последний номер | поиск | архив | топ 20 | редакция | www.МИАСС.ru
Глагол


Пятница,

6 февраля 2004 г.
№ 11

Издается с
10 октября 1991 г.
Глагол

ВПЕРЕДИ ПАРОВОЗА – В 2006-Й ГОД

Фото В. Суродина.   На днях в редакции «Глагола» побывал в гостях заместитель главы города по городскому хозяйству Григорий Савостицкий. Разговор продолжался около двух часов и постепенно вышел за рамки чисто делового. Предлагаем и нашим читателям познакомиться с Григорием Ивановичем не только как с лицом официальным, но и как с человеком.

   Г И. Савостицкий родился в Копейске в 1947 году, там же окончил техникум по специальности «Электрик-энергетик».

   ВМиассе с 1971 года, работал в тресте «Уралавтострой» электриком высоковольтных сетей в СУ-1, позже – механиком в СУ-4. Был комсоргом, физоргом.

   В1982 году перешел от строительства объектов к их эксплуатации – стал главным инженером ЖКУ КБМ, в 1988 году возглавил его. В 1993 году, в связи с передачей жилого фонда в муниципальную собственность, вместе с коллективом перешел на работу во вновь созданное ЖКХ «Северное».

   В2001 году получил предложение возглавить все коммунальное хозяйство города. 1 февраля исполнилось три года, как Г. Савостицкий выступает в этой нелегкой и, прямо скажем, неблагодарной роли.

   — Григорий Иванович, как вы относитесь к тому, что вас часто называют «главным коммунальщиком»?

   — А куда ж денешься? Меня по-разному называют, должностей много – зам. главы, директор службы заказчика, председатель разных комиссий – административной, вневедомственной...

   — В общем, портфелей и папок хватает?

   — Всего хватает, а главное – работы, скучать некогда. Раньше восьми-девяти часов вечера дома не появляюсь, работаю в субботу и воскресенье. Потому что если случается какая-то неприятность, так непременно в пятницу вечером или в выходные – это уже как закон.

   — А после того как передали обслуживание жилфонда частным предприятиям, не полегчало?

   — Ну, полегчать особо и не может. Кто бы ни обслуживал, а разбираться со всеми неприятностями приходится службе заказчика. Сегодня нельзя не влиять так или иначе на эту сферу. Есть узкие места и у частных предприятий, многие ведь только начинают. Нужно решать и финансовые вопросы, приучать правильно реагировать на обращения жильцов – не отмахиваться от них. Я всегда говорю: не люди для нас, а мы для людей. Иногда даже если сделать что-то не удается – так хоть принять надо людей, выслушать, объяснить суть проблемы. Уже по-другому человек будет все воспринимать и вести себя. Хотя, конечно, не всегда удается избежать конфликта, когда приходится отказывать в чем-то.

   — И как показали себя в работе частные коммунальные предприятия?

   — В целом, считаю, улучшения есть, хотя без проблем не обходится. А вот о ЖКХ «Рассвет» пока слышу только хорошее, обращений жильцов с претензиями не было. Напомню: мы ведь для начала заключили договоры с частными предприятиями на год, а там посмотрим, как они себя покажут. В договорах предусмотрены основания для их расторжения, в случае чего. Вообще, до 2006 года, в соответствии с программой реформирования ЖКХ, муниципальных предприятий остаться не должно. Все надо передать в частные руки или акционировать. Мы в этом плане впереди планеты всей. Практически весь жилой фонд обслуживают частные предприятия. Может, кое в чем бежим впереди паровоза, но сейчас, считаю, настал такой момент, что нужно срочно что-то делать – хуже не будет.

   — Григорий Иванович, откройте секрет, почему «частники» так охотно сейчас берутся за этот бизнес, хотя коммуналка традиционно считалась сферой убыточной?

   — Если проводить анализ, можно найти несколько причин. Первое: в нашем городе была проведена большая работа по приведению нормативов и тарифов в соответствие с реальными затратами. У нас в стране несколько программ реформирования ЖКХ принималось. По первой мы уже в 1998 году должны были платить за жилье 100 процентов (в 93-м ее принимали). Потом перенесли на 2003 год, теперь – на 2008-й. Сегодня стандарт по оплате услуг жильцами и бюджетной доле — 90 на 10. Мне бы тоже хотелось, чтобы люди зарабатывали больше, а платили за жилье меньше. Но нельзя сегодня уже жить в долг! Мы в свое время приняли город с 200-миллионными долгами по энергетике: 55 млн. составляла задолженность Челябэнерго, 80 млн. – Уральскому автозаводу за тепло, 64 млн. – ММЗ. По по-следнему до сих пор еще не можем рассчитаться, но надеюсь, что вот-вот вопрос решится. Что касается тарифов для населения, то к 2001 году они должны были составлять 50—55 процентов стоимости услуги, реально же было – 38 процентов. Людей не обижали, но коммунальная сфера нормально функционировать при таких условиях не могла. Часть коммунальных предприятий мы вынуждены ликвидировать из-за огромных долгов по налогам.

   Псле того, как мы привели тарифы в соответствие с затратами и долю жильцов в оплате стоимости услуг установили на уровне 90 процентов, люди поняли, что в коммунальной сфере можно делать бизнес. Приходится, конечно, и с жильцами работать по сбору квартплаты. Сегодня более 800 дел по неплательщикам рассмотрено в судах. За 2003 год через РКЦ собрано 96 процентов от начисленных сумм. Ведется учет, и мы пытаемся распределять собранные деньги пропорционально тому, как на территории предприятия жильцы рассчитываются за услуги. Говорим: как вы обслуживаете, так люди и платят. Так что этот бизнес, думаю, будет развиваться. Сегодня удается за счет конкуренции среди частных ЖКХ несколько снизить стоимость обслуживания квадратного метра жилья: у нас без НДС получилось 3.90, а в Златоусте – 6 рублей. Если квартира 50 квадратных метров – вот и 100 рублей экономии. Кстати, и по транспорту сдвиги есть – раньше давали на бензин для автобусов 400 тысяч рублей в месяц, а сейчас – только 200 тысяч.

   — Наверное, за счет средств жильцов все-таки нереально привести в порядок коммунальное хозяйство. Не по зубам это и местным бюджетам. Государство признало, наконец, что эта сфера страшно запущена.

   — Государство проснулось. В прошлом году впервые за долгие годы была разработана программа по модернизации ЖКХ, выделялись средства для проведения капитальных работ – ремонта теплотрасс, котельных. На всю область было выделено 87 миллионов, наш город получил 21,5 миллиона. На эти деньги проведен ремонт теплотрассы по 8 Июля. Еще 10 процентов вложил город. Еще 18,5 миллионов получили по областной программе. Итого 40 миллионов.

   — А надо?

   — А надо каждый год по 40. Это еще не считая, что мы вложили часть своих денег и 1,8 миллиона из области на подготовку к зиме. Да еще три года нам выделяет деньги «Сибал» – всего уже около 70 миллионов. В общем, три года вкладываем очень большие суммы. Нельзя больше жить как бы в долг у жилого фонда. И так довели его до ручки. Особенно в центральной части. Хотя и северной, которую все считаем новой, тоже исполняется уже 45 лет.

   Рд вопросов мы еще и не за-трагивали – например, по ремонту кровли крупнопанельных жилых домов. Если ремонт швов все-таки выполняется, то с кровлями лет через десять проблемы будут очень серьезные. В годы безденежья их даже не красили, как положено по технологии. А за домами надо следить.

   П последнему постановлению правительства средства на капитальный ремонт жилья должны закладываться в местном бюджете – по два рубля 30 копеек на квадратный метр. Денег таких, конечно, нет. Это, по нашим объемам, около 2,5 миллионов квадратных метров муниципального жилья – сумма около 67 миллионов. На эти деньги, если бы они были, можно многое сделать. Но вопрос все равно придется решать, искать средства.

   — А что удалось сделать за последние три года?

   — Довольно многое. Например, значительно уменьшить потери в системе отопления и горячего водоснабжения в центральной части города. Четыре—пять лет назад у нас была комиссия из Челябинска – разбирались, почему идет подпитка системы на ТЭЦ автозавода сырой водой – не справлялись с химподготовкой, так велики были потери. А это, между прочим, настоящее вредительство, иначе не назовешь, но не было другого выхода. До 1200 кубометров в час доходила подпитка. Сегодня она сокращена до 600 кубов в час. И подпитки сырой водой нет. А вспомните веерные отключения электричества – теперь этого нет, случаются только аварийные – сети тоже требуют ремонта. Мы запустили подстанцию «Город-2», хотя она еще не полностью загружена. Нужны средства на прокладку кабелей, чтобы разгрузить «Город-1» и иметь резерв.

   — Давайте теперь посмотрим на проблемы ЖКХ с другой стороны – с точки зрения интересов жильцов. Как в нашем городе продвигается процесс создания ТСЖ, которые должны их защищать?

   — Самый наш больной вопрос. Люди на создание ТСЖ пока не идут. Хотя это дает определенные преимущества – тот же выбор обслуживающей организации. Можно вообще нанять кого-то из своих жильцов для обслуживания, если найдутся желающие. И самим определять, сколько платить и как.

   Рзервов экономии немало. Например, у нас в городе открытая система горячего водоснабжения. То есть вода, которая используется для отопления (а ее специально готовят, и это стоит денег), подается и в краны. А вот если в каждом доме поставить теплообменник и нагревать холодную воду, горячая будет раза в два дешевле. ТСЖ могло бы принять такое решение по своему дому.

   Пчему-то даже в элитных домах, где живут люди состоятельные и квартир немного, не получается пока организовать ТСЖ. Видимо, сказывается наш менталитет: что это я буду сам заботиться о своем доме – есть ЖКХ, пусть заботится. Ну, и за жилье еще не сто процентов платим. Может, с переходом на полную оплату люди задумаются, не пора ли самим контролировать, как их обслуживают за их деньги.

   Тудно однозначно сказать, почему у нас не идет решение этого вопроса. Может, нужна еще разъяснительная работа или надо какой-то пряник показать.

   — А в Москве – на днях по телевизору показывали – котельные начали строить в микрорайонах. Говорят, очень быстро окупаются.

   — Ну, в Москве много чего строят. Я более 25 лет там не бывал, а недавно съездил, вернулся – глава смеется: у Савостицкого глаза квадратные!

   — А вообще много приходилось ездить, за границей бывали?

   — Служил в Германии. Как раз во время чехословацких событий. В мае мы, как это у нас называлось, ездили к ним «на дружбу», соревнования по волейболу проводили, а в августе стреляли друг в друга. Два наших экипажа обеспечивали связь при переходе границы. Часть войск шла из Союза, часть – из Германии, в основном 20-я армия. Они с мая жили на границе, в летних лагерях. Границу перешли в полночь, а к четырем часам уже были в Праге. Хорошо, конечно, что самому не пришлось участвовать. Хотя неделю была боеготовность номер один. Офицеры жили в части. Некоторых даже разжаловали за то, что уходили домой, в городок.

   — А в отпуск куда ездите?

   — Рыбачить ездим с семьей на Волгу, под Астрахань.

   — Не иначе, на Ахтубу? И какой была «самая-самая» рыба?

   — Точно, на Ахтубу. Туда многие миасские компании ездят. А самая большая моя рыба была больше двух пудов – по частям взвешивал, одна голова 8 кг вытянула!

   — Вы ведь и спортом занимаетесь – кажется, велосипедист?

   — Давно не ездил. А вообще был когда-то мастером спорта, чуть не единственным в тресте. Сейчас вот на горных лыжах катаюсь: говорят, надо, значит – надо. Подписку на «Глагол», кстати, выиграл на соревнованиях.

   Кснулись мы в разговоре с Григорием Савостицким и некоторых других вопросов, однако обо всем сразу не расскажешь – хозяйство у него весьма обширное. И это не последняя наша встреча. Присылайте вопросы и темы – обсудим.

   


Подготовила О. ОВСЯННИКОВА.



назад

Яндекс.Метрика