аль Минкари.

   Хлидия – это наиболее влиятельная группа приверженцев суфизма. Расулева тоже будут звать… Зайнулла аль Халиди.

   Псле семи лет обучения его назначают в Верхнеуральский уезд имамом мечети деревни Аккужа. Здесь он основывает учебное заведение – медресе. И у него появляются первые ученики. В том же году едет в деревню Сардаклы под Челябинском. Там Расулев вступает в суфийское братство Накшбандия.

   Сфизм – религиозно-философское учение, одно из направлений в исламе. Приверженцы суфизма – суфии. Их цель – духовное очищение, непосредственное познание Аллаха. Суфизм вобрал в себя идеи античной философии и теософии. Соединил культовые традиции и народные верования со следованием предписаниям Корана. Создал организационную форму движения – институт братств. Братство Накшбандия было самым влиятельным среди башкир и татар, да и почти всех тюрских народов. Бухара и Самарканд – основные его центры.

   Н в 1870 году путь имама Зайнуллы пролег не в древние среднеазиатские города. Он отправляется в паломничество – совершает хадж в Мекку. Одна из главных целей поездки – посещение Стамбула. Турецкий Истанбул в ту пору становится средоточием религиозности и обучения мусульман. Бухарская традиция теряет свою значимость.

   Рсулев посещает ученых мужей и среди них находит учителя – выдающегося шейха из братства Накшбандия. Как щедры бывают семена, вовремя упавшие на благодатную почву! 40 дней в уединении… и освоение методов мистического постижения истины! Зайнулле присваивается звание «полного, совершенного халифы» – духовного преемника. Он получает право на обучение с последующим принятием в братство.

   Иснова Аккужа, родные места. Здесь только за один год проповеди семь тысяч человек становятся его учениками –мюридами. Но введенные в практику суфизма новшества вызывают враждебное отношение у традиционных религиозных кругов. И летят в Духовное мусульманское управление Оренбурга обвинения в ереси, в искажении исламского вероучения.

   Рзультатом этой «кампании» стал арест шейха Зайнуллы. Восемь месяцев содержится он в Златоустовской тюрьме. А в январе 1873 года сослан в Вологодскую губернию. Так шейх – суфийский старец оказывается на севере России, где на сотню километров в округе нет ни одного человека мусульманского вероисповедания. Через три года его переводят в Костромскую крепость, затем в татарскую деревню.

   Куты склоны Аушташа! Относительная высота всего-то 230 метров, а какой тропой, с какой бы стороны не пошел – тяжел подъем! Но он будет вознагражден необычной величественной красотой гор, долин, селений и круглого, как блюда, озера у подножья. Аушкуль… берега в россыпи яшмы, вода мягка и чиста! Зеркальная гладь отразит пирамиду горы Ауша, феерические краски заката….

   Свершины на любую сторону взгляни – на север ли с чуть просматривающей телевышкой Ильмен–Тау, на запад ли с изрезанными склонами Нуралей – все влечет и притягивает взгляд! Но прежде наверху в кругу накиданных камней предстанет взору старая береза. А у ствола ее, будто на пьедестале, расколотая каменная плита. На ней арабской вязью текст. Утверждают, что раньше лежала она сверху памятника, сложенного в виде пирамиды. И была целой. Скол разрушил одну из пяти строк.

   Буквы в плите выбиты Зайнуллой Расулевым. На обороте, словно проба пера, начальные строки. Однако не понравились что-то имаму. Заново, на другой уже полный текст. Что заставило его заниматься непривычным делом? Тяжесть камня, подъем с грузом по крутому горному склону? Что?

   Кига А. Б. Зарипова «История Башкортостана» написана по-башкирски. Но именно в ней есть данные, интересующие нас. Благодаря доброжелательности директора школы в Аушкулево Р. Р. Султанмуратова узнали их перевод. Одним из проповедников ислама при правлении Берке-хана (1255–1266) был шейх Мухаммет. Он жил в окрестностях Аушкуля и занимался миссионерской деятельностью. Вскоре его жизнь трагически оборвалась. Об этом свидетельствует надпись на каменной плите: «Это проповедник веры – Шейх Мухаммет Мигнан Алуса – 651 г. во времена Берке-хана – государство Берке-хана».

   651-й год – по официальному летоисчислению – 1237-й год нашей эры. Но года правления хана и смерти проповедника не совпадают… двадцатилетняя разница! И что интересно! Оказывается, у плиты была предшественница… древняя плита. Текст ее гласил: «Рамазан Аулия – Пришел из города Ош – Его самого, жену, дитя убили в 651 г.»

   Сово «аулия» значит «святой». Почему же святой Рамазан превращается в шейха Мухаммета? Что заставило Расулева сделать новую надпись? Вопросы эти и сомнения привели нас в ЧелГУ к Зульфие Маратовне Хадыевой, преподавателю факультета Евразии и Востока. Ее дословный перевод современной надписи: «Могила шейха – Мухаммеда Рамадана Алюши – 651 г. в эпоху – Барки хана – Бани сарай» Кто же он, Рамазан Аулия? Первый проповедник ислама в наших местах?

   Педания жителей соседних деревень то дополняют, то опровергают друг друга. «Когда-то давно в здешних местах проходили караваны верблюдов. Шли этим путем и торговцы из среднеазиатского города Ош. В дороге у Аушкуля умирает всеми почитаемый человек. Он и был похоронен на вершине». «Караван подходил к селению. Жители его ушли на сенокос, поручив детям приглядывать за домами. В разгар работы те прибежали с тревожной вестью о появлении вооруженных людей. Селяне бросились на защиту. Когда опомнились, непоправимое уже свершилось. Было убито несколько человек, в том числе и духовный провидец, проповедник новой веры».

   В1881 году Зайнулла Расулев возвращается из ссылки в Аккужу. Через год – снова паломничество. Он спешит на встречу с учителем. После поездки остается в Троицке. С 1884 года становится имамом-хатыбом 5-й соборной мечети. Здесь же на Амурской улице строит медресе. Ему дадут звучное имя «Расулия». Его закончат многие религиозные, политические и государственные деятели. Город Троицк превратится в центр обучения мусульман. В учебном заведении шейх Зайнулла внедрит новые педагогические методы, за счет светских наук расширит учебные программы. Французский историк охарактеризует медресе «Расулия» как «один из лучших академических институтов мусульманского мира».

   А у Зайнуллы Расулева не только просветительские и педагогические таланты. Глубокое познание в богословии, шариате, суфизме не заслонило способности к врачеванию, знаний тибетской медицины. В лечении больных он использует лекарства из собственного лечебного диспансера.

   Идар пророчества снискал Расулеву необычную популярность, привлек многих последователей. На родине шейха помнят те случаи-былинки. Как в пору юности чей-то дед шел с друзьями просить молитвы у имама. В пути спрятали они кисет с махоркой… мусульманам не положено курить. В конце беседы услышали от Зайнуллы напоминание – не забыть спрятанное под мостом. Тот стыд навсегда отбил охоту к куреву.

   Д самой смерти в феврале 1917 года до 84 лет Зайнулла энергичен и деятелен. Уже в наши дни профессор Калифорнийского университета Хамид Алгар озаглавит статью о З. Расулеве – «Последний Великий Шейх суфийского братства Накшбандия в Волго-Уральском районе». В некрологе Оренбургский журнал назовет его «духовным королем своего народа».

   Сройные березы, уходящие кронами в небо. Сладкий запах просыпающейся земли, прелого листа, нежных первоцветов. Тихое журчание ручья… и ты счастлив этим утром, этим солнцем, этой тишиною!

   Гворят, когда убили Рамазана, свершилось чудо… из глубин земных, из каменных недр забил вдруг ключ чистой воды. Вот и сейчас шумит он. Восходящим потоком поднимаются струи чуть белого цвета. Поят страждущие души. Спешат к источнику «Аулия» люди из деревень и городов. Поклониться и испить святой воды приезжают даже из зарубежья. Спешат… только два месяца в году, лишь по весне, когда полнятся соком ветви берез, в обложенном мрамором руслице течет родниковая вода и искрится на солнце.

   Кюч Аулия – ключ Святого…. Не дает покоя мысль – убили проповедника непонятной веры. Но за что жену и ребенка? Ведь не может обманывать древняя плита! Как оказались здесь женщина и дитя?

   Свершины Аушташа до города Ош Киргизстана даже по прямой тысячи километров. Ош – город на торговом пути с древнейшей историей, протянувшейся до в нашу эру. Сравниться с ним и превзойти возрастом на южноуральской земле может лишь Аркаим с Синташтой. В прошлом – центрами арийской Страны Городов. Историки утверждают, здесь 4 тысячи лет назад возник зороастризм. На протяжении многих веков эта религия ариев была господствующей в Азии, в великой Персидской державе.

   Н к девятому веку под натиском арабов заканчивается история Персии. Лишь немногие поселения приверженцев старой веры какой-то еще период существовали на побережье Каспия.

   Сконца девятого века и начала десятого на Южном Урале появляются башкирские племена. Нет, это не те арийские «огнепоклонники». Краткая энциклопедия Башкортостана определенно говорит о том, что в формировании этнокультурного облика башкир решающую роль сыграли тюрк-ские народы южносибирского и центральноазиатского происхождения, но… при участии уральцев. Башкиры осели на Урале, где вытеснив, где ассимилировав аборигенное население – финно-угорские и иранские племена. И в образовании башкирского языка участвовали многие языки, в том числе иранский.

   Ккой же верой жили здесь люди? Энциклопедия Башкортостана: «В домусульманский период истории башкиры, вероятно, исповедовали зороастризм и тенгрианство («тенгри» – «небо», «бог»)». Иранское воздействие на духовную жизнь башкирских племен прослеживается в эпических произведениях и в мифологических образах, в праздниках и обрядах.

   Н вершине Аушташа в 100 метрах от памятника загадочное место. Большими плитами, поставленными вертикально, выложен круг. В центре его яма. По бокам каменная россыпь, три засохшие лиственницы. Могила Рамазана? Почему разрыта? Если нет, то что это? Под горой старое мусульманское кладбище. Такие же и у соседних деревень. Но не каждое из них признается башкирами за свое.

   Тк может, гора Ауша была святой и до того трагического случая? И совершались здесь религиозные обряды людьми, исповедавшими первую религию откровения? Зороастризм дан богом Мудрости. Поэтому, наверное, многие из его истин отразились в поздних религиозных учениях – иудаизме, христианстве, исламе. Здесь так же веками ждали Спасителя….

   Лжат на столе две фотографии Зайнуллы Расулева – в зрелом возрасте и старца. Но как похожи они, как одинаковы! Чалма, опущены веки, взгляд вниз, долу, сухощавое лицо, тихая улыбка. А из-под ресниц словно искорки! Как будто знает что-то нам неведомое – сокрытую тайну от взора нашего. Урал… он во многом еще непознанная страна.

   


О. СУРОДИНА.

   Фто В. Суродина.



назад

Яндекс.Метрика