последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Среда,

24 марта 2004 г.
№ 23

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ЭТО ГРОЗНОЕ СЛОВО – «ЧАХОТКА»

Фото В. Суродина   СГОДНЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ

   На протяжении веков диагноз «туберкулез» (иначе – чахотка) звучал как смертный приговор. Так было и сто лет назад. В советский период этому грозному заболеванию, считавшемуся наследием капитализма, была объявлена жесточайшая война. В результате лет 20 назад туберкулез стал болезнью почти что экзотической и встречался преимущественно среди людей, ведущих асоциальный образ жизни – например, в местах лишения свободы. В Челябинской области показатели заболеваемости туберкулезом были в 2—3 раза ниже, чем по стране в целом. Сегодня, в начале ХХI века, когда каждый третий россиянин имеет доход ниже официального прожиточного минимума, применительно к туберкулезу – болезни нищеты – все чаще произносятся слова «угроза эпидемии». Об этом следует помнить всякому, кто не готов оказаться на больничной койке минимум на полгода и выложить на лечение большие деньги.

   Эо – не преувеличение, а объективная реальность. Как и от многих других бед, государство не защищает нас сегодня и от туберкулеза. В этом смогли убедиться недавно члены комиссии по социальным вопросам городского Совета депутатов, побывавшие на выездном заседании в противотуберкулезном диспансере. Вот некоторые цифры и факты, прозвучавшие на этой встрече, а уж выводы читатель сможет сделать сам:

   — за три последних года смертность от туберкулеза в нашем городе выросла в три раза (25 случаев в 2003 году, четверым диагноз поставили посмертно);

   — в 2003 году в результате проведенных профилактических осмотров было выявлено 106 вновь заболевших туберкулезом, в том числе двое детей (всего было осмотрено 105 тысяч человек);

   — на медикаменты для лечения больных туберкулезом выделяется 14,23 рубля вместо необходимых 69,73;

   — на питание, которое для больных туберкулезом является одним из основных лечебных факторов, выделяется 30 рублей (до недавнего времени – 15,55 руб.), в то время как нужно хотя бы 50 рублей;

   — специфическими противотуберкулезными препаратами больные в стационаре обеспечены на 20 процентов от потребности, диспансерные – на 50 процентов;

   — в стационаре противотуберкулезного диспансера не работает рентгеновский аппарат, нет бактерицидных ламп, собственной дезкамеры, горячей воды (уже три года);

   — вместо четырех врачей здесь работают только два.

   Нмаловажно и то, что 60—70 процентов пациентов диспансера составляют так называемые «асоциальные» элементы. Отсюда – целый ряд следствий. Во-первых, тубдиспансеру не приходится рассчитывать на какую-либо спонсорскую помощь, которая нет-нет да перепадает другим лечебным учреждениям. Во-вторых, не может быть и речи об оказании платных услуг. В-третьих, больные, при низкой эффективности лечения вследствие всего вышеперечисленного, теряют веру в выздоровление, доверие к медицине (не говоря уже о власти), а потому растет склонность, мягко говоря, к нарушениям больничного режима. Может, таких больных вовсе не надо лечить? Но (не вдаваясь в рассуждение о гуманности) — они являются источником распространения опасной инфекции, а некоторые из таких больных, особо озлобленные, способны даже злонамеренно нарушать правила поведения, чтобы зараза распространялась на окружающих.

   В2000 году в городе была принята межведомственная программа по борьбе с туберкулезом. По мнению специалистов, документ продуманный и неплохо составленный. Расходы на реализацию программы за пять лет должны были бы составить 8700 тысяч рублей (т. е. в год – по 1740 тысяч). Фактически же в прошлом году было выделено 105 тысяч рублей. Год от года сокращаются объемы средств, поступающих на эти цели из областных и федеральных источников. В январе и феврале текущего года тубдиспансер получил 20 процентов средств от предусмотренных в бюджете. При таких условиях даже самые квалифицированные и добросовестные врачи вряд ли могут обеспечить эффективное лечение, что мы и имеем: эффективность ниже среднеобластной, которая тоже оставляет желать лучшего.

   А ТЕПЕРЬ – КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА,

   депутата городского Совета, кандидата медицинских наук Сергея Устюжанина.

   — Сергей Георгиевич, что-то картина складывается очень уж мрачная. Не вымрем ли мы все от туберкулеза?

   — Думаю, что государство этого все-таки не допустит. Но проблема, действительно, очень серьезная и требует к себе каждодневного внимания.

   Сгодня мы обсуждали ситуацию в машгородке. Этот район как раз мог бы стать полигоном, где можно попробовать отработать систему борьбы с туберкулезом. Несмотря на то, что в ГБ № 4 нет своего флюорографа и, видимо, еще долго не будет, там в медсанчасти проводятся профосмотры 21 тысячи человек – это почти половина населения машгородка, да плюс дети. Совместными усилиями медиков проблему профилактических осмотров в машгородке можно решить. А в целом по городу выйти по этому показателю на 150 тысяч человек – очень сложно, но можно. Это та цифра, которая необходима, чтобы держать под контролем заболеваемость туберкулезом.

   — Но ведь заботиться об этом должны не только медики! Наверное, каждому из нас самому нужно беспокоиться о своем здоровье. Что следует знать и помнить о туберкулезе?

   — У нас, к сожалению, большинство привыкло к тому, что можно относиться к себе как угодно бездумно, а потом пойти к доктору – он вылечит. Все не так просто. Возбудители туберкулеза способны изменяться, сейчас появились такие виды, которые не поддаются традиционным медикаментозным методам лечения. Поэтому следует быть очень осторожными в плане контактов, строго соблюдать гигиенические требования и, конечно, регулярно проходить флюорографию.

   — А я, признаться, думала, что сейчас медицина относительно легко справляется с туберкулезом и даже не обязательно лечиться в стационарных условиях при соблюдении всех рекомендаций врача.

   — Это не так. При лечении туберкулеза некоторые процедуры невозможно провести амбулаторно, а только в условиях стационара. Многое зависит и от стадии развития заболевания. А ведь если человек два года не проходил рентгеновского обследования, туберкулез может быть выявлен уже на стадии разложения.

   


Подготовила О. ОВСЯННИКОВА.

   P.S. Благодарим зав. поликлиникой противотуберкулезного диспансера С. Лебедеву за предоставленную информацию.



назад

Яндекс.Метрика