последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru | ||
Пятница, 20 февраля 2004 г. № 15 Издается с 10 октября 1991 г. |
ХРЕБЕТ: НА ПОЛКИЛОМЕТРА БЛИЖЕ К СОЛНЦУ До поселка Хребет из Миасса – минут 30—40 аккуратной езды на машине. Своим рождением он обязан строительству Южно-Уральской железной дороги и залежам гранита, найденным здесь геологами перед Великой Отечественной войной. Эо сегодня в компактном уютном поселке рабочего типа проживают 800—900 человек, есть три магазина, медпункт, где трудятся два фельдшера, работающая по полдня почта, клуб, большей частью, правда, закрытый, школа, детский садик и целых три рукотворных пруда с бобрами и нутриями. А начиналось все в 1890 году с затерянной где-то в горах Южного Урала, разделяющих две части света, маленькой станции – всего-то и было, кроме какого-никакого вокзальчика, два барака да водокачка. Первый поезд прошел через станцию Хребет в 1891 году. Уасток этот – едва ли не самый трудный на дороге: 492 метра над уровнем моря, рельсы делают четырехкилометровую петлю, ветви которой в самом узком месте проходят в 120 метрах друг от друга, причем одна выше другой на 20 метров. Эта петля тоже сыграла свою роль в истории поселка. Пред войной подумывали о том, чтобы спрямить этот участок дороги, но из-за обнаруженных залежей гранита все сложилось иначе. В конце войны было решено строить в Хребте щебеночный завод. Проблему рабочей силы решили просто: эшелонами присылали сюда штрафбатовцев на исправительные работы. Строили завод вручную, поначалу – в основном из дерева. И тут – вот она, петля! — возле Хребта потерпел крушение состав с металлом. С разрешения Минобороны груз был использован для нужд строящегося предприятия. Кмень в карьере первые годы тоже добывали при помощи дедовского кайла, среди каменотесов были даже женщины. Породу возили на лошадях. Позже, когда появился на предприятии первый экскаватор, еще маломощный, оказалось, что ручной труд более производителен! Не сразу техника сумела проявить свои возможности и опередить поднаторевших в своем тяжком труде горняков. Нрод в Хребте – преимущественно приезжий, среди первостроителей многие с Украины. Первое время публика была пестрой, беспокойной, чтобы не сказать «буйной». С годами, по мере того как в поселке появлялись нормальные бытовые условия, жизнь входила в колею, появились свои, поселковые династии. Сейчас в семьях первостроителей подрастает четвертое поколение. На щебзаводе трудятся 130 человек, в том числе 50 женщин, еще 200 – работники железной дороги, в школе учатся 115 ребят, около 25 посещают дет-ский садик. Быт и уклад жизни в поселке больше похож на городской, чем на деревенский. Он мало напоминает соседний Сыростан, хоть и относится официально к Сыростанскому сельсовету. Но, как в каждом небольшом населенном пункте, жители знают в лицо не только друг друга, но и каждую собачонку. Хорошо это или плохо? Как говорит внучка первостроителя Сергея Григорьевича Решетняка, она же директор поселковой школы Нелля Брындина, которую в Хребте очень уважают, каждому свое: кому любой город меньше Челябинска кажется захолустьем, а кому по душе размеренная жизнь в родном поселке. Продолжение на полосе «Глагол» по пятницам»: «ГРАДООБРАЗУЮЩИЙ»; СТАРОЖИЛЫ; НА ВЕТРАХ ПЕРЕМЕН; «ВСЕМИ ЛЮБИМАЯ БАБУШКА...».
Подготовили Н. Корчагина, О. Овсянникова, В. Суродин (фото).
|
назад |