последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 14 мая 2004 г. № 37 Издается с 10 октября 1991 г. |
«УРАЛ»: МАШИНЫ И ЛЮДИ Продолжаем конкурс в честь 60-летия выпуска первого уральского автомобиля Конкурс, который мы вместе с пресс-службой автозавода и торговым домом «АвтоУрал» начали 16 апреля, не оставил равнодушными многих читателей. Участниками его стали представители нескольких поколений: от десятилетнего Альберта Габдуллина и восьмиклассника Валерия Прокофьева до ветеранов. Один из них, Леонид Николаевич Потапов, после окончания школы ФЗО № 9 пришел слесарем-водителем на главный конвейер сразу после войны. «Вся наша группа, выпущенная в мае 1946 года, работала на сборке автомобилей, а некоторые из нас, в том числе и я, отгоняли эти автомашины в отдел сбыта. Многих людей, работавших в те годы на автозаводе, знаю и помню», — вспоминает Леонид Николаевич. Ответы на вопросы конкурса ветеран дополнил «Балладой об автозаводе». Литературоведы могли бы, конечно, придраться к качеству его стихов, но написаны они от души: «...Прошло уж много лет, Идут за годом год. Давайте вспомним тех, Кто поднимал завод!». Исловно поддерживая этот призыв, многие участники конкурса не ограничились сухими ответами на вопросы. Целый реферат, оформленный снимками, прислала Ирина Калистратовна Русина, многие другие наши авторы постарались рассказать какие-то подробности, почерпнутые из воспоминаний очевидцев, книг и архивов. Чо же касается самих вопросов, то на первый и третий совершенно правильно ответили абсолютно все: первый грузовик с конвейера автозавода вывел Дмитрий Колесов, а первым главным конструктором стал Александр Айзенберг. Второй вопрос, где мы просили перечислить изменения, которые война заставила внести в конструкцию «ЗиС-5», оказался не так прост. Некоторые читатели посчитали, что во время войны начался выпуск грузовиков, работающих на газогенераторном топливе, или попросту говоря – на деревянных чурках. Внесем ясность: первый такой грузовик «ЗиС-21» был собран в конце апреля 1946 года. Его грузоподъемность составляла две с половиной тонны, двигатель мощностью 45 лошадиных сил позволял развивать скорость до 48 километров в час. Н, а в конструкцию «ЗиС-5» были внесены изменения, направленные на удешевление и упрощение сборки: деревометаллическая кабина, деревянные подножки и брызговики, одна левая фара, тормоза только на задних колесах, платформа с одним откидным (задним) бортом, упрощенные гнутые крылья... На надежность машин это нисколько не повлияло, а без-отказность в эксплуатации, применение более мощного двигателя (76 л. с. вместо 69 л. с.) принесли «Захарам» заслуженную славу – их по праву считали одними из лучших грузовиков военного времени. Сешим успокоить участников конкурса, не совсем верно ответивших на второй вопрос. Как заверили нас в торговом доме «АвтоУрал» и пресс-службе автозавода, без призов не останется ни один участник, прошедший конкурс до конца. А сейчас – новые вехи из истории нашего градообразующего предприятия. 2. От «Захара» – к «Эмке» Вапреле 1946 года на завод пришло сообщение, что коллективу передается на вечное хранение Красное знамя ВЦСПС и Наркомсредмаша. Так был оценен вклад миасцев в Победу. А 26 октября на главном конвейере был собран десятитысячный грузовик. Н на заводе хорошо понимали, что необходима модернизация выпускаемых машин, создание принципиально новых грузовиков. И уже в 1949 году на автозаводской стройплощадке можно было увидеть в работе несколько самосвалов, получивших марку «ЗиС-51». Итересный факт. По собственной инициативе конструкторско-экспериментальный отдел начал проектирование легкового автомобиля высокой проходимости. Художник Владимир Самоквасов и макетчик Сергей Квасков даже изготовили макет в натуральную величину, но дальше дело не пошло – попросту не было сил и возможностей. Впредыдущей публикации мы упоминали о грузовике «УралЗис-353», которому так и не довелось получить путевку в жизнь. Но многие узлы, «обкатанные» на этой машине, нашли свое применение на «УралЗиС-355», производство которого началось в феврале 1956 года. Новый автомобиль оснащался усовершенствованным двигателем мощностью 85 л. с. с измененным кривошипношатунным механизмом, системой питания и системой смазки. Контрольный расход топлива уменьшился с 29 до 27 литров на 100 километров, а максимальная скорость возросла до 70 километров в час. Грузовик получил также новое рулевое управление типа «ГАЗ-51», 12-вольтовую систему электрооборудования, усиленный передний мост. Через год с небольшим, в июне 1957 года, был освоен выпуск новых двигателей «УралЗиС-353В» мощностью 95 л. с., которые были приспособлены для установки на «355»-ю машину. Праллельно шла напряженная работа над принципиально новым «УралЗиС-355М» – с новой цельнометаллической штампованной кабиной. Машина оснащалась более экономичным двигателем «УралЗиС-353А» с предпусковым подогревом, расход топлива сократился до 24 литров на 100 километров. В передней подвеске применялись гидравлические амортизаторы, база автомобиля увеличилась до 3825 мм, на 0,5 тонны возросла грузоподъемность. Удлиненная на 470 мм грузовая платформа позволила увеличить объем кузова, кабина была смещена вперед. Новое рулевое управление разработали специально для работы в сложных дорожных условиях, его механизм теперь располагался впереди передней оси. «Эмка», массовый выпуск которой начался с октября 1958 года, успешно эксплуатировалась в самых разных природных и климатических условиях, широко использовалась при освоении целины. А уже вскоре ЦК КПСС и Совмин приняли решение о специализации Уральского автозавода на производстве автомобилей высокой проходимости... |
назад |