последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 22 сентября 2004 г. № 72 Издается с 10 октября 1991 г. |
ШЕСТИДНЕВКА, ЕГЭ, РЕПЕТИТОРЫ, ШКОЛЬНАЯ ФОРМА... ... После «прямой линии» Валерий КАРПУНИН посетовал: дескать, ожидал большего количества звонков. Ну, а мы на следующий день порой выслушивали упреки, что люди не могли дозвониться. Истина, надо полагать, как всегда лежит посредине.Просто каждому собеседнику «главный педагог» Миасса уделял максимум внимания, старался вникнуть в проблему, а потом как можно более подробно разъяснить свою позицию и как официального лица, и как человека. Впрочем, судите сами.
Шесть дней и без отметок? — Валерий Иванович, ввели с 1 сентября шестидневную неделю для пятых—одиннадцатых классов. Но большинство старшеклас-сников в субботу планировали заниматься в школе вузов, с репетиторами, на подготовительных курсах. Что им теперь делать? — В начальных классах мы настаиваем на шестидневной неделе – ведь чем меньше неделя, тем больше нагрузка на ученика. А вообще, пяти или шестидневная неделя – это в компетенции образовательного учреждения. Мы дали им учебный план и сказали – выбирайте. Процедура очень проста: они узнают мнение учеников, мнение родителей, педколлектива и приходят к определенному выводу. Затем учебный план принимается на педсовете и специалистом управления образования. — А если поставить себя на место ученика одиннадцатого класса, родителя этого ученика и педагога, работающего в этой школе – вы с этих позиций за какую неделю в выпускном классе? — Смотря что хочет родитель видеть в своем ребенке. Если качественное образование (именно качественное!), а не набор уроков, которые он просидел и в результате получил аттестат – тогда, безусловно, шестидневная неделя, потому что это более целенаправленное изучение предметов. — Но на репетиторов времени не остается... — Понимаете, сейчас перед нами стоит задача репетиторство направить в легальное русло, то есть спросить у репетиторов: а где ваша лицензия? А что вы гарантируете? Чем вы лучше, чем хуже? В прошлом году было принято Положение о привлечении внебюджетных средств. Один из разделов – платные образовательные услуги, в которых мы отстояли такую позицию, что это не единая тарифная сетка и не сумма, которая прописана в бюджете. Мжно собрать детей и сказать: «Хотите изучать английский? Пожалуйста! Вот у нас преподаватель, которая прошла стажировку в Англии. Она гарантирует вам хорошее знание языка, но за такую зарплату она не может работать. Давайте мы будем ей платить. Согласны?» Согласны. Подписали договор. Все, мы учим. Но! Разница между платными услугами учреждения и репетиторством в том, что мы даем гарантию. Родители могут прийти и сказать: «Знаете, мы заплатили деньги, а ребенок не поступил. Давайте-ка компенсируем это или вы каким-то образом проплатите нам обучение».
— Валерий Иванович, как вы считаете, у ЕГЭ больше сторонников или противников? — Я считаю, ЕГЭ объективным показателем успешности ученика, учителя и школы, хотя для учителя это и дополнительная нагрузка — он должен работать достаточно много времени в качестве организатора, наблюдателя либо координатора. В связи с приходом нового министра трудно сказать, сколько противников и сколько сторонников у ЕГЭ. С одной стороны, СМИ раздувают, что это натаскивание, что это не наше, не свойственное нам, что российская система образования всегда придерживалась определенных традиций, а здесь просто тестирование, тупое и никому не нужное. На что бывший министр образования Владимир Михайлович Филиппов приводил пример. Он называл какой-то термин и просил академиков, которые ему возражали, объяснить значение. Естественно, никто ответить не мог. И тогда он говорил: «А вот это должен знать выпускник 11-го класса, хотя это проходят по биологии в шестом классе». Содержание образования должно меняться. И то, что наше классическое образование изучает много, это не значит, что это хорошо. — Сейчас в школах учителя говорят одиннадцатиклассникам: «Не выбирайте мой предмет! Вы не сдадите!» — Мы должны просто прийти к правовому государству, где исполняются законы об образовании. То есть, я решил сдавать – значит, буду сдавать, и никто меня не отговорит. Когда его уговаривают «не сдавай мой предмет» – это одно, а когда он будет знать, что это ему нужно для поступления – это совсем другое. Роль учителя в этом – только научи. В позапрошлом году ученик сказал: «Если бы не ЕГЭ, я бы пятерку по биологии сроду не получил. Она бы мне не поставила». Кк было раньше? В одиннадцатом классе двоек ставили очень мало, потому что «Я его учил, он пришел ко мне сдавать экзамен, как же так, обо мне же будут говорить, что я плохо научил». ЕГЭ все четко расставляет на свои места.
— Валерий Иванович, сейчас много говорят о переходе на обучение без отметок... — Это не переход в целом на образование без отметок. С прошлого года каждое образовательное учреждение могло принять решение о переходе на безотметочное изучение трех предметов – физкультуры, изобразительного искусства и музыки. Они считаются предметами развивающего цикла. То есть в аттестате будет стоять «зачтено» или «не зачтено». Мы решили рекомендовать образовательным учреждениям выбрать такую безотметочную систему... Школы многие не решаются, хотя и выразили готовность перейти на такую систему. Боятся рисковать. Ведь в одиннадцатом классе могут быть такие дети, которым нужна оценка по физкультуре – собираются поступать в соответствующий вуз. Поставить им оценки, а остальным «зачтено» — нельзя. Новая форма оценки или для всех, или ни для кого.
— Здравствуйте. У меня к вам вот такой вопрос. Мой ребенок на следующий год пойдет в школу, мы живем в старом городе, на Клубничной улице. Имеем право выбрать школу? — Формально имеете право выбора, но я бы вам рекомендовал с Клубничной улицы идти учиться в 28-ю школу. — Мы не хотим в 28-ю. — Понимаете, у нас есть разделение по микрорайонам и может получиться так, что в 28-й будет недобор, а в 1-й – перебор. Я вам должен сказать, что в начальном звене в 28-й школе гораздо лучше условия, нежели в 1-й. Меньше наполняемость классов, хорошая атмосфера, уютная школа. — А учителя как? — Учителя подготовлены в начальных классах не хуже, чем в 1-й. По результатам контрольных работ в третьих—четвертых классах в 1-й и 28-й школах – разницы никакой нет. После 9 класса сможете выбрать для перехода в десятый ту же самую 1-ю школу. Хотя выбор остается за вами, мы все же настаиваем на том, чтобы учебные заведения проводили набор по микрорайонам. — А формально мы имеем право на такой выбор? — Формально вы вправе выбрать то образовательное учреждение, которое считаете нужным, но учреждение может вам отказать в таком выборе по техническим причинам – например, из-за нехватки мест в классе. Потому что 25 человек можно посадить за парту, а 26 уже нельзя, парт просто-напросто не хватает. И учреждение право с точки зрения Закона об образовании.
Декларации? Конкретика! — Здоровьесберегающее образование – это декларация или конкретика? — Нет, не декларация. Речь идет о двигательной активности. Третий час физкультуры – это не декларация. Мы возобновляем динамические паузы в начальной школе. Очень важный момент в здоровьесбережении – организация горячего питания. В школах у нас с этим проблемы. Очевидно, придется выставлять на конкурс. Это очень сложная сфера. Выпечка – не самая полезная пища для молодого, растущего организма. Он находится с утра до обеда (то есть самый продуктивный, самый активный период) в школе, но адекватного питания не получает. Мы работаем сегодня в том направлении, чтобы классные руководители и родители поняли, что от их позиций в отношении питания зависит здоровье детей. Нпример, понятие дотационного питания. Есть дотация 5 рублей 60 копеек и 2 рубля 80 копеек. У нас в городе это воспринимают как бесплатное питание, хотя на самом деле оно – дотационное. Давайте сделаем его действительно дотационным. Обозначим, что будем кормить детей на 10 рублей в день. Всех! Но, скажем, Маша Иванова, которая имеет дотацию 2-80, получит эти деньги из бюджета, а родители доплатят 7-20. А другой ребенок, который имеет дотацию 5-60, заплатит за 10-рублевый обед 4 рубля 10 копеек. Мы готовы обеспечить школьников разнообразным, сбалансированным питанием. Но надо изменить отношение родителей к питанию, потому что гамбургер, чизбургер – это не самая подходящая еда для школьника. Я за то, чтобы в начальном звене питались все дети. Причем, питание должно быть нормальным. Н пока частный бизнес общественного питания не придет в школу в полном объеме, мы ничего не изменим. У нас по-прежнему идет старый подход к питанию – или каша, или буфетная продукция (то есть «Сникерсы», «Твиксы», мороженое). Сйчас «раскручиваем» один проект с организацией, которая была до этого непричастна к общественному питанию. И вот все новые идеи мы с ними обговариваем. Отрабатывая другую модель организации питания, вообще ушли от покупки оборудования. Можно сделать три точки, купить микроволновки и разогревать полуфабрикаты. Ассортимент может быть огромнейшим – от пельменей до сосисок и всего остального. Водной области мы знакомились с организацией питания, там вообще детишек кормят как в космическом корабле. Им предлагают несколько наборов типа кубиков, которые надо растворить в воде – получается практически естественный продукт, имеющий медицинский сертификат. Детям нравится.
— Валерий Иванович, о третьем уроке физкультуры можно узнать? Ну, плавание – это еще куда ни шло, а горные лыжи – спорт дорогостоящий... — В десятом—одиннадцатом классах в обязательном порядке мы рекомендовали всем образовательным учреждениям ввести третий час физкультуры за счет вариативной части, в городе предусмотрели ряд мер по его реализации. Каждая школа оснащена сейчас теннисными столами и можно проводить, скажем, курс обучения теннису – не так что «нате мячик, дети, поиграйте», а с точки зрения преподавания техники. Далее. Получили школьный автобус, который по губернаторской программе предназначен для перевозки детей в бассейн. Но опять-таки надо изменить отношение родителей к школе. Почему-то в сознании многих осталось, что в школе все бесплатно. Да, у нас бесплатное образование, но за абонемент в бассейн придется платить родителям. Причем, это не будет принудительно. Те, кто не хочет, будут проводить третий час физкультуры у себя в школе. Т же самое с проектом «горные лыжи». В прошлом году нас подвела погода. Сейчас автобус есть – будем возить всех, кто пожелает. Активно работаем с правительством Челябинской области, с губернатором, заместителем губернатора А. Косиловым по привлечению дополнительных средств к этому проекту. Вообще-то движение пошло: спортинвентарь хоть и в недостаточных количествах, но поступает в школы. — Сколько родителям надо будет платить за горные лыжи? — Возможно придется гасить расходы на ГСМ – за поездку 10—20 рублей. Рассчитываем на то, что это минимальная сумма, потому что прокат инвентаря и работа подъемника будут бесплатными. Еть и кадровая проблема. У нас много энтузиастов спорта, но учителя физкультуры, к сожалению, стареют, а приход молодых почему-то затянулся во времени. — Много молодых учителей физкультуры в городе? — Могу сказать одно. Знаете, сколько человек в этом году пришли в систему образования? 14 молодых специалистов, двое из них — с высшим образованием, ни одного парня. Соответственно – ни одного учителя физкультуры. Прошлый год – тоже такая история. На конференции активно обсуждался вопрос, каким образом будет выстраиваться система оплаты труда – с тем, чтобы молодой человек пришел и у него были какие-то гарантии. Пока правительство, на мой взгляд, действует не совсем верно. Оно вводит финансовые именные облигации — такое волевое решение: «Мы заплатим за тебя, за учебу в этом вузе, но ты нам гарантируешь, что в течение пяти лет проработаешь в муниципальном или государственном предприятии. Если нет, то отдай обратно деньги». Получается своего рода кнут. Конечно, он купился, он пошел учиться, а потом пришел в школу. Кто его обязал работать за 1800 рублей?
— Что за базовая школа в южной части города по физподготовке будет организована? — В плане работы на этот год решили сделать так: у каждой школы будет свое лицо. Скажем, гимназия № 19 специализируется на художественно-эстетическом воспитании, № 6 – на физико-математическом... Но есть школы, которые должны специализироваться и на оборонно-спортивном профиле, на спортивно-оздоровительной работе. Поэтому считали и считаем, а в этом году и реализуем, чтобы в каждой части города была базовая школа по какому-то направлению. Коль решили, что здоровье нации, здоровье наших детей – прежде всего, то, естественно, настаиваем, что в южной части города базовой будет средняя школа № 1. Базовой с точки зрения как проводимых мероприятий, так и разработки методик физического воспитания. Встарой части города мы в этом году вложили еще 300 тысяч в спортзал для того, чтобы он работал. 28-я школа, не имеющая своего спортзала, может приходить туда, сотрудничать, проводить спартакиады. Надеемся, что предприниматели южной части города, которые организовали несколько раз футбольный турнир, нас снова поддержат, чтобы стадион действовал. Мжно взять какую-то одну школу и в центральной части. Например, 11-я хорошо работает по туристическому многоборью. Почему бы не сделать ее базовой совместно с ГОиЧС? Ией и проектов очень много, но, к сожалению, не все можем реализовать. В центральной части хотели бы еще сделать на базе центра детско-юношеского туризма и краеведения (ЦДЮТиК) и 11-й школы тренировочную базу для спасателей. Есть же юные друзья пожарных, должны быть и подобные друзья спасателей.
Семестр или четверть? — Почему сейчас во всех школах каникулы в разное время? Вот у меня дети учатся в разных школах, никак не могу подгадать, чтобы в каникулы отправить их вместе отдыхать. — Речь идет не обо всех школах, а о 24-й, 26-й и 16-й – там они выбрали семестровый режим работы. Согласно закону об образовании школе дано право самостоятельно выбирать режим работы, в том числе и семестровый. Главное – общее количество часов должно соблюдаться. Мы рекомендовали ряду школ, которые в прошлом году работали в семестровом режиме, перейти на четвертной. Это удобно с точки зрения организации самой системы каникул, но многие работают по-своему. — Чем удобен семестровый режим? — Его сторонники приводят такой аргумент: в день изучаются не шесть предметов, а три. И система построения уроков другая – 30 минут плюс 30, хотя в этом году мы жестко отстаиваем позицию нового учебного плана: урок — 45 минут. Не 30, не 40, а 45! Психологи делали расчеты по восприятию как раз исходя из этого времени. По всем нормативам, по существующей на сегодняшний день правовой базе учителю платят за один астрономический час — 60 минут. Из них 45 уходят непосредственно на преподавание учебного материала, 15 минут – динамическая пауза, то есть перемена, когда учитель следит за детьми, отвечает на их вопросы, если кто что не понял... Вот это — основа оплаты труда. С другой стороны, подсчитано, что продуктивное восприятие материала начинается с восьмой минуты. До этого ребенок что называется «раскачивается», адаптируется. Активность его растет постепенно, на 15-й минуте достигает максимума и к 23-й минуте она уже такая, как была до восьмой минуты. Дальше активность стабильная. Хотя каждый урок, в принципе, может быть различным, и это будет не просто репродуктивный урок. Мы сейчас уходим от системы репродукции. Беда школы, что мы учили по принципу «я рассказал – ты повторил». Хорошо повторил – «пятерка» тебе, плохо повторил – «двойка». То есть что проверяли? Только умение воспроизвести. Но есть же люди, которые не могут воспроизводить – память плохая, еще что-то. Поэтому сейчас настаиваем на том, чтобы системы обучения позволяли не стандартный ответ получать, а какой-то нетрадиционный.
— Валерий Иванович? У меня такой вопрос. Вот ребенок, а у нее ни отца, ни матери нет. Она имеет право на какие-нибудь льготы? — Во-первых, на получение дотационного питания. — Тут справок столько требуют, что не захочешь... — Вам достаточно принести справку, что вы опекун, а ребенок является опекаемым. Такую справку предоставляет либо орган опеки, либо управление социальной защиты. — Еще такой вопрос... Сейчас кружки платные, да? — Если он в системе образования города – детско-юношеский центр или спортивная школа, то в этих учреждениях кружки бесплатные. Если у вас просят деньги, то они (на добровольной основе!) идут на инвентарь и развитие учреждения. Но еще раз повторяю: требовать с вас деньги не имеют права.
— Валерий Иванович, вам звонит родительница из 19-й школы. Два вопроса. Первый такой. Девятый «Б» класс, физико-математический. Осталось 30 человек после восьмого класса и добавили еще троих детей. Есть какая-то медицинская норма – может, разделить на два класса? Сложно учиться. — Нам диктуют сейчас условия финансовые органы. Имею в виду не только наши, но и Министерство образования Российской Федерации, Министерство финансов РФ: в классах должно быть не менее 25-ти человек, верхняя граница не регламентируется. Вот если бы у вас было 50 детей в классе, мы бы с удовольствием сделали два класса по 25. Ксожалению, такие условия. Я понимаю, что 33 человека – это очень много.
Технички, охрана... — Почему в школах собирают деньги на техничек, которые пол в классе моют? Разве эти технички не получают зарплату? Безобразие какое-то... — Первый раз слышу об этом. Может быть, они чаще моют. Может, площади какие-то дополнительные или работают каждую перемену – то есть делают то, что не входит в их непосредственные обязанности.
— Добрый день. Хочу у вас спросить, до каких пор будут поборы на ремонт школы? — Давайте разделим, что такое поборы и что такое привлечение внебюджетных средств. Вы же понимаете, что без помощи родителей с ремонтом школы мы не справимся. Если будет решение родительского комитета, что это не нужно делать, мы с этим согласимся и будут дети учиться в таких условиях, которые есть. Что я имею в виду, говоря о поборах? Это то, что привлечено вне закона. Согласен, что деньги родителей нужно привлекать в разумных пределах и абсолютно добровольно. — Хорошо, спасибо.
— Имеет ли право охранник не пускать в школу бывших выпускников, которые пришли в гости к своим учителям? — Имеет право. — А как теперь быть? — Очень просто. Вы же знаете телефон своего учителя? Позвонили: «Я приду». Либо попросить детей передать, что пришли, и она спустится. Если посчитает нужным, пригласит.
— Валерий Иванович, что делается для обеспечения безопасности наших детей в школе? После событий в Беслане мы не можем об этом не думать. — Принято решение на антитеррористической комиссии об установке «тревожной кнопки» в образовательном учреждении. Но сами понимаете, антитеррористические мероприятия – это целый комплекс мер, который должны взять на себя правительство, президент. А то, что мы сейчас делаем, это точечные меры, которые могут обезопасить наших детей в течение какого-то времени. Что такое тревожная кнопка? Наверное, меньше будет хулиганов, ЧП, безопасность будет соблюдена, но это не борьба с терроризмом, по большому счету. Бюджет города несет затраты по установке тревожных кнопок в ста образовательных учреждениях. Но затраты на их обслуживание лягут на плечи родителей. Не нужно пугаться этого, потому что затраты не настолько велики. Для большой школы это 1500 рублей в месяц, если тысяча детей – по полтора рубля. Какое будет охранное предприятие – не знаю, может быть, частное. Проведем конкурс.
— Валерий Иванович, здравствуйте. Моя фамилия Дворникова, 19-я школа. Сажите, пожалуйста, может ли быть такое, что в 10-м классе учитель физики и математики в отпуске? — Надо узнать, в чем причина. Может быть, отпуск по болезни. Вообще, должна быть замена. Вы вправе спросить. Вам оказывают услугу, дают образование вашим детям. Неделю можно допустить, что не ведется предмет. Тем не менее нужное количество часов должны выдать обязательно. Вы можете задать директору вопрос: когда нужное количество часов будет выдано моему ребенку? — И последний вопрос. В профильном классе сколько может быть учеников? — Не менее 25 человек. — А максимум? — Максимум не ограничен. Зависит от технических возможностей класса. Хотя санитарная норма ограничивает – 20—25 человек. А финансирование происходит из расчета 25 человек в классе. Но допускается и 30, и 32 человека.
— Валерий Иванович, вопрос о введении школьной формы не поднимается? — Поднимается. Но в старшем звене это сделать очень сложно по той причине, что приоритеты другие. По одежде ученицы 10—11 класса можно говорить о благосостоянии семьи. Хотя форма намного упростила бы жизнь родителей. Рекомендуем школам этим вопросом заняться и ввести форму хотя бы в начальном звене. Мы готовы сейчас поручиться и выполнить муниципальный заказ на родительские деньги.
— Хочу спросить про учебники. Раньше они были одинаковые по всему Союзу, а теперь в поисках учебника определенного автора приходится весь город обойти... — В этом году заняли жесткую позицию в отношении учреждений в плане этих учебно-методических комплексов. То есть если в школе пять седьмых классов, то все должны учить математику по учебнику одного автора. Много учебников у нас было пилотных, без грифов «Одобрено», «Допущено». Но сейчас допускаем к использованию только с этими двумя грифами. Причем, действуют они пять лет. — Старшеклассникам приходится носить по семь–восемь учебников, да еще на некоторые предметы – по два (литература, английский). Что-то делается, чтобы облегчить их вес? — Трудно сказать. Нами не делается, потому что мы массу учебника уменьшить не можем. А вообще санитарно-гигиенические требования к учебникам жесткие, в том числе по массе, цвету, шрифту, бумаге и так далее. Другое дело, что если грамотно составлено расписание, то перегрузок у них в этом отношении можно избежать. Это зависит еще от мобильности работы учителя. Скажем, часть учебников можно брать на урок в библиотеке. Или сидят два человека за партой и каждый несет половину учебников, пользуются ими вместе. Всегда можно найти выход.
— Валерий Иванович, имеют ли родители право (у меня во втором классе ребенок учится) приглашать учителей не из их школы на дополнительные занятия? И должны ли они платить за аренду? Если должны, то как узнать, какие расценки? — Объясните, пожалуйста, какие дополнительные занятия. — Хор и танцы. — У вас должны были спросить – хотят ли ваши дети этим заниматься... — Мы-то как раз хотим, но нам не разрешают. — Не разрешают, что из другого учреждения приходят и проводят хор и танцы, да? Ну, во-первых, чтобы это вести, люди должны иметь на то соответствующее образование и квалификацию. Если это есть, то дальше идет процедура привлечения внебюджетных средств: вам обозначают сумму. Если соглашаетесь, то оформляете договор и вносите деньги в кассу учреждения. После этого им идет оплата. То есть здесь прозрачность финансирования услуги не зависит от вашего желания и решения родительского комитета. О какой школе идет речь? — Не могу сказать, потому что я... мы уже сталкивались с этим делом... — И в результате... — Да, проблемы потом. Вот вы мне скажите: мы же не имеем права напрямую платить, то есть должны через школу проводить... — Если это проводится в стенах школы, то только через школу, потому что администрация несет полную ответственность за безопасность детей и за качество услуг, которые предлагаются школой. — И второй вопрос. Мы английский хотели, но нам говорят, что должны обязательно разделить класс на немецкую и английскую подгруппы... — Буквально вчера мы разбирали уже такой же случай на приеме по личным вопросам. У нас проблема кадровая – нехватка учителей английского языка, а у родителей огромное желание, чтобы дети изучали именно его. Пока с этой проблемой справиться не в силах. Второе – есть определенные финансовые рычаги, экономические, когда происходит разделение на классы. Если в классе 25 человек, то его делят на две подгруппы. Если меньше, то такое деление уже невозможно. Нужно смотреть кадровое обеспечение в школе. Ведь можно учителя английского языка загрузить полностью на две ставки, но тогда учитель немецкого останется без работы. — Это еще понятно, когда идет обязательный предмет после пятого класса. У нас же второй класс, сейчас мы хотим как бы пригласить преподавателя. Имеем ли право просить, чтобы полностью класс весь был «английским»? — Да, конечно. — Значит, сейчас нас не имеют права заставить? — Нужно исходить из условий этой школы. Если условия таковы, что будет деление на классы, то школа в этом отношении права. Мы гарантировали данное государством право на изучение иностранного языка. К сожалению, не можем гарантировать, что три человека, скажем, будут изучать французский, четыре – немецкий, а двадцать – английский. — Надо, наверное, уже переориентировать учителей — они же все «заканчивают два языка», по сути дела. Но раз сейчас невостребованы... — Спасибо за подсказку. Я вам могу сказать, что 85 процентов учителей иностранного языка – выпускники педучилищ. Практика показывает, что это не совсем квалифицированные педагоги, которые могут лишь нам на время помочь решить проблему. При конкурсе 8—10 человек на место в педуниверситетах на факультет иностранного языка ни один потом не возвращается в школу. Поэтому в первую очередь – кадровая проблема. Вынуждены предлагать один из оптимальных вариантов – немецкий или английский. В пятом классе ребенок, изучавший немецкий язык, может пойти и на постоянной основе изучать английский. Вы можете обратиться в администрацию, вам дадут необходимые разъяснения, в том числе – причину деления вот на такие подгруппы.
— Здравствуйте, Валерий Иванович, у меня сын – ученик восьмого класса. У нас на автозаводе нет ни одного технического кружка. Почему сложилось такое положение? В машгородке работают... — Это сложилось исторически. Здесь Дом пионеров бывший, сейчас его называют ДЮЦ «Надежда», он настроен несколько на другой профиль — спортивное направление развивается. К сожалению, техниче-ского нет. Еще и проблема места. Школы переполнены и невозможно найти постоянно действующий кабинет либо мастерскую, где это можно было осуществлять. — В любой школе (а я сама – работник школы, не буду говорить – какой) можно изыскать средства, чтобы пригласить специалиста. — Специалистов много, но важен и их образовательный ценз. К нам очень многие обращаются и говорят: «Давайте я буду заниматься камнерезанием...» Ну хорошо, говорим, а по образованию вы кто? С детьми работали? — Нет, не работал. Мы вряд ли допустим такого человека... Скажите, какого технического направления вы хотели бы, чтобы был кружок? — Завтра уже первое занятие в машгородке в кружке ракетного моделирования. — Ну, это уникальный кружок, его ведут специалисты Государственного ракетного центра. Там очень сложная технология и перевести его в центральную часть невозможно. Педположим, откроем ракетомодельный. Одно дело, если найдем учителя труда, который будет из дерева вытачивать эти модели. А другое дело – когда специалист будет делать действующие модели с учетом аэродинамики, понимаете? Это разные вещи. Давайте вместе решать, какой кружок вы хотите, кто все-таки будет его вести и насколько реальны наши возможности. Пнимаете, дополнительное образование сложно еще тем, что не хотелось бы, чтобы год вышивали крестиком, на следующий год эти же дети занимались макраме, а еще через год — танцевали. Требования времени – чтобы они пришли, скажем, в ракетомодельный и через пять лет, когда выходят из 11-го класса, получили документ о дополнительном образовании, что прослушали курс и у них определенная техническая квалификация. Вот тогда это технический кружок такой, какой он должен быть. Согласны со мной? М сейчас как раз проводим комплектование детско-юношеского центра. Но опять-таки призываем родителей. Обращайтесь! Мы обязательно учтем ваши пожелания и откроем то, что нужно. Вы, родители, такие же участники образовательного процесса, как и директор, как педагог, как ученик.
Н. КОРЧАГИНА.
Фто В. СУРОДИНА.
ПОСЛЕ «ПРЯМОЙ ЛИНИИ» — Я ожидал большего количества звонков, несколько иной ракурс. Кажется, мы недостаточно информируем горожан о проблемах образования. Поэтому урок сегодняшнего разговора в том, что больше внимания надо уделять средствам массовой информации, какие-то совместные проекты делать. Должна быть и обратная связь. Иеще. Мы однозначно считаем, что у нас три равноправных участника процесса образования – родители, учащиеся и педагоги. Кто из них главнее, никто не возьмется сказать, все абсолютно одинаково важны. Их права узаконены, у них, как говорится, одинаковый процент акций. Но, к сожалению, знаем больше мнения детей и педагогов, нежели родителей. Поэтому хотелось бы их активизировать. Без этой тройственной связи нам будет очень тяжело выживать в нашем непростом мире. Я готов гораздо чаще участвовать в таких «прямых линиях». Думаю, расширим диапазон наших действий в этом плане. Во-первых, несколько приостановилась работа на городском сайте, хотели бы свою часть сайта – «МГУ «Образование» сделать постоянно действующей, расширить, конкретизировать. Второе направление: не только я, но и многие наши специалисты могли бы приходить на такие линии, участвовать, отвечать на широкий круг вопросов.
|
назад |