последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Среда, 7 апреля 2004 г. № 27 Издается с 10 октября 1991 г. |
НАВЫКИ – ЛУЧШАЯ ГАРАНТИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СВЕТЫ ПСИХОЛОГА Считается, что для обеспечения безопасности на дорогах достаточно знать и соблюдать установленные правила дорожного движения. Обычно в детском образовательном учреждении с воспитателями и учителями и дома с родителями дети заучивают стихи С. Михалкова «Светофор»: Если свет зажегся красный, Зачит, двигаться опасно. Сет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!». Пмните, учили? Потом играют на специально размеченных площадках, потом — переход улицы с настоящим светофором... Н до формирования специальных навыков безопасного поведения на дороге еще очень далеко. Ипрежде всего – из-за некоторых физиологических и психологических особенностей, свойственных детям. Глазомер пяти- шестилетних детей развит пока недостаточно: короткие расстояния (от одного до трех метров) ребенок оценивает более точно, чем более длинные (девять метров, например, а тем более — дорожное полотно с двусторонним движением). Для дошкольников характерно ограниченное поле зрения. У шестилетнего ребенка поле зрения настолько мало, что составляет менее чем десятую часть поля зрения взрослого человека. (Расширение поля зрения продолжается до 20—25 лет). У детей, имеющих отклонения от норм по зрению, «боковое зрение» и того меньше. А ведь именно «боковое зрение» играет важную роль в фиксации транспорта, приближающегося сбоку. Сорость реакции дошкольников и младших школьников на световой и звуковой сигнал значительно снижена. Дети этого возраста неспособны соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от них. Они неспособны быстро принимать решение, предугадать все возможные варианты поведения водителя. Дети не умеют определять реальность опасности и рассчитывать время, необходимое для безопасного перехода улицы. Они часто переоценивают свои возможности, считая себя более быстрыми и более ловкими, чем на самом деле. Исамое трудное для детей – определение скрытой опасности. Что делать родителям? Уитывая возрастные особенности детей, старшие должны, находясь с ребенком на улице, вслух комментировать все, что происходит на дороге, на проезжей части с транспортом и пешеходами. Например, объяснять ребенку, почему именно в данный момент перейти улицу нельзя. Если вы увидели нарушителей правил без-опасного движения, необходимо тут же указать на них, объяснив, почему их поведение неправильно и чем они рискуют. Оязательно надо научить ребенка навыку переключения внимания на улицу (проезжую часть), внимательности на подходе к дороге. Следует помнить, что выходить с ребенком на улицу нужно заблаго-временно, чтобы избежать спешки, нервозности. Только в этом случае у ребенка сформируется навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице. Пожалуйста, не концентрируйте внимания ребенка на ужасах несчастных случаев! Дети должны понимать опасность, связанную с движением транспорта, но не бояться улицы. Чувство страха парализует действия ребенка, делая его менее находчивым в момент опасности. Нобходимо развивать чувство ответственности за свое поведение, учить сохранять самообладание, оценивать обстановку, принимать решения. Это можно сделать только на собственном примере, больше показывать на практике, чем рассказывать абстрактно. Оень важно учить детей сдерживать свои импульсивные порывы, например, желание скорее перебежать улицу. Подобная ситуация бывает, когда ребенок увидел друзей или родителей на противоположной стороне улицы с движущимся транспортом или вынужден остановиться посредине проезжей части. Задача родителя – подготовить ребенка к правильному поведению, показать пример спокойствия и выдержки. Седует специально и систематично учить ребенка умению предвидеть опасность. Это умение должно быть доведено до автоматизма. Особенно сложным для ребенка является предвидение скрытой опасности. «Бойся машины стоящей!» 63 процента детей попадают под колеса именно в результате своего неожиданного появления на проезжей части из-за стоящей машины. Пмните, учили: «Трамвай надо обходить спереди, встречный трамвай будет хорошо виден». Это правильно. «Трамвай нельзя обходить сзади – он перекрывает вам вид на встречный трамвай». Это тоже правильно. А вот насчет автобуса, который надо обходить сзади, неправильно. Соящий автобус опасно обходить как спереди, так и сзади. Обходя его спереди, мы «подставляемся» под догоняющие его машины, которые пытаются его объехать и, конечно, не видят нашего маневра. При обходе сзади автобуса при двустороннем движении мы открыты «наезду» невидящего нас встречного транспорта. Кк же быть? Имейте терпение. Дождитесь, когда автобус «уйдет», а вы перестанете быть «невидимкой». Иейте терпение и в постоянном обучении детей безопасному поведению, формированию навыков. Систематически проводите занятия «на местности». Возьмите за руку, подведите к стоящей машине и покажите все скрытые опасности. И продемонстрируйте, как бы вы поступили. Покажите и такую опасность, как выезжающая машина из-за угла, забора, из-за кустов. Пмните, почти 2/3 от общего числа пострадавших на дорогах детей попадают под машину из-за отсутствия у них главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности. Вработать его могут только родители ребенка при постоянных в реальных условиях улицы практических тренировках, при каждом совместном выходе на улицу.
|
назад |