последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 28 января 2005 г. № 7 Издается с 10 октября 1991 г. |
ГЛАЗА У НИХ ЖИВЫЕ... Премьера фильма, снимавшегося в Миассе, — накануне юбилея Победы «Эвакуация» – под таким названием в канун юбилея Победы на одном из центральных каналов пройдет документальный фильм о вынужденных переселенцах во время Великой Отечественной войны. По сценарию это историче-ский цикл из нескольких серий. География фильма охватывает практически весь бывший Союз, но одна из картин посвящена именно Уралу. Ее авторы – екатеринбургский режиссер Александр Муругов и московский кинооператор Алишер Хамитхаджаев. Н этой неделе рабочие съемки прошли в Миассе. – Основа проекта – это война, но не в общем уже привычном понимании, – рассказывает Александр Муругов. – Работаем творческой группой из четырех режиссеров, и наша задача – рассказать об истории эвакуации во время войны, ее последствиях. Это четыре серии, первая из которых раскрывает причины переселения, ее начало. Вторая рассказывает о пути с запада на восток, третья посвящена эвакуированным предприятиям. Четвертая картина повествует о быте самих переселенцев. – Какие регионы охватывает картина? – Мы работаем непосредственно на Урале. Начались съемки в Миассе, затем последуют Челябинск, Екатеринбург и Нижний Тагил. Формально в вашем городе нас интересуют завод «Динамо» и автозавод, в годы войны носивший имя Сталина. – Вы говорите «формально», значит само производство интересует мало? – Точнее сказать – косвенно, как основная причина эвакуации, ведь заводы работали для фронта. Нам очень интересно снять станки, сохранившиеся со времен войны и действующие до сих пор, а также показать, как повлияли на историю вашего города сами заводы, что они производят сегодня, какие люди на них работают. В основе же серии безусловно стоят участники тех событий. – Кого-то удалось уже найти? – Конечно! Мы приехали не на пустое место. Большую поддержку оказало городское общество «Мемориал» и его сопредседатель Светлана Костина. Они предоставили информацию о людях. Если говорить о работе, то уже в первый день нас потрясло то, что эти люди очень отзывчивы и все помнят в деталях. Одна героиня показала нам настоящую реликвию — старое радио-«тарелку», по которой она когда-то слушала сводки с фронта. Интересно то, что оно и сейчас в рабочем состоянии. Или, например, один из переселенцев, с которым мы общались. Его фамилия Степанец. Ему уже за девяносто, а он отжимается от пола и каждое утро качает пресс. Это уникальные кадры, для нас они просто бесценны. – Наверняка опираетесь на какие-то факты? – По большому счету нет. То, что рассказывают герои – это и живее, и естественнее. На это и рассчитываем. Наша цель, чтобы картина получилась максимально реалистичной, поэтому и упор в работе, прежде всего, делаем на людей, их взгляд на прошлое и настоящее. Только что узнали о трагедии, которая произошла в Миассе во время войны, когда в результате столкновения двух составов на железнодорожной ветке автозавода погибло более двухсот человек. Наверняка среди них было немало переселенцев. Попытаемся найти свидетелей. Впрос к оператору: – Алишер, события, которые вы пытаетесь показать, происходили шестьдесят лет назад. Наверняка отразить их сегодня – не самая легкая задача? – Меня удивляет, что люди, пережившие все это, работавшие в тех условиях, прекрасно сохранились. Седина, морщины, подорванное здоровье – все это есть. А вот глаза у них прежние, живые. Они все открыты. Честно говоря, когда снимаешь их на камеру, то мурашки идут по коже. Охват героев у нас очень большой: начиная от рядовых пенсионеров и заканчивая министром Ясиным и народной артисткой СССР Касаткиной. Вся история в их глазах, жестах, мимике, это и стараюсь отразить. Города, заводы, нынешняя жизнь, которую они построили, идут как подтверждение того, что им пришлось пережить. Александр: – Я просто хочу добавить, что показывать этих людей никогда не поздно. По большому счету, то великое переселение, как еще нередко называют эвакуацию начала сороковых, сыграло огромную роль в истории страны, что мы и пытаемся показать. Сейчас все меняется стремительно, и завтра мы будем смотреть на это уже совсем по-другому. Когда живешь только нынешним днем, то многие вещи просто теряются. А то, над чем мы сегодня работаем, не побоюсь этой фразы, самые истинные человеческие ценности.
Б. ШИРИБАЗАРОВ.
Фто В. СУРОДИНА.
|
назад |