последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 29 октября 2004 г. № 82 Издается с 10 октября 1991 г. |
ВЫБОРЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Помежуточные итоги предвыборных кампаний кандидатов Ооворимся сразу – «Глагол», как это и предписывает закон, не призывает вас: 1. Голосовать. 2. Голосовать за кого-либо конкретно. 3. Не голосовать. Кждый житель округа имеет возможность поступить, как ему заблагорассудится, и в этом – извечная мудрость демократии. Вступая накануне выборов, мы понимаем, что идем по тонкому льду. Мы надеемся, у нас хватит разума удержаться от элементов агитации за кого-либо, а если нет, пусть настигнет нас пуля избиркома. Или какие там у них наказания? И пятеро. Каждый использовал предвыборный октябрь в меру сил и умений, как своих, так и штабистов. В целом мы наблюдали довольно спокойную картину словесных и полиграфических баталий – и это притом, что каждые следующие выборы в России проходят по все более жесткому сценарию. И все же без скандалов не обошлось, более того, на момент написания этого материала не все они еще закончились. Но об этом чуть ниже. Пка же мы предлагаем поговорить о том, что называется «политическими технологиями». Оценки от избирателей кандидаты получат через пару дней. А мы выставим им свои «пятерки» и «двойки» – за технологиче-ские моменты предвыборных кампаний.
Мхаил Жмаев – работающий, но не для тех Кк ни странно, но если сравнивать с 2000-м годом, обращает внимание уже само наличие предвыборной агитации. Если в прошлые выборы он говорил: «Миасцы люди умные, разберутся», то теперь кампания у Михаила Юрьевича налицо. И мы увидели не просто номинальный, но действующий штаб. Если сравнивать количество агитационных материалов, Жмаев уступает разве что Сиротину, и это притом, что ему не нужно было решать проблему узнаваемости. Михаил Жмаев один из двух кандидатов, замахнувшихся на предвыборную газету. Три телевизионных ролика, масса полиграфической продукции, встречи. Видимо, у Жмаева получилось извлечь урок из провала 2000-го года. Наличие кампании – и есть ее самый главный плюс. Пи всем этом, многие элементы предвыборной агитации нацелены на ту часть горожан, что и без того проголосовали бы за Жмаева. Другими словами, если перед штабом кандидата стояла задача привлечь новый, сомневающийся за кого голосовать электорат, то вряд ли эта задача выполнена. Неверная нацеленность агитации – основной минус кампании.
Вктор Корман – солидный, но старомодный Гнеральный директор градообразующего предприятия, расположенного к тому же в избирательном округе. Главный «Единоросс» Миасса. Депутат городского Совета. Уже все это заявка на серьезную конкуренцию, тем более, в нынешней политической реальности – где административный ресурс стоит иной предвыборной кампании. Наверное, не даром именно солидность стала лейтмотивом агитации. Максимальная конкретика – и в списке реальных дел, и в программе. Заявка на проведение «чистых выборов». Вместо теледебатов – прямые эфиры с избирателями. Именно солидность – основной плюс кампании. Кмпанию Виктора Христофоровича не назовешь малобюджетной. Хватало всего, кроме, разве что, профессионализма в работе штаба кандидата. По мнению многих, технологически штаб Кормана проиграл почти всем прочим штабам. Уже упомянутая выше солидность преподнесена в духе конца 80-х, когда программа – это список из десятка-другого пунктов, а на сладкое вспоминаются реальные (а могли бы быть «добрые», «конкретные» и любой другой синоним) дела. Старомодность – главный минус кампании Виктора Кормана.
Вчеслав Откин – другой, но недавний Ощественная работа – это востребовано в любом демократическом обществе. Правозащитная общественная работа – вдвойне. У В. Откина получилось не просто создать «Центр по борьбе с коррупцией», но и донести это до значительного числа избирателей. Нет ни одного публичного выступления «предвыборного» Откина – будь то публикация в газете или теледебаты, где бы не упоминался «Центр». Вячеслав Откин довольно последователен, и если даже не представил целостную программу, во всяком случае, свою точку зрения по многим вопросам высказал. Даже скандал со своей листовкой и последующим заявлением в прокуратуру Виктора Кормана (см. «Скандалы предвыборной гонки») Откин отыграл через «Центр по борьбе с коррупцией». Слава правозащитника – основной плюс кампании Вячеслава Ивановича. По иронии судьбы этот же самый «Центр» вызывает и отторжение части избирателей. Созданный незадолго до выборов, он не может не вызывать вопросов в плане долгосрочности проекта. Предвыборные однодневки раздражают и вполне могут поставить крест на политической карьере прожектера. Все эти сомнения и являются главным минусом кампании Откина.
Всилий Потапов — настырный, но безденежный Смый молодой кандидат проявил в этой кампании хорошие борцовские качества. Будучи на теледебатах, не стеснялся задавать конкурентам максимально неприятные вопросы – имея весьма скромное политическое прошлое, он мог не опасаться такого же в ответ. Сам собирал подписи, используя этот этап как прямую агитацию. Не пропустил ничего бесплатного, аккуратно являясь, чтобы заявить о себе. Словом, образцовый и очень настырный кандидат. Настырность – главный плюс его кампании. Между тем, Потапов проиграл всем кандидатам в количестве агитационных материалов. На середину кампании им было потрачено всего одна тысяча рублей. Вряд ли такая сумма решила даже проблему узнаваемости. Создавать бесплатные информационные поводы (как-то попытка инициирования отзыва Юрия Ярошенко) получалось, но изредка и не очень эффективно. Малый бюджет – основной минус кампании.
Оег Сиротин — стильный, но поздний Кмпания Сиротина мало напоминает выборы, а, вернее, довыборы (всего на один год, к тому же) в Законодательное собрание. Такой ресурс было бы не грех потратить на выборы главы города или даже депутата Государственной Думы. У Олега Сиротина получилось предоставить избирателям целый комплекс информационных услуг: большую, детально прописанную программу (распространенную общим тиражом в 150 тысяч), встречи с избирателями, полный набор полиграфической продукции – и все это завернуто в упаковку единого стиля. «Стильная» и оставляющая ощущение законченности агитация – основной плюс кампании Сиротина. Весте с тем нельзя не отметить, что начал Сиротин очень поздно. По существу, с октября месяца, в то время как многие другие кандидаты уже «мягко» стартовали, балансируя на грани нарушения закона о выборах. Из-за позднего старта команде кандидата пришлось параллельно решать сразу две задачи – известность и программа кандидата. Это сложно, но, как показала практика, – можно. И все же, поздний старт – главный минус кампании. |
назад |