последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

16 марта 2005 г.
№ 19

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

7 МИФОВ О ТАРИФАХ

   До выборов в городское Собрание депутатов осталось совсем немного времени. Мы все больше узнаем о кандидатах в депутаты, знакомясь с их предвыборными платформами. Нетрудно заметить, что основной упор в программах юристов, педагогов, предпринимателей и т. д. делается на улучшение работы сферы ЖКХ и снижение тарифов. Мы предлагаем вашему вниманию объективное мнение специалиста, который развенчивает самые распространенные мифы о тарифах и дает компетентный комментарий о том, кто и как формирует цены на коммунальные услуги, и что можно сделать, чтобы их стабилизировать. Слово – кандидату в город-ское Собрание по избирательному округу № 5, генеральному директору ЖКХ «Северное» Андрею Владимировичу БУБНОВУ.

   МФ ПЕРВЫЙ: Тарифы на услуги ЖКХ определяют сами коммунальщики.

   Н САМОМ ДЕЛЕ: Тарифы на жилищно-коммунальные услуги рассчитывает муниципальное образование «Город Миасс» в лице муниципального учреждения «Служба заказчика ЖКУ и транспорта», причем тарифы экономически обоснованные, с учетом социального положения в городе (если наблюдается низкая платежеспособность горожан, то утверждаются тарифы ниже экономиче-ски обоснованных). Затем начинается сложная процедура превращения теоретических расчетов в реально принятые законодательные акты. Тарифы проходят экспертизу и утверждаются или согласовываются в Челябинском областном комитете «Единый тарифный орган» и только потом рассматриваются и принимаются на сессии город-ского Совета депутатов.

   Рль предприятий ЖКХ в этом процессе проявляется только на заключительном этапе: необходимо выиграть конкурс на исполнение муниципального заказа, чтобы получить право на оказание услуг населению.

   МФ ВТОРОЙ: Тарифы берутся «с потолка».

   Н САМОМ ДЕЛЕ: Согласно утвержденным законодательным актам РФ существует четкая методика расчетов тарифа на услугу. При определении размера тарифа учитываются только три параметра: нормативные объемы энергоресурсов (удельная норма электроэнергии, газа, воды), трудозатрат (расчет численности и фонд оплаты труда, исходя из расчета среднего разряда работ, ставки 1 разряда работ по Отраслевому Тарифному Соглашению ЖКХ) и материальных за-трат («Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда»).

   МФ ТРЕТИЙ: В недавнем повышении тарифов виноваты коммунальщики и местная власть.

   Н САМОМ ДЕЛЕ: Резкий взлет тарифов произошел, прежде всего, из-за увеличения цен на газ и услуги других естественных монополий. К примеру, удорожание голубого топлива в этом году составило 33%, рост тарифов на железнодорожные перевозки – 12%, поднялись цены и на услуги ФОРЭМ (федерального оптового рынка энергетической мощности). Кстати, тарифы могли быть еще более высокими, если бы был осуществлен планируемый переход к так называемым пиковым платежам в зимние месяцы. Как известно, решением сессии Горсовета депутатов этот переход отложен до августа.

   МФ ЧЕТВЕРТЫЙ: Все платежи по квартплате идут в ЖКХ, администрации которых распределяют их по своему усмотрению.

   Н САМОМ ДЕЛЕ: Это заблуждение. В течение двух лет в нашем городе работает Расчетно-кассовый центр (РКЦ), в котором производятся начисления по квартплате и осуществляется их сбор – именно там и аккумулируются средства от населения. ЖКХ получают расчет только за оказанные услуги и месяцем позже. Это главное за-блуждение связано видимо с тем, что некоторые кассы РКЦ находятся на территориях ЖКХ, то есть арендуют эти помещения.

   Ндо сказать, что я был одним из немногих категорических противников создания РКЦ. Уже тогда для меня было очевидно, что при такой системе сбора платежей появятся длинные очереди на оплату коммунальных услуг, увеличится общий долг квартиросъемщиков, платежи будут обезличены. На фоне всех этих негативных изменений единственным плюсом создания РКЦ, пожалуй, являются прямые расчеты с крупными поставщиками тепла и электроэнергии, но опять же за счет предприятий ЖКХ (причем, чем крупнее предприятие, тем больше на него финансовая нагрузка).

   МФ ПЯТЫЙ: Повышение тарифов всегда на руку коммунальщикам.

   Н САМОМ ДЕЛЕ: Это не так. Повторюсь, что мы работаем по экономически обоснованным тарифам с учетом социального положения в городе, прошедшим многочисленные проверки и экспертизы. Нужно четко понимать, что существующие тарифы, несмотря на всю тяжесть для населения, убыточны для предприятий ЖКХ, и если качественно выполнять полный перечень необходимых работ, прописанных в Правилах эксплуатации жилья, то экономического эффекта можно добиться лишь через 5-7 лет. Поэтому все остальные заявления – это просто обман! Смотрите сами: за оказанные услуги по содержанию жилья, как и по обслуживанию лифтов, в ЖКХ возвращается 35% – ровно столько, чтобы обеспечить выплату зарплаты; за вывоз мусора – 20% (на них еще необходимо приобрести ГСМ); за отопление – 15%. При этом в тарифах заложена зарплата на 30% ниже утвержденной по Тарифному соглашению (от ставки 1 разряда 650 рублей вместо 1000 руб.). Как видим, на развитие материально-технической базы средств не остается. Капитальный ремонт вообще не за-кладывается в тариф, на его проведение должны выделяться целевые средства.

   МФ ШЕСТОЙ: При такой высокой квартплате коммунальщики обязаны работать быстро и качественно, день и ночь.

   Н САМОМ ДЕЛЕ: Стоит еще раз повторить, что рост тарифов всегда экономически обоснован и никоим образом не сказывается на бюджете ЖКХ. При существующей системе распределения средств и огромной задолженности квартиросъемщиков (за три последних года только по ЖКХ «Северное» это около 20 млн. рублей) работа по оказанию коммунальных услуг убыточна – нет средств на увеличение фонда заработной платы, для развития материально-технической базы, обновления инструмента и оборудования. Но несмотря на это в ЖКХ «Северное» отчетливо понимают, что выжить на рынке коммунальных услуг, особенно в связи с выходом нового Жилищного Кодекса, можно только за счет более качественного оказания коммунальных услуг населению.

   МФ СЕДЬМОЙ: Тарифы снизить легко и просто.

   Н САМОМ ДЕЛЕ: Рост тарифов экономически обоснован, но, понятно, что любое удорожание жизни негативно сказывается на настроениях в обществе. Именно на этом и спекулируют многие сегодняшние кандидаты в депутаты, обещая снизить квартплату. Необходимо понимать, что это не более чем декларация и пустые слова, поскольку почти все, кто дает такие обещания, не имеют никакого отношения к коммуналке и уж тем более к формированию цен на услуги. Хотя, конечно, снизить тарифы можно, к примеру, перестав обслуживать сети и насосные. Тариф в этом случае будет равен нулю, но к чему все это может привести, думаю, нет нужды говорить.

   М же предпочитаем подходить к проблеме разумно и делаем все возможное, чтобы уменьшить за-траты на обслуживание жилого фонда и инженерных сетей, добиться энергосбережения. Именно с этой целью приобретен современный программный продукт для расчета нагрузок тепловых сетей, проводятся планово-предупредительные работы на сетях, насосных, в жилом фонде, повсеместно внедряются приборы учета, ведется работа по сокращению непроизводительных потерь энергоносителей, внедряется современная организация труда. Все эти мероприятия приводят к экономии энергоресурсов и, в конечном счете, к удешевлению коммунальных услуг для населения. Так ежегодно ЖКХ «Северное» способствует снижению средне-городских тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Правда подчас экономия, полученная ЖКХ «Северное» по конкретной услуге, поделенная на всех пользователей при определении средне-городского тарифа, для отдельного жителя становится не очень ощутима.

   Ральный пример:

   Благодаря внедрению комплекса телемеханики на лифтах реально снижены затраты до минимума. Этот комплекс позволил заменить работу 100 ед. лифтеров, сократить до нескольких минут время вызова ремонтной бригады, а также уменьшить факты вандализма. В результате проведения полного объема работ за год фактические затраты (тариф) по обслуживанию лифтов ЖКХ северной части города сократились на 5,5% от утвержденных средне-городских тарифов. Для сравнения: а в центральной части города фактические затраты (тариф) превысили на 30% средне-городской тариф. Вот если бы все предприятия ЖКХ, оказывающие конкретную услугу населению, стремились снижать затраты не снижая качества и объемов, как «Северное», то реальная стоимость (тариф) был бы меньше, а отсюда и рост квартирной платы увеличивался бы незначительно.

   Вт такая арифметика.

   Спраздником!

   20 марта – день выборов и профессиональный праздник жилищно-коммунальных работников – не случайное совпадение.

    Поздравляя своих коллег с праздником, я разделяю нашу общую уверенность в том, что жизнеобеспечение города, комфорт в квартирах, офисах, детских садах и школах зависит от нас, коммунальщиков.

   А значит и настроение горожан, их благополучие, уверенность в завтрашнем дне, особенно в зимние периоды. Стоит помнить об этом и в день нашего профессионального праздника. А совпадение дня выборов с профессиональным праздником коммунальных работников – это добрый знак тому, кто реально способен снизить затраты на жилищно-коммунальные услуги.

   Спраздником всех вас!

   Андрей Бубнов.

   



назад

Яндекс.Метрика