последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 24 декабря 2004 г. № 96, тусовка Издается с 10 октября 1991 г. |
"ВЕСЬ МИР РИСУНКАМИ УКРАШУ" Нверняка все знают о наскальных рисунках, которые создавались тысячи лет назад первобытными жителями нашей земли. Через долгие годы искусство рисования на скалах возвращается. Только теперь «скалы» – это стены домов, поезда, заборы и многое другое, а художники – молодые люди. Рисунки на стенах броской аэрозольной краской называются граффити, что в переводе с итальянского буквально обозначает «нацарапанный». ВРоссии первые граффити появились в конце 80-х годов прошлого века, а лет через десять стали распространенным явлением. Родина граффити – Нью-Йорк. Говорят, что именно здесь жил тинейджер, который стал повсюду обозначать краской свой псевдоним «ТАКI» – парень из Манхэттена по имени Деметриве. Его пример оказался заразителен. Вскоре, помимо надписей, стали появляться и рисунки. В конце 60-х годов Америку захлестнула волна бомбинга – быстрого, с налету, рисования на стенах и вагонах метро. Якие рисунки, выполненные юными художниками (райтерами) на стенах – это, как правило, их автографы – «тэги». Творить райтеры предпочитают в темное время суток: милиции – меньше, романтики – больше. В правоохранительные органы можно попасть по статье 213 (хулиганство) или 214 (вандализм) УК РФ за «осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах». Большинство бомберов работают командами: один делает разметку рисунка, другой заливает ее аэрозольной краской, смешивая различные цвета, третий делает основу надписи, четвертый стоит «на стреме». Так работать безопаснее и быстрее. А риска в этом деле более чем достаточно. У нелегальных художников города нередко происходят стычки с хулиганами, которые враждебно воспринимают все, что ярко, красочно и выходит за рамки их понимания. Это придает искусству граффити экстремальный характер. Смым почетным и рискованным считается сделать «кусок» на вагоне ночью в депо. Тут и военизированная охрана может подстрелить, и ногой в стрелку попасть можно, есть вероятность брызнуть краской другу в глаза… Зато радости райтеров нет предела, когда утром поезд выходит на свет с автографами художников. Гаффитчики – истинные дети улицы, где они проводят почти все время. «Мы хотим сделать улицы нашего города яркими!» – говорят они. Что ж, не самое плохое желание. ВМиассе не так давно появились граффити-команды. Конечно, многое у них еще не получается, но толковые рисунки уже есть. А множество смелых идей говорит о том, что у этого жанра изобразительного искусства есть перспективы. О них, о кайфе «настенного» рисования и многом другом я решил расспросить своего друга Даниила, участника команды «Оutlaw Brothers». – Даниил, как ты начал заниматься граффити? – Однажды у нас с другом оказалась пара баллонов краски. Мы сделали небольшой набросок и решили пойти нарисовать где-нибудь, где никто не увидит. Звоним двум другим ребятам на мобильник и говорим: «Мы сейчас идем рисовать. А вы – в Челябинске». Но оказалось, что они в это время уже были в Миассе и тоже имели парочку баллонов. Ну и отправились вместе. Нам это дело понравилось. И все, понеслось… – Первый рисунок, наверное, был не лучшего качества? – Да нет, нормальный. Он оказался лучше некоторых работ, которые мы делали потом. Первая работа была на посту у вокзала. Когда едешь на электричке в Челябинск – ее хорошо видно. – Это искусство или хулиганство? – Если рисовать везде своими беспонтовыми тэгами, то это хулиганство. А если делать красивые работы, они же могут быть и на зданиях, то это, я считаю, искусство. Но мы свои рисунки пока искусством не считаем. – То есть, пока что они недостаточно красивы? – Да, именно так. Но сейчас объединились в одну команду, сборную Миасса, которая называется «Укроп». И хотя все мы не очень клево рисуем, но вместе у нас получаются хорошие работы. Даже должны были рисовать в Екатеринбурге на «Урбании», но по некоторым причинам этого не произошло. Жаль… – Сколько времени уходит на создание одного рисунка? – От и до? День рисуешь на бумаге. На второй – с утра покупаешь краску, выбираешь стену и идешь рисовать. Можно, конечно, уложиться в один день, а можно на неделю растянуть – как душе угодно. – А оставить незаконченным рисунок, а потом дорисовать можно? – Нет. Начал на стене рисовать – рисуй до конца. Даже если плохо получается. Никогда не надо бросать начатое. – Мешает кто-нибудь заниматься вашим любимым делом? – Мешают милиция и гопаны (хулиганы). Как мешает милиция, это, я думаю, понятно. А гопы? Спрашивают, зачем рисуем дихлофосами, рэперы мы или нет, начинают приставать… – Есть те, кому интересно, что вы рисуете и зачем? – Конечно, есть. Например, старики неравнодушные: некоторые кричат, что вызовут милицию, а некоторые говорят: «Красиво, молодцы!». Просто народ видит, что мы не гопы, а нормальные парни. Потом здороваются. Так вот и знакомимся с разными людьми. – А как к вам относятся представители других современных направлений? – Например, хип-хоперы любят все, что связано с хип-хопом. Они считают граффити частью своей культуры и уважают, ценят наше дело. Им плевать, красиво – нет, главное – граффити, главное – баллончики. Поэтому хип-хоперы нас любят. – Кого больше: враждебно настроенных людей или тех, кто понимает? – Пятьдесят на пятьдесят. Каждому второму не нравится. – Даня, а родители как относятся к вашему увлечению? – Что-то им нравится, что-то нет. Или говорят, к примеру: «Зачем вы на магазине нарисовали?» Да мы и сами решили уже на частных постройках не рисовать, чтобы избежать лишних проблем. А родители? Большинство работ им все же нравится. Только они все равно ничего не понимают, хотя бывает и конструктивная критика, типа цвета темные или еще что-нибудь в этом роде. – Во что обходится создание одного рисунка? – Смотря какими баллонами рисовать, какая работа. Можно нарисовать бомбинг и потратить сто рублей на десять квадратных метров. А бывает такой рисунок, что нужны хорошие баллоны, например, «Монтана», которые стоят 120–180 рублей, да и есть они только в Челябинске. Вот и обойдется он примерно в 1200 рублей. Поэтому лучше всего рисовать командой. – Если случилось, что рисунок вам не нравится, жалеете о потраченном времени, деньгах или рассматриваете это как обретение опыта? – Конечно, жаль и времени, и денег, но и опыт имеет немаловажное значение. Но мы стараемся, хотя рисуем всего первый год. В принципе, в Челябинске рисуют хорошо, потому что давно этим занимаются. И у нас все получится. Мы прогрессируем в своем деле – я не умру от скромности. Мы принесли в наш город бомбинг. Подарили городу трафареты и стикеры (наклейки с надписями, например, «Укроп»). Так что мы – молодцы! – Как ты думаешь, будут ли появляться в городе новые команды? – Да, конечно, будут. Уже есть. Они как грибы. – Я знаю, что некоторые райтеры воруют баллоны. А где берете их вы? – У нас есть шаман, он колдует и нам даром отдает. Шучу. На самом деле воруют баллоны на складах в крупных городах. У нас этого не сделаешь. Магазинов мало. Нас все знают. Но нам делают скидки, по 8 рублей, к примеру, за баллон – это нормально. – А где вы берете деньги: у родителей или сами зарабатываете? – Копим, зарабатываем, берем у родителей. Я прошу у родителей не всю сумму, а часть. Дают. Им же хочется, чтобы мы повышали опыт. – А участвовали в каких-либо конкурсах? – Да, мы даже сами организовали один фестиваль граффити. О нем ни-где даже речи не шло, но удалось «раскрутить» администрацию города на 17 тысяч рублей. Они купили баллонов, подобрали место. Мы были вторыми. А в одном конкурсе я занял первое место. – Как думаешь, когда-нибудь ты бросишь это занятие? – Конечно, это временно. Очень немногие занимаются граффити постоянно. И я тоже, наверное, уйду. Как считаешь, клево я ответил на вопросы?
Иван Тютев.
|
назад |