последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

16 апреля 2004 г.
№ 30

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

«УРАЛ»: МАШИНЫ И ЛЮДИ

   Автоклуб «Глагола», Торговый дом «АвтоУрал» и пресс-служба автозавода начинают конкурс в честь 60-летия выпуска первого уральского автомобиля.

   8 июля нынешнего года войдет в историю автозавода «Урал», Миасса, всего российского автопрома – исполнится 60 лет с того дня, как с конвейера Уральского автозавода сошел первый автомобиль – легендарный «ЗИС-5В». В оставшееся до юбилея время мы напомним, как рождался, рос и мужал УралАЗ, какие модели сменяли друг друга на конвейере, какие люди создавали «захары», «эмки», «375-е».

   А соавторами этой «мини-летописи» станете вы, наши читатели. Ведь каждый материал будут завершать несколько вопросов. Показав знание истории, вы станете обладателем одного из призов, которые предоставит Торговый дом «АвтоУрал» – генеральный дилер завода. Итоги будут подведены накануне юбилея.

   1. РОДОСЛОВНАЯ – ОТ ДЕДУШКИ «ЗАХАРА»

   Итория автопрома на Урале началась через пять месяцев после начала Великой Отечественной, когда 30 ноября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве в Миассе моторного завода. На базе эвакуированных цехов столичного автозавода в беспрецедентно короткие сроки перед приехавшими сюда москвичами и коренными уральцами стояла задача наладить выпуск автомобильных двигателей и танковых коробок передач.

   «Мы даже и не знали, что есть такой город, — вспоминал через многие десятилетия Федор Ефремов, связавший свою жизнь с российским автопромом еще в 1938 году. – Первое впечатление о Миассе – частные дома, никаких больших предприятий. А на месте будущего завода – лес и лишь только одно здание...»

   Мжно много говорить о том, как из ничего рождался завод, не одна книга об этом написана. Но в итоге то, что совершили деды и прадеды нынешнего поколения, называется коротко и емко: подвиг.

   Уе 16 марта 1942 года в моторном цехе была выпущена первая деталь – поршневое кольцо для двигателя «ЗИС-5», 16 апреля была собрана первая коробка передач, а 30 апреля – первый мотор под маркой «МАЗИС». Двигатели и коробки передач из Миасса отправляли на московский и ульяновский автозаводы, коробки передач устанавливали на легкие танки и самоходки, выпускаемые Горьковским автозаводом.

   А потом по приказу № 64 Наркомата среднего машиностроения от 14 февраля 1943 года Миасский моторный завод был преобразован в Уральский автозавод имени Сталина («УралЗиС»). Провинциальный городок купцов, ремесленников и золотоискателей становится столицей автопрома на Урале. По весне из Ульяновска начало прибывать оборудование главного конвейера, но еще до того, как он был запущен, два десятка грузовиков собрали на «козлах». 27 мая 1944 года конвейер был готов к сдаче, а 8 июля с него сошел первый «ЗиС-5В».

   Эот грузовик – упрощенный вариант довоенного «ЗиС-5», созданного на московском автозаводе под руководством главного конструктора Е. Важинского. «ЗиС-5» считался первой полностью «советской» машиной.

   Вйна заставила внести в конструкцию автомобиля ряд изменений: одни детали стали изготавливать из более доступных материалов, от других пришлось вообще отказаться. Однако все эти вынужденные изменения нисколько не ухудшили эксплуатационные качества машины. «Захар», как его любовно окрестили фронтовики, был предельно прост в эксплуатации, отлично работал в условиях бездорожья. При расчетной грузоподъемности три тонны мог перевозить до пяти тонн, уверенно «работал» тягачом артиллерийских орудий массой до 2,5 тонны.

   П сравнению со своими московскими «братьями» уральские грузовики имели ряд преимуществ. Оснащенные двигателями повышенной мощности, они быстрее разгонялись, их максимальная скорость возросла с 62 до 70 километров в час при экономии горючего 10—16 процентов. На базе «захаров» делали топливозаправщики, ремонтные мастерские, фургоны и многое другое. В конце войны они отлично зарекомендовали себя и в войсках ПВО – в кузове монтировали сдвоенную зенитную установку из пулеметов ДШК калибром 12,7 мм.

   Вего за годы войны с главного конвейера сошло более пяти с половиной тысяч «ЗиС-5В».

   Н, а после Победы, с 1947 года, в конструкцию автомобиля стали возвращаться те узлы и детали, которые не устанавливались в военное время. Работа по совершенствованию грузовика непрерывно шла в конструкторско-экспериментальном отделе. В результате в 1950 году автомобиль получил индекс «М», что означало «модернизированный» (снимок вверху). Основным внешним отличием «УралЗиС-5М» от «Захара» были крылья новой обтекаемой формы. Подобные штампованные крылья были и на довоенных московских «ЗиСах», но миасская конструкция была более технологичной.

   Лгичным завершением целенаправленной работы заводских конструкторов стали прошедшие в 1950 году государственные испытания первой опытной модели новой машины, которая в 1952 году получила название «УралЗиС-353». Увы, «прописку» на конвейере этот грузовик не получил. Причина – большие сложности с освоением крупных штампованных деталей кабины. Но «353-й» заложил своего рода фундамент для освоения производства «УралЗиС-355».

   


Пресс-служба АЗ «Урал».



назад

Яндекс.Метрика