последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

24 сентября 2004 г.
№ 73

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

"ОБЛАКА БЫЛИ ПОД НАМИ..."

   Кто хоть однажды не мечтал взглянуть на землю с высоты птичьего полета? Многие только и остаются мечтателями, а кто-то сигает вниз с парашютом, кто-то вскарабкивается на высочайшие горы. Работники «Кедра» предпочли последний вариант и отправились покорять самую высокую гору Европы – Эльбрус. И вот что из этого получилось.

   

   Акклиматизация

   Сбралась команда не просто рискованных искателей приключений, а действительно заядлых туристов. В нее вошел дельтопланерист Владимир Седельников с 16-летним сыном сноубордистом Василием, постоянный участник любых походов Константин Костин, а руководил «титулованный» серьезными категориями турист Владимир Зимин. 6 августа наконец-то они оказались у подножия непокорного Эльбруса. Домики, лотки с сувенирами, толпы народа самых разных национальностей. Да... сейчас человек пытается сделать цивилизованным весь мир, даже до гор добрался. Впрочем, там вверху подпирает облака белоснежная вершина, не тронутая никем. Итак, экипаж готов. Вверх! По канатной дороге ребята поднялись до 3000 метров и высадились на второй станции Старый Кругозор, решив до конечного пункта канатной тропы (станция «Мир» – 3800 метров) дойти своим ходом. Это того стоило! Взять хотя бы ледопад – высоченная отвесная стена. Ее высота и есть толща ледника. А как представишь, что горные трещины-ловушки такой же глубины... Жуть! Вместе с ними туристам попадались не менее живописные горные ручьи-водопады и даже куст цветов (и это на скалах-то!).

   — Там иностранцев иногда даже больше, чем русских. Поговорить не с кем порой, — рассказывает Константин. – Хотя люди и из Китая, Монголии, Японии, Германии, Чехословакии – все общаются на своем уровне. Пусть не всегда языком – больше жестами, но ведь понимают друг друга!

   Гавная задача любых прибывших альпинистов – приспособление к климату. Ведь сложность подъема и состоит в нехватке кислорода, которая начинает чувствоваться уже с четырех и даже трех тысяч метров. «А еще там сильно пахнет серой, ведь Эльбрус – это практически живой вулкан. Вроде хочешь кислорода вдохнуть, а получаешь серу», — вспоминают ребята. Именно для того, чтобы привыкнуть к местному воздуху, туристам пришлось несколько дней «притираться» с горой, то есть подниматься вверх, а на ночь спускаться в домик. На следующий день опять ввысь, только теперь уже чуть выше...

   

   «Непогода у нас, непогода...»

   10 августа. Эльбрус редко бывает в настроении. То град, то снег, то ветер... «Кедровцы» продолжали рваться ввысь. И к пятому дню акклиматизировались уже до 4500 метров. Воистину даже на такой высоте встретились чудеса – высокогорный туалет. Не забавно ли? Однако даже он в нужную минуту не спасет от холода, продувает, извините, со всех сторон. Самое страшное в снежных осадках, пожалуй, то, что они заметают горные трещины. Вот тогда может произойти настоящая беда... Владимир заметил человека в стороне от маршрута (а ведь сходить с общего пути опасно для жизни). Наступил вечер, поэтому разглядеть его было практически невозможно. Единственное, что было видно – движение на месте.

   — Я попытался до него добраться, но дорогу преградила глубокая трещина. Дождались спасателей и попробовали пройти с ними еще какое-то расстояние – то же самое, – с горечью вспоминает Владимир Седельников. – Это было на расстоянии километра от нас, но мы не смогли его преодолеть. На следующий день пошел снег, который не прекращался три дня. Дальнейшие поиски стали уже бесполезны...

   Кк объяснили позже спасатели, это было самое опасное место на горе, так называемый «трупосборник» с большим количеством трещин. Во многих местах Эльбруса висят таблички из нержавеющей стали в память погибшим. Трагичного много. Однако, если следовать законам природы, этого можно избежать. Элементарное правило – идти по тропе. Итак, три дня непре-кращающегося снега остановили «кедровцев» перед решающим подъемом. Ребята укрылись в железной будке эмчеэсовцев, что и спасло их от полного замерзания.

   — Сил практически не оставалось. Все три дня был такой ураганный ветер, что глаза вышибало, был туман, была молния. Я сам на голове разряд тока почувствовал, — рассказывает Константин. – Мы три дня ждали пока Эльбрус откроется, когда можно будет идти на него и дождались... пятницы 13-го!

   

   Восхождение

   Гворят, Эльбрус покорить нельзя, он может либо позволить, либо не позволить взойти на него. «Кедровцам» он позволил добраться до 5400 метров.

   «До вершины оставалось всего 260 метров, но это два с половиной часа работы, и не просто работы, а пахоты. Уже было пять вечера. У нас было два пути: подниматься вверх, но тогда пришлось бы заночевать на вершине, а это верная гибель – даже на 4250 метрах просыпаешься и начинаешь задыхаться, а выше... Либо возвращаться назад. Мы спустились в свой домик, и то только к полуночи».

   Вт так закончилось восхождение на высочайшую вершину Европы. Конечно, напоследок ребята оставили на ней логотип «Кедра». Пусть пока на 5400 метрах. Но уже сейчас они морально готовятся к подъему в следующем году. И надеются, что в этот раз Эльбрус позволит им покорить себя.

   

   


Н. ЗАМАТОХИНА.

   



назад

Яндекс.Метрика