последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

13 апреля 2001 г.
№ 36

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

МОЛИТВЫ В ХРАМАХ ВЕРХОТУРЬЯ

   Мне посчастливилось участвовать в паломнической поездке в город Верхотурье на севере Свердловской области. Ехали автобусом восемь часов. Березы за окнами сменялись соснами, а за Екатеринбургом начались еловые и пихтовые леса. Но вот лес расступился, как занавес, и открылся городок. Издали он кажется лубочной картинкой – патриархальный, одноэтажный, с маковками церквей. Городу Верхотурье уже минуло 400 лет.

   Врхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь, расположенный в центре, — ровесник города. Вернее, с него и начался город. Основал его загадочный «черный монах», сведения о котором скудны и противоречивы. То ли он бежал от властей на окраину России, то ли сам царь московский послал его построить крепость-монастырь для охраны рубежей. Был этот город не одно столетие административным и духовным центром Урала.

   Мнастырь окружен мощными крепостными стенами с бойницами и дозорными башнями. Возможно, не раз приходилось отражать нападения. Но самым разрушительным для него оказалось советское время. На территории монастыря раньше размещалась колония для несовершеннолетних преступников. Некоторые постройки, в том числе большой Свято-Николаев-ский храм, превратились в развалины, все пришло в запустение. Вряд ли осквернение святынь делало благородней помыслы содержавшихся здесь подростков.

   З короткое время обитель вновь обрела свое до-стоинство и красоту. Особенно впечатляет огромный Крестовоздвиженский собор, построенный к 300-летию дома Романовых. Сейчас его восстанавливают и одновременно проводят здесь праздничные службы, на которые под своды храма собирается, говорят, чуть ли не весь город.

   Мнастырский послушник впускает нас в собор. Вдоль стен – строительные леса. Росписей еще нет. Внутри храм кажется еще больше. Он просторен и светел. Кружево окон (их более ста!) наполняет собор воздухом и светом. Солнце играет бликами на недавно восстановленном алтаре.

   М проходим на хоры. Это просторный зал, где пел когда-то хор из 300 человек. Чтобы хоть немного представить, как это могло звучать, мы исполняем одно из церковных песнопений. Голоса, поднявшись под высокие своды, звучат поднебесно. Эта окрыленность звука трепетно отозвалась в наших восторженных сердцах.

   Оычно службы проходят в другой церкви, где хранятся мощи святого Симеона Верхотурского. Храм строг. Темные своды, черные одеяния монахов, богатый иконостас и роспись на стенах. Созвездия свечей теплятся во мраке. Суровость муж-ских голосов монастырского хора и клироса. В присутствии св. Симеона чувствуем робость, незначительность свою и несовершенство.

   Н ночь нашу группу паломников приютил Верхотурский Свято-Покровский женский монастырь. По сравнению с древним и величественным мужским монастырем он мал, ненамного больше обычного городского подворья. Церковь, двухэтажный жилой корпус и небольшие хозяйственные постройки. Нас определили на ночь в кельи первого этажа, по соседству с трапезной и кухней. На втором – монастырские насельницы (так называют населяющих обитель монахинь и послушниц). Нам туда хода нет, они избегают общения с миром. Все мы предупреждены, что обращаться с вопросами и разговорами мы можем только к послушнице, которой поручено опекать нас.

   Клокольный звон сзывает на службу, и вереница монахинь в черных одеяниях тянется по тропинке между сугробов к церкви. У них просветленные лица, глаза смиренно опущены. Монастыр-ский храм чист и уютен, как-то даже по-домашнему. Приходящие у входа разуваются и снимают пальто. Домотканые половички, выбеленные стены. Ничего лишнего. Хора не видно, но голоса – не то детские, не то старушечьи – так трогательно слабы и дрожащи, что к горлу подкатывает комок – милые вы наши, за нас крест несете.

   Црковь небольшая. На богослужении присутствуют и горожане, многие с детьми. Все чинно и спокойно, всем хватает места, никакой суеты, гомона или шепота. Женщины – слева, мужчины – справа. Монастырские насельницы молятся в особом приделе. Эта отстраненность побуждает расступиться прихожан, когда в конце службы они, одна за другой приложившись к кресту, идут к выходу. Глаза долу. На устах тихая улыбка: нам хорошо, мы с Богом.

   Уром мы едем в Меркушино, село, в котором жил св. Симеон Верхотурский, к святому источнику с целебной водой. Туман. Покрывала снегов. Белесое небо. Грани не видно. Земля ли возносится, небо ли снисходит?

   Вт и беленькая церковка, такая маленькая. Чтоб достигнуть ее, преодолевали бесконечные снега. А она кажется такой обычной, простенькой. Когда же мы входим, неожиданная яркость красок завораживает. Греет и радует красный цвет алтарного обрамления. Золотится, поблескивает церковная утварь. Свежие, яркие краски икон. Все отражается в полированном темном камне пола. Иконы здесь из иконописной мастерской Екатеринбургского Николо-Тихвинского женского монастыря. В Меркушино находится его подворье. Послушницы выполняют свои обязанности в церкви. Они юны совсем. Приветливо рассказывают о храме, о св. Симеоне, о местных достопримечательностях. Батюшка тоже молод, службу проводит старательно.

   Псле молитвы, притихшие, спускаемся в пещерку под алтарем, где нам показывают святой источник и дают отведать целебной водицы. Еще немного побыв в этом неожиданном среди снежных полей и лесов островке тепла, мы с сожалением покидаем церковку, напоминающую палехскую шкатулку. Уезжая, долго смотрим в окна автобуса, как удаляется, растворяясь в снегах, силуэт колокольни.

   


Татьяна ГУРВИЧ, паломница.

   



назад

Яндекс.Метрика