последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 19 ноября 2004 г. № 87 Издается с 10 октября 1991 г. |
"МАЛЕНЬКИЕ ДЕТКИ -- МАЛЕНЬКИЕ БЕДКИ... " Детки наши, детки… Пока лежат в колыбельке – такие славные, пухленькие, улыбчивые, бело-розовые. Глядишь – не наглядишься! Но время идет, дети растут, а вместе с ними растут и проблемы. Не зря же говорится, «маленькие детки – маленькие бедки». На вопросы родителей, обеспокоенных некоторыми проблемами воспитания «цветов жизни», отвечают сегодня детский психиатр Софья Горностаева и психолог Елена Шпинькова.
- Бабушка пообещала внуку: «Будешь учиться без троек и замечаний в дневнике – буду давать тебе деньги в конце каждой недели…» – Учеба – это работа, за которую ребенок получает отметки, своего рода заработную плату. Так и объясните: родители получают за свою работу деньги, дети – оценки. Взрослым, которые трудятся особенно хорошо, выплачивают премию. И то, что обещает бабушка, – это премия, денежное вознаграждение за старание. Нередко родители оплачивают ребенку полученные оценки: «принес «пятерку» – получи пять рублей, «четверку» – четыре рубля, «двойку» – верни два рубля. Думаю, этого делать не стоит – иначе процесс обучения превратится в бездумную азартную погоню за оценками.
– Нужно ли давать ребенку карманные деньги? — Ребенка необходимо приучать к деньгам, чтобы чувствовали – деньги надо зарабатывать трудом, а не требовать от родителей. Например: пусть делает какую-то посильную домашнюю работу (поливает цветы, выносит мусор) за символическую плату. Здесь важен такой нюанс: ребенок просит денег, а мама ему: «Выкини мусор, тогда дам деньги». Это неправильно. Лучше заранее, выбрав удобный момент, рассказать ему (как бы между прочим), что в одной семье ребенок зарабатывает деньги, не выходя из дому, и предложить: «Если хочешь, я тоже могу дать тебе такую возможность. Следи за цветами и если земля в них сухая, поливай. За это я буду платить тебе». Крманные деньги детям нужны, особенно – подросткам, чтобы они не чувствовали себя ущербными. И не стоит требовать отчета о том, как эти деньги потрачены – он может их израсходовать по своему желанию. Хотя, конечно, желательно знать, куда они ушли.
– Мой ребенок (ему 7 лет) в общем-то, достаточно доброжелателен. Может долго чем-то заниматься (рисовать, клеить, мастерить), но если что-то не получается – начинает все рвать, ломать, топтать, плачет, даже кидается на нас с мужем с кулаками. Как нам поступать в этой ситуации? И в чем причина такого поведения? – Причины могут быть различны: неудовлетворенность положением в семье, несложившиеся отношения с родителями или с другими членами семьи. Но самое главное – несформированный уровень самоконтроля, характерным для 7-летнего возраста. Желательно показать ребенка специалисту, тот посоветует, как научить малыша регулировать свое поведение. Чо касается родителей, то в случае возникновения подобной ситуации можно попробовать оставить ребенка на некоторое время в покое – например, просто выйти из комнаты. Кгда ребенок успокоится, перестанет плакать, не делайте вид, что ничего не произошло, а обсудите с ним ситуацию – спокойно, по-доброму. Со временем он поймет, что поступает некрасиво. Чсто спрашивают, надо ли наказывать ребенка. Надо, но не физически, а, скажем, не пустить на занятие в секцию. А вот лишать общения с собой не стоит. Советую родителям быть более внимательными к ребенку. Если, допустим, мама почувствует, что вот-вот произойдет взрыв, она может подойти и тихонько предложить: «А давай-ка вместе попробуем сделать!».
– Ребенка травят в классе: дразнят, бьют, рвут тетради… Он ненавидит школу, плачет, каждое утро начинается с истерики – «не пойду!». Как я могу помочь ему? – Поговорите с ребенком. При достаточно умном подходе ребенок со временем перестает обращать внимание на щипки, шлепки, толчки, подножки… И тогда от него отстают. Конечно, это все очень тяжело. Дети (особенно подростки) мнительны, уязвимы, сверхчувствительны, постоянно ищут в себе что-то отрицательное, а если это еще усугубляется школьной травлей… Может быть, будет лучше перевести в другую школу. Пстарайтесь внушить ребенку, что не важно, низкий ты или высокий, худой или полный. Главное – каким ты сам себя ощущаешь. Научите его перестать обращать внимание на свои недостатки (чаще всего – выдуманные!) и вести себя уверенно, естественно. Ели вы чувствуете, что ваши старания не увенчались успехом, можно обратиться за помощью к квалифицированному психологу.
– Ребенок-первоклассник категорически отказывается делать домашнее задание. При этом в школу ходит с удовольствием. Что делать? – Может быть, причина в том, что родители или слишком жестко принуждают к выполнению домашнего задания или ребенку не комфортно, когда ему помогают папа с мамой: повышают голос, раздражаются. Допускать этого нельзя. Наоборот, необходимо ребенка подбадривать, вселять уверенность, что у него все получится. Чсто родители заставляют его по несколько раз переписывать письменное задание. Со временем малыш уже просто побоится сесть за уроки: «А вдруг опять ошибусь?». Поэтому имеет смысл родителям решить между собой, кто из них, как более уравновешенный и спокойный будет помогать ребенку. Н может быть и так, что корни проблемы кроются в школе. Скажем, учитель говорит ученику: «Не получилось? Сиди и пиши по десять раз!». В данном случае надо не осуждать, а создать ситуацию успеха («Ничего страшного, в следующий раз все обязательно получится!»). Видеале процесс выполнения домашнего задания должен вы-глядеть так. Пришел ребенок из школы, покушал, отдохнул, поиграл. Расспросите, как у него дела, как настроение, чем занимались на уроках. Поинтересуйтесь, не устал ли ребенок, но сделайте это осторожно. Если ребенок почувствует чрезмерную озабоченность родителей его усталостью, он может впоследствии злоупотреблять этой заботой – с порога заявлять: «Я устал» и делать все, что захочет – подолгу играть, гулять, валяться на диване. Поэтому от родителей в данном вопросе требуется чуткость и внимательность: – Давай сделаем так: ты немножко отдохнешь – и мы начнем делать уроки! Н следует стремиться делать все за ребенка – пусть привыкает к самостоятельности. Но и бросать его один на один с тетрадкой тоже не стоит.
Маленький хозяин большого дома Вш малыш после школы остается дома один и это не может не вызывать беспокойства – «как он там? Не случилось бы чего!».
Оасности «технические» В считаете, что ваш ребенок умеет обращаться с бытовой техникой? Но лучше все-таки не рисковать и, оставляя его одного, отключить электроплиту, перекрыть газ, убрать спички, утюг, тостер, ножи и даже ножницы. И, разумеется, закрыть все окна.
Оасности «психологические» Хрошо, когда в жизни все тихо и спокойно, без происшествий, но от несчастных случаев никто не застрахован. Оин из главных моментов – полный запрет на впускание в квартиру посторонних. Правило должно распространяться на всех без исключения!
Оасности непредвиденные Сучиться может все, что угодно – отключат электричество или воду, например. У ребенка должен быть фонарик (если дело происходит вечером, а он один). На кухне и в ванной поставьте запас воды. И обязательно научите ребенка – куда, по какому номеру звонить в случае той или иной опасности. Объясните так же, как вести себя при пожаре, как до прихода мамы самому себе оказать помощь, используя зеленку, бинт, пластырь.
Почтите вместе с ребенком Никогда не открывай дверь, не посмотрев в глазок. Если человек за дверью тебе незнаком или глазок закрыт снаружи, звони соседям (ты должен знать их телефоны) или в милицию – 02. Если вдруг перестал работать телефон, а дверь пытаются открыть, громко стучи в стену, в пол, по батареям отопления (о таких сигналах заранее договоритесь с соседями). Зови на помощь, открыв окно или выйдя на балкон. Если подойдя к двери, заметишь, что дверь приоткрыта или взломан замок, не входи в квартиру. Быстро и незаметно уйди к соседям и от них позвони в милицию.
О. Дементьева, специалист ГО и ЧС.
ТСТ Дтей воспитывают родители Рдители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребенка. Насколько успешно они справляются с такой сложной и ответственной задачей? Ответьте на предлагаемые вопросы, выбрав один из вариантов: а) могу и всегда так поступаю; (3 очка); б) могу, но не всегда так поступаю; (2 очка); в) не могу; (1 очко). Иак, можете ли вы: 1.В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? 2.Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? 3.Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? 4.Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? 5.Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя? 6.Поставить себя на место ребенка? 7.Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)? 8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? 9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? 10.Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? 11.Выделить ребенку один день, когда он может делать, что пожелает, и ни во что не вмешиваться? 12.Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? 13.Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?
Пдсчитайте очки: О 30 до 39 очков. Ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты. О 18 до 30 очков. Забота о ребенке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка. Мнее 18 очков. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов.
Страницу подготовила Наталья Корчагина.
|
назад |