последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

20 февраля 2004 г.
№ 15

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

О ВРЕМЕНИ, КОТОРОЕ ВЫПАЛО НА НАШУ ДОЛЮ...

   Окончание. Начало в № 13

   Д конца вывода оставалось 10 дней. В 10.00 15 февраля на мост «Дружба» последним должен шагнуть генерал-лейтенант Герой Советского Союза, командующий 40-й армией Б. В. Громов. Он пройдет, не оглядываясь назад, и скажет: за мной солдат нет.

   Пступила команда: оставить афганской стороне трубопровод, что идет от советско-афганской границы почти до Кабула, в рабочем состоянии. От Хайратона идут две линии труб – для дизельного и авиатоплива. От уреза воды на Амударье до Баграма – много маленьких постов-гарнизонов (насосных станций), 450 км труб – удвойте – 900 км. Труба поднимается на Саланг, идет на высоту 3800 м над уровнем моря – такого полевого магистрального трубопровода в мире нет.

   11 февраля, запись в еженедельнике: осталось 5 дней. Распоряжение генерала армии В. И. Варенникова – передать в посольство дизтоплива – 6 тонн, авиационного бензина – 6 тонн. Задание начальнику вещевой службы армии подполковнику В. С. Чертушкину – для парада 15 февраля выделить 201 МСП – 300 комплектов обмундирования, батальону спецназа – 450 комплектов. В этот день написал и отправил письма маме в с. Бутаки Челябинской области и жене в Читу.

   Вт и мы получили приказ, долго ждали. В 6 утра 13 февраля нашей колонне предстояло начать движения на Термез. К вечеру 10 февраля на территорию СССР вернулись 39.093 человека. Ежедневно через пограничные города Термез и Кушка проходят в среднем более трех тысяч человек и свыше 500 единиц техники. В перевозках личного состава участвуют самолеты и вертолеты транспортной и армейской авиации.

   Вточно назначенное время наша колонна начинает движение, в небе салют из осветительных ракет и трассирующих пуль.

   Кк говорили, в Афгане две радости – письмо и баня. Вчера была по-следняя на этой земле баня с парилкой, чистое наглаженное белье. Вот и последние километры.

   Уе ушли наши бойцы с перевала Саланг, передав посты афганцам, ушли из Герета, Шинданда. Свернуты маленькие гарнизоны последних застав и блоков, вытянулись колонны, увлекаемые общим потоком на север, домой.

   Нблюдатели из ООН, находящиеся на вышке возле Хайратоновского моста, скрупулезно фиксируют передвижение каждого подразделения. Наша колонна вышла на мост через Амударью. Когда пересекаешь пятый пролет и белую поперечную линию на мосту – это невозможно передать. Слезы застилают глаза, комок в горле и слов нет.

   Умоста на нашем берегу десятки советских и иностранных журналистов. Среди встречающих – отцы, матери, жены, родственники тех, кто преодолевает последний участок пути. Много счастливых встреч и много горя видели эти пролеты моста, переброшенного через темные воды Аму. Мост, названный «Дружба», соединяет не только два города: наш Термез и афганский Хайратон. Отсюда начинается путь – кому на дембель, кому в отпуск, кому к месту дальнейшей службы.

   Н следующий день у почтового отделения огромная очередь, отправляем телеграммы родным – мы на Родине, мы на своей земле, война для нас кончилась.

   15 февраля, как и планировалось, встречаем нашего командарма, генерал-лейтенанта Б. В. Громова. На середине моста он сходит с БТР, к нему подбегает его сын с огромным букетом цветов. Затем торжественные речи, награждения и парад.

   Афганская война отходит в историю. Но мы все время будем возвращаться к ней в мыслях. Вспоминая однополчан, вспоминал пору своего быстрого гражданского возмужания. Но особенно врезался в память вывод войск, пронизанный радостным ожиданием долгожданной встречи с Родиной.

   Друг, спиртовую дозу делю на троих –

   Солько нас уцелело в лихом разведвзводе.

   Тетий тост. Даже ветер на склонах затих...

   М уходим, уходим, уходим.

   Пощайте, горы, вам видней,

   Чо мы имели, что отдали.

   Ндежды наши и печали

   Кк уживутся средь людей?

   


П. КАДЕНЕЕВ, подполковник запаса, участник войны в Афганистане.

   



назад

Яндекс.Метрика